X
09:42 18.05.2018

Позавидовал сам Эрмитаж

Начинается историко-этнографический музей Дагестанского государственного университета, прямо скажем, не с допотопных (сделанных до последнего всемирного потопа) артефактов, а с довольно знакомых вещей: флагов зарубежных стран, картин, украшений…

Оказывается, это лепта зарубежных гостей в вузовский Дом муз: всем, кто заходил сюда когда-то или приходит сегодня, хотелось что-то оставить на память. А все остальные экспонаты, те, что составляют суть и тело музея, студенты добывали сами в многочисленных экспедициях по республике.

А начиналось всё в 1965 году с научного кружка студентов и преподавателей во главе с заведующим кафедрой истории СССР профессором Расулом Магомедовым (его именем назван музей). Собирали всё, что казалось любопытным, оригинальным, уникальным, и с таким энтузиазмом, что уже в том же году на четвертой Всесоюзной этнографической конференции студентов университетов и педагогических вузов СССР в Махачкале кружок наградили Почетной грамотой Дагестанского государственного университета им. В. И. Ленина.

— В музее представлены памятники не только раннего и позднего Cредневековья, но и бронзового и железного веков, – рассказывает заведующая музеем Раисат Шахбанова. – Из археологических экспонатов интересна коллекция керамики из селения Каякент, отнесенная к каякентско-хорочоевской археологической культуре.

Ученые отнесли их к середине второго тысячелетия до нашей эры.

Один из первых экспонатов музея – глиняный серолощенный тарный сосуд, возможно, предназначался для хранения зерновых культур. По предположению профессора Магомедова, он относится к эпохе Хазарского каганата. Этот сосуд был случайной находкой, его обнаружили во время строительства дома в селении Стальское Кизилюртовского района. А вот гордость этнографической коллекции, – указывает Раисат Шахбанова на бронзовый котел на трех ножках из селения Кубачи. – На нем куфическая надпись: сделан в древнем среднеазиатском городе Мерве в ХII веке. Говорят, что котел просили перенести в Эрмитаж. Не дали.

И я вспомнила: что-то подобное мне встречалось в поездках по Дагестану.

Рассказываю экскурсоводу, что видела однажды такой ковш в местечке, где Андийское Койсу спешит спрятаться за гору с неизвестным названием. Редкие, до безумия преданные своему делу бабушки по сей день добывают там соль. В селении Кванхидатли Ботлихского района я тоже впряглась в это дело, черпала соленую воду каким-то необычным кувшином. Все время казалось, что он вот-вот треснет и распадётся на мелкие кусочки. Своим страхом я поделилась со старушками, они посмеялись и успокоили, сказали, что он сделан из прочной тыквы только каких-то 60 лет назад.

А вот камень средневековый. На нем вырезана картинка из той самой средневековой давности: собака гонится за медведем. Можно решить, что это оберег для дома. Раисат Шахбанова рассказывает, что до принятия ислама кубачинцы исповедовали зороастризм. Один из пережитков зороастризма – почитание собаки, особенно «четырёхглазой», то есть с двумя пятнышками над глазами – по поверьям, она оберегает своего хозяина и его дом от злых сил. Зооморфная тематика отражается на многих изделиях ремесленников горного Дагестана: браслетах в виде змей, шейных гривнах, подвесках, призванных защищать владельца от злых духов.

В музее большое количество керамических изделий из Сулевкента и Балхара. Видела, знаю, как делают осликов и чудаковатых старичков. И орнаменты эти очень знакомы – спирали, кружочки, ромбы – символы плодородия, древа жизни. С таким кувшином в доме всегда будет что поесть и род не кончится. Интересно, знал об этом студент, который принес его в дар музею? Сулевкентская керамика долгое время считалась утерянной, редкие образцы можно было встретить только в музеях. Некогда гончарный круг был в каждом сулевкентском доме и ремесло, как священный Коран, передавалось по наследству. Вернуть селу былую славу взялся местный предприниматель. Долгие годы вместе с учеными разыскивал утерянный рецепт. И нашел! Теперь народный промысел восстановлен в первозданном виде.

Мало кто знает, что в Цунтинском районе, кроме сыра и шерстяных носков, изготовляли еще и серьги. А в витринах музея есть тому свидетельство в виде литейной формы из камня.

Раисат Шахбанова указывает на котел с выгравированными узорами и спрашивает:

— Для чего, по-вашему, он служил?

— Похоже на походный котелок, но красивее, конечно.

— Это шкатулка, хоть и весит пять-шесть килограммов. Его брала с собой в баню богатая бакинская женщина и держала в нем украшения до завершения водных процедур.

Центрами медночеканного производства в Дагестане XII века были селения, расположенные вблизи крупных разработок залежей меди: даргинское Кубачи, лакские Кумух и Кунди, аварское Гоцатль. Рассказывают, что до середины XIX века посуду изготавливали из меди, позже, после установления торговых связей с Россией, утварь стали делать из листовой меди и латуни. У кубачинских водоносных сосудов «мучал» интересная форма: если положить его на бок, он напоминает конфетку, если развернуть под другим углом – пушку. Потому и веришь в легенду о том, что они спасли Кубачи от нашествия врагов: те развернулись назад, приняв блистающие на солнце сосуды за пушки.

В других витринах – инструмент для плетения корзинных сетей, штампы для пряников, светильники, кресты, чираги дагестанские, хирургические инструменты в виде вилок, азербайджанские напловники – крышки для плова в форме конусообразного иранского шлема. Всего более двух тысяч единиц хранения основного фонда и около одной тысячи единиц научно-вспомогательного фонда.

Статьи из «Выставки»

Краски жизни и голоса эпохи

8
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Неповторимый мир мастера

51
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

80
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

«Архив Ахульго». История с продолжением

50
«Историк излагает факты, народ рассказывает,...

Порталы в прошлое

38
Хотите ощутить дух Дагестана почти двухвековой давности, увидеть его улицы, базары, селения?...

Краски Ингушетии в Стране гор

23
Ингушетия… Стоит произнести это слово, и перед глазами башни-великаны – немые хранители...

Краски нашей Родины

66
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

На языке красоты

29
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Свет сквозь печаль

31
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

44
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

111
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

45
Музыка всегда сопровождала советских...