Познать душу домбры
Свой первый музыкальный инструмент он изготовил в 12 лет. Гриф выпилил на уроке труда лобзиком из фанеры, а корпус сделал из консервной банки. На вид сущая абракадабра, но главное звучит! Учителя оценили его работу. Больше, наверное, за идею, выдумку и смелое решение.
Спустя годы Файзулла Мусаев (на снимке), став лауреатом премии Правительства РД «Душа Дагестана» за сохранение и популяризацию народного искусства, с благодарностью будет вспоминать тот день и те добрые слова, что услышал от своих педагогов. Сегодня он сам – учитель, преподает мастерство игры на народных инструментах ученикам детской школы искусств №5 Махачкалы.
– С 10 лет я учился играть на домбре у Алиби Романова – нашего народного акына, сказителя, – рассказывает Файзулла Мусаев. – Владеть инструментом стал достаточно быстро и успешно. После нескольких месяцев учебы одержал победу на музыкальных конкурсах в Махачкале, Кизляре, Международном фестивале в Элисте. Такой триумф не мог пройти незамеченным в творческой среде. Мной заинтересовался известный композитор, певец, заслуженный артист РД Яхья Кудайбердиев и предложил свою помощь. Обучил нотной грамоте, нескольким произведениям и посоветовал продолжить учебу. В 1993 году я поступил в Астраханское училище искусств.
С заветным дипломом в руках молодой выпускник прославленного музыкального вуза страны устроился на работу в ансамбль «Саз». Жизнь наполнилась путешествиями в новые города, гастролями, впечатлениями. Но во всей этой яркой, наполненной таким разнообразием жизни он все же находил время для особого, близкого общения с родным для него инструментом.
– Я не смог отказать себе в желании заглянуть ему в «душу», – делится Мусаев. – Разобрал, посмотрел, что и как устроено, а потом пробовал снова собрать.
А вскоре он самостоятельно смастерил свою домбру. Много работая над собой, стал одним из немногих в республике, кто создает этот уникальный и удивительный по-своему звучанию народный инструмент. Затем в мастерской Файзуллы стали появляться и агач-кумузы, и камышовые свирели и ряд духовых ногайских инструментов. Работал он с различными породами дерева – буком, орехом, кленом. Стали поступать заказы на инструменты из такого редкого материала, как палисандр.
Спустя годы слава о Файзулле, как о хорошем специалисте по ногайским музыкальным инструментам, быстро разлетелась по республике, и потому его в скором времени пригласили послужить на благо своего родного района и села – Терекли-Мектеба. Там его ждали в оркестре и в ансамбле «Айланай». Выбрать было непросто. Да и как, когда все свое, родное. Однако мастер научился совмещать любимое дело и исполнительство. Спустя много лет, оставив насиженные места, он переезжает в Махачкалу. Опытного музыканта пригласили работать на музыкальный факультет ДГПУ и в ДШИ №5.
Сегодня о Файзулле Калманбетовиче в столице республики, и не только, знают многие, ведь управляемый им ансамбль домбристов завоевал не одну награду на самых разных смотрах, фестивалях и конкурсах как в республике, так и далеко за ее пределами.
– На домбре можно исполнить любую песню, воссоздать забытые мелодии, которые живут в памяти аксакалов и собирателей фольклора. Мой дедушка, говорят, тоже играл на домбре, а у отца был хороший слух, тембр голоса, любил грузинские песни исполнять. Про моего сына Башира можно сказать, что он музыкант в четвертом поколении. В Нальчике завоевал золотую медаль на 6-м международном конкурсе исполнителей на народных инструментах «Подкова счастья», – рассказывает музыкант.
В 2005 году вышло в свет его пособие «Самоучитель школы игры на национальных инструментах». Пять лет над ним трудился мастер и музыкант. Все это время ушло не только на разработку рекомендаций к игре на народных инструментах, но и на написание произведений к каждому из них.
– Сочинительство – вещь спонтанная, если вовремя не взяться за карандаш, можно упустить что-то очень ценное, – делится Файзулла Мусаев. – А потому блокнот и ручка всегда под рукой.
Но самый главный труд мастера еще впереди – он собирает материал для написания книги по ногайским инструментам.
– Их ни много ни мало 27, – рассказывает Мусаев. – Я разбил все по группам: духовые, самозвучащие, ударные. И о каждом хочу подробно рассказать на страницах нового издания. Пока идет сбор необходимого материала.
А еще в мечтах у музыканта – создание домбры с двойным грифом для воплощения разных музыкальных идей.
– Было время, когда я думал сменить работу. Поменял имидж, костюм, прическу и уехал на поиски чего-то нового. Поработал фотографом, видеографом, на бахчевых культурах. Но вскоре вернулся в родные места и понял, что без музыки мне нельзя. И отправился покорять Казахстан, Турцию, Венгрию, Крым… Сегодня я благодарен судьбе, что она вернула меня на музыкальный путь. Мое любимое дело и мои ученики – самая большая моя отрада, – поделился под конец беседы Файзулла Мусаев.