X

Позолоченный русский мир

Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры необыкновенной красоты, будя воображение сюжетными композициями национальных мотивов, изображением необычных животных и птиц, людей, символизирующих возвышенное и земное. Дивишься, да творение ли это рук человеческих, а может, столь прекрасные произведения с необыкновенно фантастическими сюжетами придуманы самой природой?

Инфографика творчества в лицах

Вглядываясь в цветную «инфо­графику» необыкновенных подвесок, браслетов, шкатулок, ювелирных украшений, невольно задаешься вопросом: кто автор?

– Мне суждено было родиться мастером, – улыбается Бахмуд Изабакаров, – всё в нашем доме было подчинено древнему ремеслу. Такая вот наследственность. И уже мои дети, недавно родившийся сын, я уверен, пойдут по моим стопам.

Уже с пятого класса родители отправляли Бахмуда к знаменитым дедам Гаджиабдулле Гаджимагомедовичу, работавшему с перегородчатой эмалью, и Гаджиомару Бахмудовичу, славившемуся техникой выемчатой эмали. И так, наблюдая за рукотворными творениями, он еще мальчишкой заболел уникальным искусством, учась поначалу выводить орнамент на медной пластине, гравировать, овладевать эмалевым искусством. И так из лета в лето.

– После школы поступил в ДГТУ на IT-технологии, тогда это уже модно было, а сейчас без этого как без рук в той же ювелирной науке, – замечает он. – Я точно знал, что дело это пригодится, когда всерьез займусь родовым ремеслом. И мои уроки, полученные в детстве, дали мне ту профессиональную закваску, что легли в основу профессионального дела.

Деды Бахмуда были известные и замечательные – работы Гаджиабдуллы Гаджимагомедовича хранятся в музее Кубачинского художественного комбината, известны как дагестанским народным умельцам, так и за пределами Дагестана, за рубежом. Другой дед, Гаджиомар Бахмудович, прославившийся уникальными изделиями, был известен далеко за пределами страны. Учитель труда, он вместе со своими учениками занимал призовые места на знаменитых выставках ВДНХ. В свое время выпустил уникальную программу по трудовому обучению «Основы кубачинского искусства». По этому учебному пособию обучаются по сей день. Известный педагог стал победителем конкурса «Лучший учитель России-2007». А на следующий год получил диплом лауреата премии «Семья России» в номинации «Династия за сохранение традиций служения народному искусству семьи Изабакаровых». Он мастер, заслуженный художник России. Собеседник вспоминает и брата деда Кадыра Изабакарова, его супругу, знаменитую Манабу Магомедову, народного художника России и Грузии, и их дочь Лейлу.

Бахмуд подробно рассказывает о корневой основе, о близких, от которых вместе с кровью ему передалось наследственное искусство. И признаётся, что, обладая такими предками, ему на роду написано быть мастером. Продолжает рассказ об отце, Ильясе Гаджиомаровиче, который, как водится члену знаменитой семьи, является заслуженным художником Дагестана, академиком европейской академии наук.

– Работы отца находятся во многих частных коллекциях на родине и за рубежом, – не без гордости говорит Бахмуд. – Папа изготавливал для Московской патриархии посох, вазу, крест высотой три метра. Он один из известных антикварщиков Дагестана. Гости его знаменитого салона-музея не только российские туристы, здесь можно увидеть голландцев, немцев, итальянцев, что свидетельствует о мастерстве знаменитого кубачинца, искусство которого знают и восхищаются даже те, кого, казалось бы, трудно чем-либо удивить.

Русский узор

Мастер замечает, что любители ювелирных изделий особо ценят именно те, которые изготавливаются по старинным технологиям. Но это вовсе не означает, что кубачинские мастера предпочитают работать только по традиционным лекалам. Это современные изделия, которые могут составить конкуренцию любым дизайнерским работам. Например, сам мастер-ювелир немного отошёл от традиционной «растительной» манеры исполнения, признаваясь, что ему близка русская техника, так называемый русский узор. И рассказывает, что декоративно-прикладной стиль русского искусства всегда вызывал у него интерес не только сочетанием серебра с эмалью с использованием техники черни.

– Этим трудно удивить, – говорит он, – а вот яркий, самобытный русский узор, удивительно точно передающий характер украшения, манящий глаз необычным богатством красок, никого не оставляет равнодушным. Особую декоративность изделиям придает обилие растительного сканного орнамента, русского колорита, путем спаивания тонкой проволоки из драгоценных металлов в узор с применением многоцветной эмали, черни, глубокого тона, рельефных чеканных узоров.

Мастер замечает, что так называемая русская техника по приемам во многом схожа с традиционной дагестанской. Но ее неповторимость в той особенности, что характерна красочной русской символике, отличаясь радужными красками, так напоминающими боярский стиль, русский кокошник, пушкинские жемчуга, «огрузившие шею».

Так он сохраняет ту самобытность, что привнесла в современное ювелирное дело экзотическую ни с чем не сравнимую особенность русской культуры, что так поражает модный мир нарядами и украшениями, притягивающими глаз завораживающей красотой. Особенно эффектно выглядят русские узоры в перстнях, конусообразных, увенчанных жемчугом, бирюзой, в поясах, декорированных мелким растительным орнаментом, ожерельях, отделанных характерными чеканными узорами, зернью, эмалью. Мастер говорит о том, что многое сохраняется как в современных дагестанских изделиях, так и в так называемых «русских», передавая из поколения в поколение гармонию форм, выразительность, симметричность композиций орнаментальную пышность, звонкое многоцветье камней.

Так, аккумулируя творческое мастерство, ювелир создает синтез традиционного дагестанского и русского искусства, позволяющего узнавать авторскую стилистику с первого взгляда. Это характерная черта мастера, для которого ювелирное дело не ремесло, а наука, не подсмотренное, а самобытное искусство, мотивы которого привносят в его композиции тот особый идеал красоты, что влечет оригинальным подбором авторских приемов, создавая особое настроение.

Бренды мастера

Натура творческая, Бахмуд охотно работает в характерной технике филиграни, в так называемой выпиловке, связанной с модными именными кулонами. А еще его можно назвать стилистом, придумавшим изготавливать изделия с эмблемами футбольных команд, ему это интересно. Ему 34 года. «Запас времени позволяет увлекаться тем, что интересно. Главное, чтобы это было сделано на высоком художественном уровне», – говорит он.

Убежден, что применение новых технологий неизбежно, но ничто не заменит руку, глаз мастера, передающего свои мысли, настроение, желание удивить невиданной красотой людей. И считает, что самые лучшие в его жизни часы – ночью, когда он может уединиться в мастерской и заняться любимым делом. Тогда и мысли приходят в голову, рождая эксклюзивные сюжеты, изделия. Он с удовольствием работает с современными стилистами, дизайнерами, превращая их идеи в эксклюзивные произведения. И рассказывает, как осовременил набор для молодоженов, сделанный еще его отцом для мамы. Изысканный, он влечет романтикой прошлого, необыкновенной цветочной ажурной вязью, нежной тональностью, но с уже отличающейся от прежней техникой – с другими мыслями, чувствами.

– Это трудно объяснить, – говорит мастер, – но в каждой работе отражается мир, в котором ты живешь, психология человека, его настроение. Творческие люди это знают, подсознательно выражая время. Оно разное, тревожное и счастливое, сумбурное и напряженное, когда человек проявляет свои лучшие качества, или, наоборот, отчужденно воспринимая мир.

Бахмуд – тот самый дагестанец, отображающий действительность, самобытность. Его творенье – необыкновенное кольцо, вершину которого украшает декоративный элемент на фоне знаменитых многоступенчатых крыш. А вот браслет с бирюзой и жемчугом, холодная эмаль, позолота – это то, к чему прикипело сердце мастера. Его «русская» стилизация украшает декоративное панно, посвященное столетию великого Гамзатова. В центре панно сам поэт на фоне гор, где он родился и к которым вернулся. «Рог изобилия» – это по-настоящему уникальная работа, в которой он проявляет все свое творческое мастерство.

Статьи из «Народные промыслы»

Квинтессенция будущего

25
Многообразные декоративные формы и образы, словно созданные самой природой,...

Бежта в орнаментах

85
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

Этнические мотивы в украшениях

77
Литьё, ковка, чернение, гравировка…Переливаясь,...

Чтобы нить времён не прерывалась

73
В каждом селе Дагестана есть свой способ вышивания, свой...

С «алмасовским» звучанием

179
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Чухта исполняет просьбу

224
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....