Правда, сказанная честным человеком
Однажды Эффенди Капиев на вопрос матери: «Кем ты хочешь стать?» — ответил: «Писателем. И мне кажется, что я стану им». Мама удивленно взглянула на сына: «Ты уверен в этом? Ведь надо много учиться». Подросток кивнул головой: «Да, уверен».
Эффенди Мансурович родился в лакском селении Кумух в 1909 году. Отец был гравером и ювелиром, а мать домохозяйкой.
Детские годы мальчик провел на Ставрополье, находясь там с отцом. Там же научился говорить на русском языке и познакомился с произведениями Пушкина, Кольцова, Тютчева, Толстого.
В 1921 году в Темир-Хан-Шуре открылся первый в республике техникум-интернат. Здесь и стал в дальнейшем учиться Эффенди.
Литературу в техникуме преподавал опытный педагог В. Сергиенко. Преподавал хорошо. Но, по воспоминаниям учеников, литература у него кончалась там, где начинался Маяковский.
«Да, да! – кричал он. – Хулиган в литературе! Я хочу, чтобы вы это знали».
Поэтому никто из учеников не осмеливался читать стихи Маяковского в присутствии строгого учителя. В основном изучали произведения Пушкина, Толстого, Блока.
Однажды один из ребят попросил Капиева:
– Прочти, пожалуйста, что-нибудь из Маяковского, пока учителя нет. Ты хорошо читаешь.
Он согласился и стал читать. Остальные с большим вниманием слушали, но тут, как назло, в класс вошел Сергиенко. Худощавый и невысокий, он появился незаметно, никто не увидел его, только услышали крик:
– Как вы посмели читать стихи этого хулигана?! Я ведь просил воздержаться от чтения его произведений…
Все с опаской посмотрели на учителя. А Капиев развел руками и ответил:
– Да вот, ребята попросили.
Тот нахмурился:
– За сегодняшний день поставлю всем низкие оценки!
***
В 1928 году Эффенди окончил техникум и был направлен работать учителем в кумыкский аул Аксай.
«Я открыл дверь, все посмотрели на меня и встали. Я смутился и, очевидно, покраснел. Стараясь принять простую, равнодушную позу, я остановился у окна. Колени и губы мои дрожали. Я три раза вынул руки из карманов и спрятал их обратно…», – вспоминал он.
Но вот урок получился. И Капиев пишет с восторгом: «Я вышел из класса возбужденный. Мне было приятно и весело. Я чувствовал себя совсем взрослым».
Учебный год закончить ему не удалось, поскольку в апреле 1929 года он был арестован. Позже выяснилось, что оснований для этого не было, просто чекистам показалось подозрительным, что юноша общается с жителем селения Аксай Будай-Ханом. Это был бывший царский офицер, обладатель богатой библиотеки. У Будай-Хана Капиев брал редкие исторические журналы, зачитывался трудами о Кавказской войне. Через несколько дней он был освобожден. Будущий писатель не вернулся в Аксай, а уехал к родителям в Буйнакск.
***
Летом 1930 года Эффенди уехал в Ленинград по путевке комсомола, чтобы учиться в машиностроительном институте. Но уже на первом курсе понял, что совершил ошибку. Он в основном увлекался чтением художественной литературы, много изучал иностранную и отечественную историю, а к точным наукам был равнодушен. Бросив учебу, вернулся домой. Увидев слезы матери сказал:
– Мама, ну какой из меня инженер?! Я хочу быть писателем. Ты должна понять меня.
– А как ты будешь зарабатывать деньги? Писателям хоть что-то платят?
– Хорошо платят. Об этом говорил недавно Максим Горький на встрече с молодыми литераторами.
– Кто такой Горький?
Эффенди засмеялся:
– Это самый главный пролетарский писатель. У него есть очень хорошее произведение, которое называется «Мать».
– Так и называется? – удивилась пожилая женщина.
– Да. Это роман про всех матерей нашей страны.
***
В 1931 году в газете «Красный Дагестан» был опубликован первый его рассказ «Приговор приводится в исполнение». В этом произведении начинающий писатель отобразил нелегкую женскую судьбу.
Уже в 60-е годы литературовед Хабибат Тамадаева в монографии, посвященной Эффенди, писала:
«Первый напечатанный рассказ Капиева поднимал такую тему, которая и сегодня остается очень острой в горах Дагестана. Несомненно, рассказ являлся большой удачей молодого автора».
Когда он оказался в среде тогдашних дагестанских литераторов, то широта кругозора и уровень профессиональной подготовленности резко выделили его среди всех. Капиев становится ответственным секретарем ДАПП (Дагестанская ассоциация пролетарских писателей), а в 1934 году его приглашают в Москву на I Cъезд советских писателей.
Наш земляк встречался с Максимом Горьким и читал ему стихи Сулеймана Стальского, Абуталиба Гафурова, Гамзата Цадасы.
Горький слушал и кивал головой. Потом спросил:
– А кто перевел стихи?
– Да вот я сам, – чуть смущенно ответил Капиев.
Тот благодушно усмехнулся:
– Прекрасный перевод! Поздравлю. Очень нужное дело делаете. Стихи ваших поэтов должны знать все в нашей стране.
Предоставили Капиеву также возможность выступить на съезде. Он вышел на трибуну и громко заявил:
«Золотое детство дагестанской литературы прошло. Да здравствует зрелость, и никаких скидок».
С тех пор под этим девизом стали проходить все съезды писателей.
***
В 1935 году Капиев переехал в Пятигорск и стал работать в газете «Молодой ленинец». Тогда же побывал в селении Ашага-Стал у народного поэта Сулеймана Стальского.
Через некоторое время писатель Петр Павленко попросил Эффенди перевести стихи Стальского на русский язык для центральной газеты «Правда».
– Надо подготовить десять стихотворений, – сказал он. – У тебя всего пять дней.
В результате его переводы оказались наиболее удачными. После смерти Стальского писатель создал о нем цикл новелл под названием «Поэт». В декабре 1938 года на декаднике новеллистов в московском клубе писателей Капиев читает одну из глав рукописи. Присутствующий при этом чтении сын Сулеймана Стальского Мусаиб сказал:
– Я словно вновь увидел живого отца. Так интересно еще никто не писал о нем. Ты, Эффенди, подарил ему вторую жизнь.
И Мусаиб крепко пожал ему руку.
В 1940 году главы из «Поэта» стали печататься в «Дагестанской правде», а чуть позже в журналах «Знамя» и «Тридцать дней». Очень высоко оценили рукопись такие выдающиеся писатели, как Николай Тихонов, Леонид Леонов, Михаил Шолохов.
Но, к сожалению, отдельной книгой новеллы были изданы только после смерти автора, летом 1944 года. В 1941-м писатель был командирован на южный участок фронта. В результате этой поездки появилась книга рассказов и очерков «Казаки на фронте», написанная совместно с журналистом Семеном Бабаевским.
А осенью 1942-го Капиев становится уже корреспондентом газеты Северо-Кавказского фронта «Вперед за Родину!». Статьи, которые печатались в этом издании, писатель объединил затем в сборник под названием «Фронтовые очерки». Когда известный драматург Всеволод Вишневский прочитал очерки, он так определил их смысл:
«…Это высокая правда о войне, правда, сказанная храбрым и честным человеком».
***
В начале января 1944 года Эффенди был отправлен в тыл для лечения. Он давно мучился от язвы желудка. Писатель ложится в Пятигорский госпиталь № 5430. Но операция прошла неудачно, и утром 27 января Капиев скончался.
Вот какие проникновенные, щемящие сердце и душу строчки он написал, находясь в госпитале за неделю до смерти: «Здравствуй, человек! Благословенны твои будни и земля, вскормившая тебя!».