Правда жизни от классика
Как взрослеющей личности познавать себя и людей? Как научиться жить в обществе, чтобы не сломаться, не раствориться и оставить себя настоящего, неподдельного, сохранив чистоту души своей и не потеряв дороги к Богу? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности – это не простое сложение или вычитание. Но если обратиться к классической литературе, появляется возможность над этими вопросами поразмыслить и порефлексировать…
На днях Русский драматический театр им. М. Горького дал своим зрителям пищу для размышлений, представив свой премьерный спектакль «Мальчики» Виктора Розова по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». В основу пьесы легла не главная сюжетная линия романа, а лишь одна ее ветвь: взаимоотношения подростков. Молодые люди только начинают жить, однако уже имеют свои убеждения, которые так или иначе касаются основных вопросов прозы Достоевского. Это в первую очередь вопросы Бога и безбожия, жестокости и сострадания.
Девять «детских» глав романа «Братья Карамазовы» сложились в историю одновременно грустную и светлую, тяжёлую как философский труд и лёгкую как сказочная притча. Одиннадцатилетние гимназисты сначала со слепой ненавистью бросают камни в Илюшу Снегирёва, а затем под положительным влиянием Алёши Карамазова скрашивают недавнему противнику последние дни и клянутся вечно помнить друг друга на его могиле… Сложно найти более библейскую сюжетную метафору в отечественной, если не мировой, литературе. Текст Достоевского со сцены прочитан практически полностью – со всеми интереснейшими монологами и диалогами, эмоциональными вспышками, достоверность которых требует колоссального нервного напряжения.
Режиссер-постановщик нового спектакля – заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. Постановка была создана на средства гранта Главы Республики Дагестан к 200-летию Ф. М. Достоевского. По словам директора Русского театра Тимура Магомедова, проблемы, поднимаемые в романе «Братья Карамазовы», созвучны современному обществу: жестокость, вседозволенность, эгоизм и милосердие, вера и неверие.
«Для Достоевского в его романе были важны не сами действия, а души и характеры героев, что режиссёр и воплотил в нашей новой постановке», – рассказал Тимур Магомедов.
Работу над спектаклем театр начал еще год назад, а на протяжении последних пяти месяцев шла его активная подготовка к выходу в свет. Творческая команда посетила церковь, где были встречи с отцом Иоаном, беседы на религиозные темы. Таким образом постановщик и актеры хотели по возможности глубже вникнуть в философию о Боге и человеке, которую пронес в своем произведении Достоевский. Процесс работы над постановкой, по словам Скандарбека Тулпарова, был непростым, потому что поднятые некогда классиком проблемы и темы – они вечны, находят отражение сегодня и будут актуальны дальше в поколениях.
«Работать с таким материалом сложно и одновременно за счастье. Это глубина, это психология, это анализ жизни и души человеческой с самых разных сторон. Достоевский прожил сложную жизнь, и это отразилось в его произведениях. Один из главных посылов, который он заключил в «Братьях Карамазовых», – это, как мне видится, то, что мы, люди, часто бываем нечестны перед самими собой и по-настоящему не верим в Бога. Мы играем какие-то общепринятые роли, ходим в храмы, церкви, мечети, а выходя, совершаем страшные вещи. Верь мы по-настоящему, не слепо, фанатично, а постигая божий промысел, стремясь совершать добро, возможно, всего того, что творится на земле страшного, было бы гораздо меньше. Однако, увы, мы видим, что видим. И это же видел и глубоко прочувствовал Достоевский, и у нас есть возможность обратиться к его мудрости и что-то для себя понять. Это бесценно», – делится режиссер.
Главный выразитель мыслей Достоевского в произведении – монах Алексей Карамазов. Своим наставником он отправлен «в народ», чтобы там, вне церкви, Алёша лечил души людские. И он, как может, пытается это делать. Герой видит много горестей и страданий, видит пороки человеческие и пытается, как может, нести свет божьего слова. Ему непросто достучаться до душ других людей, порой непросто разобраться и в себе, но он понимает, что надо стремиться помогать тем, кто его окружает, надо нести им добро, учить их состраданию и искренне это делает.
«Схватить образ Алёши мне было крайне сложно. Трудно было найти этот персонаж сегодня. Я смотрел фильмы, передачи о церкви, монахах, читал и постоянно искал, копался в себе. Эта внутренняя работа шла, можно сказать, двадцать четыре на семь, но, даже сыграв сегодня на сцене перед зрителем, я понимаю, что, может, еще не до конца вник в суть своего героя. Достоевский – сложный автор и его глубокая философия так просто не дается», – говорит Антон Артёмов, актер Русского театра, сыгравший главного героя в спектакле.
Первые зрители по достоинству оценили новую постановку Русского театра. Руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом иеромонах Иоанн (Анисимов), оказывавший консультативную помощь труппе при подготовке спектакля, подчёркивает, что творческому коллективу удалось создать постановку, благодаря которой мысли и истина, которые постиг в ходе своей весьма непростой жизни Достоевский, предстали на сцене.
«Театр это тоже своеобразный храм, где до людей языком искусства доносятся те же вечные истины, которые проповедует церковь. В постановке «Мальчики», в частности, в диалогах и монологах, да и так, между строк, звучал призыв к людям, чтобы они были добрее, чище, проявляли сострадание к ближним, жили по совести, задумывались о жизни, о смысле ее, и о том, что она может в любой момент оборваться.
Декорации, свет, музыка, актерская игра – всё создавало особую атмосферу и передавало суть человеческого бытия. Безудержное веселье, сменяемое глубокими философскими рассуждениями – кто-то скачет в безудержном угаре, а кто-то рядом плачет. Всё как в жизни. Достоевский – автор, к которому нужно постоянно возвращаться. Он сам много страдал и через страдания пришел к истине, понять которую большое благо, потому новая постановка Русского театра – это ценный подарок людям», – отметил отец Иоанн.