X
20:00 30.12.2021

Правда жизни от классика

Как взрослеющей личности познавать себя и людей? Как научиться жить в обществе, чтобы не сломаться, не раствориться и оставить себя настоящего, неподдельного, сохранив чистоту души своей и не потеряв дороги к Богу? Ответы на эти вопросы не лежат на поверхности – это не простое сложение или вычитание. Но если обратиться к классической литературе, появляется возможность над этими вопросами поразмыслить и порефлексировать…

На днях Русский драматический театр им. М. Горького дал своим зрителям пищу для размышлений, представив свой премьерный спектакль «Мальчики» Виктора Розова по мотивам романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы». В основу пьесы легла не главная сюжетная линия романа, а лишь одна ее ветвь: взаимоотношения подростков. Молодые люди только начинают жить, однако уже имеют свои убеждения, которые так или иначе касаются основных вопросов прозы Достоевского. Это в первую очередь вопросы Бога и безбожия, жестокости и сострадания.

Девять «детских» глав романа «Братья Карамазовы» сложились в историю одновременно грустную и светлую, тяжёлую как философский труд и лёгкую как сказочная притча. Одиннадцатилетние гимназисты сначала со слепой ненавистью бросают камни в Илюшу Снегирёва, а затем под положительным влиянием Алёши Карамазова скрашивают недавнему противнику последние дни и клянутся вечно помнить друг друга на его могиле… Сложно найти более библейскую сюжетную метафору в отечественной, если не мировой, литературе. Текст Достоевского со сцены прочитан практически полностью – со всеми интереснейшими монологами и диалогами, эмоциональными вспышками, достоверность которых требует колоссального нервного напряжения.

Режиссер-постановщик нового спектакля – заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров. Постановка была создана на средства гранта Главы Республики Дагестан к 200-летию Ф. М. Достоевского. По словам директора Русского театра Тимура Магомедова, проблемы, поднимаемые в романе «Братья Карамазовы», созвучны современному обществу: жестокость, вседозволенность, эгоизм и милосердие, вера и неверие.

«Для Достоевского в его романе были важны не сами действия, а души и характеры героев, что режиссёр и воплотил в нашей новой постановке», – рассказал Тимур Магомедов.

Работу над спектаклем театр начал еще год назад, а на протяжении последних пяти месяцев шла его активная подготовка к выходу в свет. Творческая команда посетила церковь, где были встречи с отцом Иоаном, беседы на религиозные темы. Таким образом постановщик и актеры хотели по возможности глубже вникнуть в философию о Боге и человеке, которую пронес в своем произведении Достоевский. Процесс работы над постановкой, по словам Скандарбека Тулпарова, был непростым, потому что поднятые некогда классиком проблемы и темы – они вечны, находят отражение сегодня и будут актуальны дальше в поколениях.

«Работать с таким материалом сложно и одновременно за счастье. Это глубина, это психология, это анализ жизни и души человеческой с самых разных сторон. Достоевский прожил сложную жизнь, и это отразилось в его произведениях. Один из главных посылов, который он заключил в «Братьях Карамазовых», – это, как мне видится, то, что мы, люди, часто бываем нечестны перед самими собой и по-настоящему не верим в Бога. Мы играем какие-то общепринятые роли, ходим в храмы, церкви, мечети, а выходя, совершаем страшные вещи. Верь мы по-настоящему, не слепо, фанатично, а постигая божий промысел, стремясь совершать добро, возможно, всего того, что творится на земле страшного, было бы гораздо меньше. Однако, увы, мы видим, что видим. И это же видел и глубоко прочувствовал Достоевский, и у нас есть возможность обратиться к его мудрости и что-то для себя понять. Это бесценно», – делится режиссер.

Главный выразитель мыслей Достоевского в произведении – монах Алексей Карамазов. Своим наставником он отправлен «в народ», чтобы там, вне церкви, Алёша лечил души людские. И он, как может, пытается это делать. Герой видит много горестей и страданий, видит пороки человеческие и пытается, как может, нести свет божьего слова. Ему непросто достучаться до душ других людей, порой непросто разобраться и в себе, но он понимает, что надо стремиться помогать тем, кто его окружает, надо нести им добро, учить их состраданию и искренне это делает.

«Схватить образ Алёши мне было крайне сложно. Трудно было найти этот персонаж сегодня. Я смотрел фильмы, передачи о церкви, монахах, читал и постоянно искал, копался в себе. Эта внутренняя работа шла, можно сказать, двадцать четыре на семь, но, даже сыграв сегодня на сцене перед зрителем, я понимаю, что, может, еще не до конца вник в суть своего героя. Достоевский – сложный автор и его глубокая философия так просто не дается», – говорит Антон Артёмов, актер Русского театра, сыгравший главного героя в спектакле.

Первые зрители по достоинству оценили новую постановку Русского театра. Руководитель епархиального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом иеромонах Иоанн (Анисимов), оказывавший консультативную помощь труппе при подготовке спектакля, подчёркивает, что творческому коллективу удалось создать постановку, благодаря которой мысли и истина, которые постиг в ходе своей весьма непростой жизни Достоевский, предстали на сцене.

«Театр это тоже своеобразный храм, где до людей языком искусства доносятся те же вечные истины, которые проповедует церковь. В постановке «Мальчики», в частности, в диалогах и монологах, да и так, между строк, звучал призыв к людям, чтобы они были добрее, чище, проявляли сострадание к ближним, жили по совести, задумывались о жизни, о смысле ее, и о том, что она может в любой момент оборваться.

Декорации, свет, музыка, актерская игра – всё создавало особую атмосферу и передавало суть человеческого бытия. Безудержное веселье, сменяемое глубокими философскими рассуждениями – кто-то скачет в безудержном угаре, а кто-то рядом плачет. Всё как в жизни. Достоевский – автор, к которому нужно постоянно возвращаться. Он сам много страдал и через страдания пришел к истине, понять которую большое благо, потому новая постановка Русского театра – это ценный подарок людям», – отметил отец Иоанн.

Похожие

Наша память, наш долг

9
В России широко отметили 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне – по всей стране...

Экскурсия по театральному закулисью

23
Праздник театрального искусства подарил зрителям...

Республика мечты

116
За этот юбилейный Гамзатовский год много мы видели спектаклей, посвященных поэту и...

Первый и старейший

60
Программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана...

Всё только начинается!

147
Казалось, совсем недавно Русский театр им. Горького триумфально завершил очередной...

Остановка – Дагестан

273
Новогодние истории Русского театра нередко придумывает заслуженный деятель искусств...

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

105
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

12
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

95
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

17
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...