Именно таким мне видится сегодня Русский драматический театр имени М. Горького под художественным руководством заслуженного деятеля искусств РФ Скандарбека Тулпарова, открывающий свой 89-й сезон премьерой спектакля «Перед заходом солнца».
Пьеса «Перед заходом солнца» была написана Г. Гауптманом в начале 30-х годов ХХ столетия. В России главного героя Маттиаса Клаузена играли такие мэтры сцены, как Михаил Астангов в театре имени Е.Вахтангова, Николай Симонов в Ленинградском театре драмы им. А.Пушкина, Михаил Царев в Малом театре.
«Перед заходом солнца» — пьеса, которую можно поставить в один ряд с творениями Шекспира и Гете. О судьбе короля Лира говорит и сам Маттиас Клаузен, а его бунт близок бунту Фауста. Режиссер-постановщик спектакля Скандарбек Тулпаров не побоялся столь длинного шлейфа маститых имен, принимавших участие в сценическом воплощении глобального драматургического материала на протяжении нескольких десятков лет. Он рискнул – и победил!
Говорят, что риск – благородное дело, но, согласитесь, только лишь когда он оправдан. Чтобы взяться за работу над столь сложным материалом, у Тулпарова были основания. Во-первых, согласие исполнителя главной роли народного артиста России Айгума Айгумова; во-вторых, сценограф спектакля заслуженный художник республики Марий Эл Борис Голодницкий; в–третьих, труппа, верящая своему режиссеру, и наконец, в-четвертых, зритель, уже давно доказавший свою преданность театру и прекрасно разбирающийся в истинных ценностях (уже один тот факт, что на концерт Спивакова все билеты были проданы за две недели до мероприятия и на премьерные спектакли театра – также, подтверждает это). Именно уважение к своему зрителю помогло режиссеру создать достойное сценическое полотно.
С.Тулпаров сознательно отходит от времени, обозначенном автором пьесы, перенося события в сегодняшний день, ведь темы отцов и детей, верности и предательства, любви и коварства, стяжательства и бескорыстия волнуют нас сегодня ничуть не меньше, чем наших предков. Найдя очень точный темпо-ритм спектакля, он подчиняет ему и музыкальное оформление А. Ильговой, и пластическое решение образов.
Бесспорно, невероятно удачный творческий союз режиссера и художника-постановщика создают атмосферу полного проникновения в тревожный и прекрасный мир алчности и великой любви одновременно. Минимализм в решении сценического пространства дает возможность наполнить атмосферу спектакля зарядом не внешних, а внутренних символов. Одни и те же декорации во время сцен Маттиаса и Инкен (актриса Юлия Майорова) как-будто наполняются незримым светом чистоты и нежности. Эти же декорации начинают излучать холодный, леденящий душу свет в сценах коварного замысла детей против отца, они становятся похожи на операционную, в которой препарируется Душа.
Для Айгума Айгумова работа в спектакле стала знаковой. Его Маттиас Клаузен обладает целомудренной гордостью, верностью своим убеждениям, нежностью и силой воли, растерянностью перед предательством близких людей и глубоким убеждением, что каждый человек имеет право на счастье. И именно так просто своим талантом народный артист России Айгумов убеждает зрителя. Все грани таланта этого маститого актера открылись в этом образе. Как тонко ведет он линию искренней любви 70-летнего могущественного человека к юной девушке Инкен, четко следуя задаче режиссера показать любовь, а не социальные перипетии. Айгум Эльдарович не боится быть наивным и беспомощным в тех сценах, когда видит, что дети, получившие от него все, что только может дать отец своим отпрыскам, начинают строить заговор против него лишь потому, что видят в его любви опасность потерять богатство. Да, Маттиас привык держать удар, удар, но не предательство… Роль сложна психологически. Любовь, нежность, забота, страсть, гнев, отчаяние, так искренне прожитые на сцене, вызывают ком в горле. Артист старой доброй школы так велик в этом спектакле, что у зрителя рождается чувство благодарности к режиссеру, предоставившему возможность увидеть великое так близко.
В этом спектакле много актерских открытий. Это и дебют Юлии Майоровой в роли Инкен. С юношеским максимализмом и абсолютным бескорыстием она бросается на защиту своего возлюбленного и терпит поражение в этой нечестной неравной борьбе, но поражение лишь физическое, а не духовное, поскольку ее Маттиас всегда будет с ней.
Нельзя не отметить и работу заслуженной артистки РД Ирины Давидьянц, матери Инкен. Ее Анна Петерс, как любая любящая мать, желает счастья своей девочке, и когда она видит, как сжимается вокруг той кольцо ненависти, естественно, она встает на защиту, прекрасно понимая, насколько неравны силы в этой борьбе.
Интересны работы и Александра Степанова в роли младшего сына Маттиаса Эгмонта. Если рассматривать некие параллели с «Королем Лиром», то он та же Корделия, единственный ребенок, не предавший отца, оставшийся верным ему до конца. Необходимо отметить и Вахтанга Керечашвили в роли адвоката Ганефельдта, и Владимира Мещерина, и Юрия Колчина, и Константина Переверзева, и Артура Абачараева. Все они составляют единый ансамбль, работающий на сверхзадачу спектакля – только Любовь должна править миром.
Уверена, что со временем некоторые шероховатости в трактовках тех или иных образов будут подчищены, поскольку есть основа – достойный и добротный во всех смыслах спектакль, который можно показывать на любой сцене России и мира.
С началом сезона вас, дорогой театр и любящие его зрители!