Купить PDF-версию
20:48 | 16 апреля, Вт
Махачкала
X
09:53 11.02.2022

Праздник из глубины веков

В Год культурного наследия народов России, объявленный Президентом страны В. Путиным, важно рассказывать о народных праздниках, традициях, обрядах, сохранившихся в Дагестане с древнейших времён, и о не потерявших интереса учёных-этнографах к нашему богатейшему наследию.

В этнокультуре народов республики присутствует множество национальных праздников, верований, обычаев, семейно-бытовых обрядовых традиций. К их числу относится праздник Игби, он принадлежит к циклу весенней календарной обрядности и имеет строгую локализацию. А это значит, что уникальное обрядовое действо проходило с древнейших времён лишь в одном селе – Шаитли – и хранителями его является одна из коренных малочисленных народностей – дидойцы, проживающие в заоблачном районе – Цунтинском. Дидойцы говорят на андо-цезском наречии, которое входит в нахско-дагестанскую языковую семью. Сравнительно недавно, в 1993 году, был издан первый цезский букварь, но в письменности они используют русский и аварский языки, родной звучит лишь в устной речи.

Праздник Игби уникален и не имеет аналогов в обрядовой культуре народов Дагестана и Северного Кавказа. По словам аксакалов села, обряд в с. Шаитли стали проводить примерно в XVII-XVIII веках.

Название праздника связано с особым ритуальным хлебом в форме бублика, на дидойском языке – иг. Игби – множественная форма этого слова. Пекут бублики разного размера – от небольших колечек до изделий 20–30 сантиметров в диаметре.

Праздник проводится в начале февраля. Местные жители считали, что в это время лучи солнца достигают склонов горы Хора, и это предвещало скорый конец зимы и наступление весны. Но готовились к нему задолго. В течение года подмечали хорошие и плохие поступки сельчан. За полтора-два месяца шили костюмы, изготавливали маски для участников Игби.

Персонажи праздника – волки, лесные люди, шайтан. Центральная фигура действа – Квидили. Маски волков делали из шкур домашних животных мехом наружу в виде высокого конуса, в котором были отверстия для глаз, рта, носа. К концу конуса привязывают цветные ленты и воздушные шары. Маску дополняют шубы мехом наружу, перчатки и традиционная вязаная обувь – гедоби. Костюм лесных людей – своего рода комбинезон, на который нашиты мох, сосновые ветки и шишки. Для костюма шайтана подходят любое тряпьё, куски меха, пустые банки. Самый трудоёмкий в изготовлении костюм Квидили. Его маска – это голова крупного животного с рогами и пастью, двигающейся с помощью верёвки. Праздничные маски служат не один год, ежегодно реставрируются и обновляются.

На роль Квидили приглашают уважаемого в Шаитли взрослого человека. Ряженые весь праздник остаются инкогнито, не произносят ни слова, объясняются жестами или через своих «парламентариев» – мальчишек.

С раннего утра мальчишки группами обходят дома. Их одаривают игами. Довольно быстро они собирают полные мешочки хлебцов. Многие хозяйки украшают иги лентами, конфетами. Бублики нанизывают на общий шест, который несут двое мужчин в обычной одежде. Редкий случай, когда не дают иг, тогда боци (ряженый участник праздника) врывается в дом и бьёт мечом из дерева хозяйку за неподготовленность к празднику. Некоторые женщины пытаются «украсть» у боци иг или хотя бы отломить кусок. Боци весело отгоняют их. Шест с игби остаётся под охраной мальчиков, а боци присоединяются к общему веселью с участием других персонажей праздника в масках: врач, спекулянт, турист, военный, милиционер, и забавляют шаитлинцев. Маски позволяют им вести себя свободно и игриво не только по отношению к мужчинам.

Праздник является важной частью культурного наследия дидойцев. Ритуалы проведения Игби, приёмы и технология изготовления масок передаются из поколения в поколение

Тем временем старик-лесничий сообщает, что к празднеству приближается главный персонаж Квидили. Хотя его называют хозяином леса и он не сделал никому ничего плохого, но его в день праздника нужно убить. «Так делали наши деды, иначе будет холодно, снежно, и только после его смерти наступит потепление», – объясняют сельчане.

Квидили в окружении ряженых и шаитлинцев желает всем хорошего урожая, добра во всем. Затем один из сельчан от имени Квидили и боци оглашает список провинившихся в году. Таких по приказу Квидили ведут к проруби и окунают в воду по колено. Одновременно называют имена отличившихся трудолюбием и добрыми делами сельчан и награждают их игом.

К полудню праздник вступает в завершающую стадию. Квидили «убивают» деревянным мечом. Считается, что идея жертвоприношения и дарения – желание добиться плодородия земли и плодовитости скота. Дары и жертвы должны были способствовать процветанию села и будущему урожаю.

Затем все исполнители ролей появляются на годекане, но без масок и ритуальных костюмов. Но кто какую роль исполнял, так и остаётся неизвестным. Они делят между собой игби. На этом праздник заканчивается.

Ритуалы обряда Игби связаны с традиционной хозяйственно-бытовой культурой жителей села Шаитли. Праздник претерпел много изменений, стал более развлекательным, а его календарная и хозяйственная направленность практически не осознаётся шаитлинцами.

К сожалению, в последние годы обрядовый праздник Игби не проводится. Часть жителей мотивируют своё решение тем, что это языческое действо, противоречащее канонам ислама. По словам жителей села, традиции проведения Игби старались придерживаться даже во время вынужденного переселения в Чечню в 1944 году жителей Цунтинского района. Переселенцы шили маски, пекли игби из кукурузной муки за неимением пшеничной и старались ежегодно проводить обрядовый праздник.

Он, хотя частично утерян, является важной частью культурного наследия дидойцев. Ритуалы проведения Игби, приёмы и технология изготовления масок передаются из поколения в поколение. Младшие, перенимая традиции и ритуалы у старших, стараются ненавязчиво донести их до тех, кто идёт им на смену.

Сорок лет назад, в 1982 году, учёными Ленинградского института этнографии А. Азаровым и Ю. Карповым Игби был подробно описан.

А позже в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) состоялась выставка масок, используемых во время празднования обрядового действа малочисленной народности дидойцев. Чтобы не исчезло культурное наследие многонационального горного края, Республиканским домом народного творчества в 2004 году была сделана видеосъёмка празднования Игби и создан документальный фильм. Позднее обряд описали и внесли во Всероссийский реестр объектов нематериального культурного наследия.

Похожие

Бык «перебросил» земной шар и…

50
Народные гуляния, песни, пляски, сценические постановки,...

Банный день 500 лет назад

61
Рассказывают, что раньше практически возле каждой мечети в Дербенте были хамамы, так как без...

Ночь весны

57
Когда на горе Хадар начнут таять снега, значит, наступила весна. И в Тпиге будут готовиться к...

И весна будет щедрой на всходы

22
Со стародавних времен у народов Дагестана вместе с...

Повернуть солнце

75
Весна, лето, осень – сезоны, когда в сёлах Дагестана работать приходилось не покладая рук....

Бабка меня не посолила, или Как заговорить на счастье

130
В селении Атланаул праздник: в...

Кувшин всё расскажет

1894
– Идите, идите, мои красавицы, за холодной родниковой водой, пусть с каждым глотком ваша...

Народная педагогика здоровья

25
Здоровый образ жизни – насущная и естественная потребность каждого народа и неотъемлемая...

Таинственная ладонь

244
Если бы люди в прошлом не верили в силу каких-то предметов, не наделяли их...

Мёд горской жизни

251
Каждое село Дагестана уникально как своим месторасположением, так и укладом жизни его...

Встретимся у родника

381
«Говорят, вот в том разрушенном ауле было двенадцать целебных родников. Родник от болезни...

Статьи из «Культура»

Яран-Сувар на берегах Невы

4
В историческом парке «Россия – моя история» прошёл праздник, посвященный наступлению весны...

Мой маленький Дагестан…

5
Живописные и графические работы, портреты горцев и виды аулов, национальные наряды и...

Черкеска: красиво и удобно

4
Откуда появилась черкеска? Версий очень много. Одна из них гласит, что ее прототипом являлся...

Веселая постановка с глубоким смыслом

4
В конце марта в Дагестан прибыли более 500 детей из...

Иван Хлестаков из Махачкалы

22
Роль Хлестакова по пьесе «Ревизор» Н. Гоголя в Русском театре имени Горького в Махачкале...

«Апрельский марш» Марата Гаджиева

30
«Каждый должен оставить что-то после себя... Что-то, чего...

Память о героическом времени

18
Близится очередная годовщина Дня Победы, наша республика будет встречать её тематическими...

Письмо к женщине

26
В 1924 году поэт Сергей Есенин написал свое известное стихотворение «Письмо к женщине». Это...

Музыкальные впечатления

7
Дагестанская филармония провела концерт, посвященный 185-летию со дня рождения выдающегося...

Умрет ли писательство как профессия?

6
Сколько сегодня зарабатывают писатели в России? Почти ничего, к сожалению. Более того, сами издательства требуют у авторов...

Призвание дагестанской интеллигенции

13
Дагестан – признанный регион уникальной многонациональной культуры. Её творцом, носителем и распространителем...

Загадочный ашуг с глубоким взглядом

29
Эти пронзительные строчки со смыслом не могут не...