Преданность пандуру
Для горца пандур больше, чем музыкальный инструмент, это друг, сопереживающий в беде, попутчик, сопровождающий в дороге, способный тонко выразить думы, радость, настроение. Извлекаемые на нём мелодии сопровождали в часы отдыха, при проведении обрядов, других традиционных ритуалов горцев. Этот бесхитростный инструмент может заворожить, рождая мечты, задать ритм работе, вовлечь в круг танцующих лезгинку. Ни один традиционный праздник не обходится без древнего пандура – символа культурного наследия предков, который грустит и веселится в руках мастера.
Вот и в семье тляратинцев Абдулаевых много разных событий проходило под звуки этого музыкального спутника, особенно звонко они были слышны в дни рождения 15 детей. Восьмым по счёту ребенком был рождённый в 1962 году Абдула.
В воспитании детей глава семьи Шарапудин любви к музыке отводил немаловажную роль. Начало нового дня он оглашал звуками родного инструмента, задавая тон доброжелательному настрою на его продолжение. Своим примером отец вызывал интерес у детей к творчеству, что способствовало созданию семейного ансамбля.
Ярким представителем семейного творческого союза стал солист Абдула. Его первым музыкальным инструментом был пандур отца. Когда Шарапудин был на работе, сын с инструментом удобно устраивался у печки и перебирал неумелыми пальцами струны, пытался извлекать односложные ритмы. «Всего две натянутые нити рождают музыку», – дивился Абдула.
Музыкант-самоучка удивительно быстро себе в друзья взял мандалину, гитару, позже – гармонь и даже аккордеон. Он активно участвовал в школьной самодеятельности не только как играющий на инструментах, но и как танцор, чем привлёк внимание знаменитого в ту пору Джемалутдина Муслимова, руководителя танцевального коллектива «Джурмут». Он и пригласил юношу в свой ансамбль. Это было очень удачным приглашением, раскрывшим творческий потенциал Абдулы. Рядом с таким одаренным учителем, как Муслимов, парень стремился усовершенствовать свой дар, сочетая танец с игрой на пандуре, бесконечно обогащаясь новыми идеями, формируя мастерство.
После службы в армии Абдула вернулся в родное село, работал и заочно поступил в институт учиться менеджменту в деле организации управления. Специальность он выбрал в духе времени, но душа жаждала творчества. Он на долгие годы стал художественным руководителем ансамбля «Тлярата». Забегая вперёд, скажу, что и сегодня в этом коллективе, продолжая семейные традиции, трудятся сын и младший брат Абдулы.
Желающих посостязаться в игре на пандуре ежегодно набирает фестиваль народной музыки «Звучи, мой пандур», организованный Республиканским домом народного творчества на родине аварского поэта Махмуда из Кахабросо, в целях сохранения и пропаганды народной песни и игры на национальных инструментах, передачи музыкального фольклора последующим поколениям. На фестиваль съезжаются пандуристы, певцы, музыканты из 11 районов республики.
Следует отдать должное коллективу Республиканского дома народного творчества, который всячески поддерживает, выявляя талантливых людей в городах и районах Дагестана, помогает их творческому росту, снабжая коллективы методичками, репертуарными сборниками, сценариями проведения мероприятий, организацией мастер-классов, фестивалей, конкурсов, содействуя участию самодеятельных артистов не только в республиканских смотрах, но и в различных регионах России и за рубежом. Вот уже ряд лет в Дагестане проводится международный фестиваль фольклора «Горцы», ставший культурным брендом нашего горного края, очень популярный, яркий, масштабный, где всегда есть место чему-то новому, необычному. Это большая культурная площадка, где индивидуальность участников не остается незамеченной. «В прошлом году камнепад разрушил дорогу в районе. Переживали, что не попадём на фестиваль «Горцы», к которому готовились целый год. Но любовь к народному искусству, как оказалось, не имеет преград. Добрались через перевал», – вспоминает музыкант.
«Тлярата» и Абдула Абдулаев, заслуженный работник культуры РД, принимали участие в фестивале, состоявшемся в Италии. «Для нас было большой честью представлять Россию на международном уровне», – гордится Абдула Шарапудинович. В итоге ансамбль стал лауреатом ХVII Международного фестиваля традиционной культуры и интернационала.
В творческой копилке лауреата премии Правительства РД «Душа Дагестана» Абдулы Абдулаева народные песни, которые он поёт под собственный аккомпанемент пандура, инструмента, являющегося культурным наследием горцев, их этническим кодом. Он поёт о том, что сердцу мило, – о Родине, отчем доме, матери, любви, в том числе песни своего сочинения «Серая шинель», «Журавли», о войне, женщине…
Под его руководством и при активном участии проводятся культурно-массовые мероприятия в районе, посвященные знаменательным датам, смотры-конкурсы среди коллективов сельских домов культуры: «Мы ищем таланты», «Живи танцуя» и другие. Руководитель культурно-досугового центра с.Тлярата Абдула Абдулаев своим энтузиазмом и деятельным подходом к делу привносит творческую энергию во все начинания.
Он всегда в творческом поиске новых идей, проектов. В ближайшее время задумал провести конкурс среди домов культуры высокогорного Тляратинского района в нескольких номинациях: лучший взрослый и детский танцевальные коллективы; юное дарование; лучшее исполнение патриотической песни в сопровождении зурны, пандура: декламация стихов. Уже поданы заявки из 47 сельских домов культуры и 26 учреждений клубного типа.
А. Абдулаев известен не только как пандурист. Уже несколько лет он обучает детей игре на старинном инструменте, создав ансамбль «Джурмут». Назвал коллектив в память о своём незабвенном учителе. «В составе 9 детей. Они пришли с большим желанием научиться игре на пандуре. Хайбула Курбанов, Магомед Абдулхалимов за удивительно короткий срок освоили инструмент. Талантливые ребята», – с удовлетворением говорит учитель. И дальше рассказывает историю создания ансамбля. «Как-то попросили прислать кого-то из детей для участия в конкурсе пандуристов. А таких исполнителей не было. Тогда я твёрдо решил – будет в районе не один – два юных пандуриста, а целый ансамбль. Так была учреждена школа пандуристов», – победно завершает Абдула Шарапудинович. И «Джурмут» не раз доказал творческую состоятельность во главе с самым преданным давнему инструменту музыкантом.