X
08:26 02.11.2013

Предмет ее исследования – театр

Воспитанница Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, c отличием окончившая обучение в его стенах в 1965 году, Гулизар Ахмедовна Султанова своей основной специальностью еще со студенческих лет избрала историю искусства, драматургии и театра. В 1974 году после окончания аспирантуры в том же институте успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения и уже около 40 лет работает в Институте ЯЛИ Дагестанского научного центра РАН.

Сегодня Гулизар Ахмедовна – ведущий научный сотрудник отдела истории искусств, кандидат искусствоведения, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, председатель секции критики Дагестанского отделения Союза театральных деятелей РФ.

Глубокая искусствоведческая подготовка, свободное владение обширным материалом, прекрасное знание театра обеспечили исследовательским работам Г. Султановой большой успех в академическом сообществе. Она высококвалифицированный специалист по проблемам художественной культуры, в частности, театрального искусства, в центральной и республиканской печати опубликовала более 120 научных и научно-популярных работ, в том числе монографические исследования: «Театр-первенец», «Революции посвящается», «В поисках современности», «Многонациональный театр Дагестана», «Гамид Рустамов», «Фольклор в драматургии и театре Дагестана», «Русскому театру в Дагестане — 70 лет», «Актерское искусство Дагестана», «Искусство Дагестана XX столетия» (в соавторстве), «Дагестанская театральная режиссура» и другие. Это результат многолетней упорной и взыскательной работы Гулизар Ахмедовны над собой, углубленного изучения истории и современного состояния дагестанского театра. В своих научных работах она объективна и беспристрастна. У нее особый талант исследователя.

Проблемные статьи по дагестанскому театральному искусству Г.Султановой вошли в такие фундаментальные коллективные труды, как: «Многоязычный театр России», «Искусство Дагестана в годы Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.», удостоенный Государственной премии Республики Дагестан, «Очерки истории советского искусства Дагестана», а также ряд тематических сборников научных статей. Ее труды об актерах и режиссерах отличает в первую очередь доброжелательное внимание к творческому поиску, а также глубокое понимание сути работы театра. Блестящее знание истории дагестанского театра, ее исследовательский талант реализовались в целом ряде основополагающих книг по истории и теории театра. Она автор вступительного слова и комментариев к двухтомнику «Дагестанская драматургия», буклета «Народный артист России Айгум Айгумов», составитель юбилейного выпуска книги «Государственный даргинский музыкально-драматический театр им. О. Батырая». Как квалифицированный специалист постоянно публикует научные, критические и проблемные статьи в центральных журналах: «Театр», «Театральная жизнь», «Страстной бульвар, 10», «Национальный интерес», «Дагестан», «Народы Дагестана».

Творческая натура Гулизар Ахмедовны реализуется в активном участии в научной и общественной жизни республики, в выступлениях на международных, всероссийских, региональных конференциях и сессиях по вопросам театрального искусства и драматургии, в работе ученого совета института, правления Дагестанского отделения Союза театральных деятелей России, а также Министерства культуры РД, где она является консультантом.

Гулизар Ахмедовна на протяжении многих лет возглавляет секцию критики Союза театральных деятелей (Дагестанское отделение), более 10 лет работала заведующей отделом истории искусства Института языка, литературы и искусства им. Г. Цадасы ДНЦ РАН. Деятельное участие в работе отдела, напряженная общественная деятельность, регулярные емкие и точные рецензии на спектакли – это лишь малая толика ее насыщенной творческой биографии.

Театральный критик в идеале – это ведь не журналист, который занимается театром, а театровед, который пишет о сегодняшнем театре. Это Профессионал, Человек театра. Она многое сделала для популяризации дагестанских театров, для того, чтобы дагестанцы ознакомились с искусством их лучших мастеров.

Диапазон театроведческих интересов Г.Султановой весьма широк. Свое исследовательское внимание она в равной степени уделяет и театру, и истории актерского мастерства, и режиссуре, и истории декорационного оформления сцены и т. д. Вдумчивый исследователь подарила науке ряд трудов, которые существенным образом обогатили дагестанское театральное искусство. В вопросах его исследования Г.Султанова – самый авторитетный специалист, с доводами которого нельзя не соглашаться. Она уважаема за исключительно обширную эрудицию в вопросах истории театра, исследовательскую честность и добросовестность, искреннюю любовь к искусству, научный энтузиазм.

Театровед – это неотъемлемая часть театрального искусства. Он не просто хвалит или ругает спектакли, он помогает театру развиваться. Это интересная и непростая профессия, которая присуща людям, влюбленным в искусство вообще и в театр в частности.

Гулизар Ахмедовна профессионально критикует театральные постановки и выносит вердикт по качеству (зачастую в виде письменной рецензии). Многим профессия театроведа кажется легкой: пришел в театр, посмотрел спектакль, а потом похвалил или обругал. На деле же все намного сложнее. Задача театроведа – проанализировать постановку, найти ее слабые и сильные стороны и в итоге – написать толковую рецензию. Театровед нужен как театралам, так и режиссеру и актерам. Зрители ориентируются на рецензии театроведов при выборе, какой спектакль посмотреть, режиссеры и актеры делают выводы из критики, что помогает им в работе. Кроме того, театровед – это своего рода историк театра. Спектакли со временем сходят со сцены, а публикация остается и хранит информацию о них для будущих поколений. В этой профессии всегда нужно быть в форме, что успешно удается Гулизар Ахмедовне.

За заслуги в развитии дагестанского театрального искусства и драматургии Г.Султановой присвоены почетные звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации», «Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан», она награждена медалью «За трудовую доблесть», почетными грамотами Дагестанского научного центра Российской академии наук, является лауреатом Государственной премии им. Г. Цадасы.

Человек потрясающей воли, характера, ума, Гулизар Ахмедовна всегда остается для нас примером должного поведения подлинного интеллигента, не только остро переживающего за сегодняшние болевые проблемы дагестанской культуры, но и являющегося деятельным созидателем.

Для коллег, работающих вместе с ней, она всегда остается преданным, заботливым другом, безусловным авторитетом в жизни и профессии. Иногда кажется, что ее жизненная энергия и талант беспредельны. Такие исследователи составляют золотой фонд нашего института.

Г.Султанова считает театр носителем прогрессивных идей, трибуной гражданских идеалов и делает все для усиления роли театра в жизни общества.

 

 

Статьи из «Культура»

Переломный момент

0
После череды комедий, представленных артистами Даргинского театра в начале года, на этот раз...

Снятию блокады посвящается

0
Дагестан продолжает отмечать одну из самых важных дат Великой Отечественной войны – 80-летие...

Знаменитая пьеса Арбузова – на дагестанской сцене

32
Спектакль «Мой бедный Марат» по...

В память о замечательном ашуге

32
В этом году исполняется 155 лет со дня рождения народного...

Дарим книги с любовью

6
Этот молодой праздник отмечают не только в России, но и в других странах. Книголюбы по всему...

Метафизика чувств

56
Сефижат Керимова (на снимке) признаётся, что относит себя в большей степени к реалистам в...

Кузнец своей судьбы

37
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...

Пушкин – душа и гордость России

8
День памяти Александра Пушкина отмечали недавно по всей...

Магомед Юнусилау: новый взгляд на художника

123
«Какая удивительная, красивая фамилия –...