Прекрасное далёко…

Сорок лет назад по центральному телевидению показали научно-фантастический сериал под названием «Гостья из будущего». Песню «Прекрасное далёко» в нем исполнила советская певица Татьяна Дасковская.
Фильм был снят по фантастической повести писателя Кира Булычева.Премьера состоялась 29 марта 1985 года.
Свою повесть он писал для дочери, которую зовут Алисой, потому и решил так назвать главную героиню.
Интересно, что написал произведение Булычев еще в 1965 году, но напечатали его почему-то только спустя 10 лет.
Когда режиссер Павел Арсенов предложил экранизировать повесть, то он сначала засомневался:
– Там надо летать на конструкциях типа машин. Как это можно сделать? Я вот этого никак не понимаю…
Арсенов улыбнулся:
– Сделать можно всё, надо только иметь желание. Я хоть завтра готов приступить к написанию сценария. Необходимо твое согласие.
Булычев пожал плечами:
– Я согласен. Но выйдет ли из этого что-то толковое?
– Будем надеяться.
***
В итоге картина получилась очень интересной.
Помню, как авторы песни поэт Юрий Энтин и композитор Евгений Крылатов приходили в 1995 году выступать перед нами, студентами Литинститута, в честь 10-летнего юбилея сериала.
Им долго аплодировали, преподнесли цветы, угостили шампанским.
Энтин с улыбкой сказал:
– Я словно попал на какой- то праздник…
Все снова стали хлопать. Потом у него спросили:
– А вам лично картина понравилась?
Поэт сделал немного удивленное лицо:
– Конечно. Сериал получился потрясающим.
– Как вы думаете, почему?
– Собрался хороший актерский состав. Ну и песня, которую мы написали с Евгением, тоже сыграла немаловажную роль. Она потом звучала в каждой квартире по радио.
– А сколько времени вы сочиняли музыку? – поинтересовались у Крылатова.
– Долго. Наверное, неделю. Хотя некоторые считают, что это быстро. Но я так не думаю.
– А стихи?
Юрий Энтин немного задумался:
– Примерно так же. Дело в том, что я сочинил несколько вариантов. А в песне прозвучал тот, который понравился Евгению Павловичу.
– Это так. Я понял, что это будет прекрасная песня. Потому что текст хороший, – подтвердил композитор.
***
Меньше всего, по словам режиссера, возникло проблем с поиском главного героя (Коля Герасимов), которого сыграл Алексей Фомкин.
Павел Арсенов заприметил его еще год назад в Ералаше. Он спросил у руководителя киножурнала Бориса Грачевского:
– Как найти мальчика Фомкина, у которого улыбка почти на всё лицо? Он ведь у тебя снимался…
– А что его искать, он часто у нас бывает, – ответил Грачевский. – Школу пропускает – ждет с нетерпением новой роли.
– Как раз у меня и сыграет!
А вот найти девочку на роль Алисы Селезневой оказалось нелегко. Дело в том, что нужна была школьница, умеющая с шестом перепрыгивать через высокий забор. По воспоминаниям помощника режиссера Ольги Гусаковой, почти 100 девочек пытались это сделать, но ни у одной не получилось. А ученица 6 класса московской школы № 692 Наташа Гусева исполнила этот трюк легко.
– Что бы ты хотела больше всего? – спросили у нее.
– Дайте, пожалуйста, автограф, – попросила девочка у писателя Кира Булычева.
– А сниматься в кино хочешь? – поинтересовался режиссер.
– Хочу, – кивнула Наташа.
– А в главной роли?
Девочка немного растерялась:
– У меня получится?
– Да. Надо только желание иметь, – засмеялся Арсенов.
Так Наташа Гусева получила не только автограф, но и главную роль в картине.
***
Одним из самых запоминающихся персонажей стал, пожалуй, робот Вертер в исполнении актера Евгения
Герасимова.
Образ Вертера взяли из итальянского фильма «Война роботов».
В повести такого персонажа не было – его сочинили специально для сериала. А художнику-постановщику дали отдельное задание – придумать, как будет выглядеть миелофон. Тот, недолго думая, положил кусок необработанного кварца в подарочную коробку. А для того, чтобы его было удобнее носить, приделали к нему ремешок. Звук, который издает миелофон, это на самом деле Первый концерт Чайковского, прокрученный на высокой скорости. Из-за ограниченного бюджета многие сцены пришлось вырезать. Кстати, одни только летающие машины, или, как их называли, «флипы», обошлись тогда студии в 25 тыс. рублей. По 5 тысяч каждый!
Говорящих животных тоже должно было быть много, но из-за нехватки средств оставили только говорящего козла Наполеона и крокодила Сеню.
Остается добавить, что сериал «Гостья из будущего» в 1986 году закупили почти все страны Европы, кроме Албании, Испании и Греции.
Статьи из «Культура»
Поэтические старожилы

От костров до зелёных ростков

«Песни сами ко мне приходят»

Петр I и Дагестан

Вода – это жизнь
