Прикоснуться к традициям
Погружение в мир прекрасного, невероятные встречи, перформансы, концерты, выставки... Всероссийская акция «Ночь искусств», приуроченная к Дню народного единства, объединила все культурные учреждения России. Десятая по счету акция была посвящена традициям нашей огромной страны.
Особая атмосфера царила этой ночью в Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи.
– Культура объединяет. В музеях посетители имеют возможность прикоснуться к богатым и уникальным традициям. В фондах нашего музея, например, хранится около 180 тысяч экспонатов, раскрывающих разные вехи истории. Богатое культурное наследие собиралось на протяжении века, – отметил генеральный директор музея Пахрудин Магомедов.
Учреждение посетили тысячи и тысячи дагестанцев и гостей республики. Также праздничные мероприятия прошли в филиалах музея, расположенных в городах и районах.
Встреча с Героем
В беседе со студентами дагестанских вузов говорили о том, как важно сегодня объединиться и верить в победу над неофашизмом. На встрече с Героем России Загидом Загидовым ребят интересовал его боевой путь. Вместе с сослуживцами он участвовал в событиях в Кизляре и Первомайском, при обеспечении режима чрезвычайного положения в Москве лично вывел из опасной зоны 22 человека. Отличился и при проведении операции по задержанию террористов, захвативших автобус с заложниками в г. Минеральные Воды. В аэропорту Махачкалы обезвредил террориста, руководил операциями по задержанию организаторов и участников экстремистских групп, осуществивших вооруженное нападение и захват административных зданий Госсовета и Правительства Республики Дагестан. Особое место в боевой биографии командира Дагестанского ОМОНа занимают события лета и осени 1999 года, когда в Дагестан вторглись международные террористы.
Загид Загидов пожелал всем мирного неба над головой и отметил, что Дагестан может гордиться своими земляками, находящимися сегодня на передовой. Но патриотизм, подчеркнул он, проявляется и в тылу – для солдат очень важна моральная поддержка и вера в них.
Кладовая резного камня
Главное событие вечера – открытие нового зала: гостям представили кладовую резного камня Дагестана. Уникальные образцы искусства резьбы по камню, история которого начинается еще с эпохи бронзы. Основная часть коллекции была собрана в 1922–1924 годах Иосифом Абгаровичем Орбели (советский армянский востоковед, общественный деятель, академик, специализировавшийся на средневековой истории Закавказья и руководивший Эрмитажем в Ленинграде с 1934 по 1951 год) и ученым, историком-кавказоведом, этнографом, археологом Расулом Магомедовым.
Вниманию гостей представлен фрагмент опорного каменного столба одного из хунзахских домов, различные детали архитектурного декора с каллиграфическими надписями, с растительным или геометрическим орнаментом. Тимпаны и оконные комплексы с опорными колоннами из села Кубачи, декорированные плиты с сюжетными композициями, изваяния культового или архитектурного назначения…
Главный хранитель музея Заира Кильдеева рассказывала посетителям, что в Кубачи и близлежащих аулах в эпоху Средневековья (XII–XV вв.) существовала художественная традиция резьбы по камню. Эти памятники давно привлекают внимание исследователей.
– Говоря об особенностях кубачинских рельефов и условий взаимосочетания изобразительных мотивов, академик И. А. Орбели отмечал, что, возможно, большинство этих рельефов «когда-то были обработаны мастерами для постройки одного, а вернее, двух выдающихся дворцов какого-то местного феодала». Вероятно, они были частью своеобразного общественного комплекса в центре Кубачи, куда входили Общественный дом, пять мечетей (в том числе Джума-мечеть и женская), христианская церковь, чиннальский дом, древнее кубачинское кладбище, площадь Ханжилла (игровая площадь). В этом историческом узле и находилось большинство рельефов, так как не все из них относились именно к двум дворцам. Не все они схожи по размеру и общей стилевой направленности. Тем не менее сюжеты и образы, запечатленные в рельефах, несмотря на их разнообразие и богатство трактовки, составляют собственно кубачинский устойчивый иконографический круг образов и сюжетов, техники резьбы и композиционного построения, – подчеркнула заместитель директора Нацмузея Джамиля Дагирова.
Часть кубачинских камней хранится в крупнейших музеях мира (Метрополитен, Лувр, Эрмитаж).
В дар музею
Дагестан известен как регион многообразных и высокоразвитых художественных промыслов, край мастеров. В эту ночь музей принимал подарки. В дар старейшему культурному учреждению республики народный художник России, мастер унцукульской орнаментальной насечки и инкрустации металлом по дереву Гамзат Газимагомедов преподнес свою работу – поставец. Изящество его изделий скрывает сложность и трудоемкость изготовления. Орнамент возникает из тысяч движений резца и ударов молоточка, вбивающего тончайшие серебряные, мельхиоровые, медные пластинки в твердую, вязкую текстуру дерева кизила или абрикоса. Унцукульская орнаментальная насечка – редкая разновидность художественного ремесла. По своей уникальности она относится к наиболее ярким видам дагестанского народного декоративно-прикладного искусства, рожденного в горах более двух веков назад. Изделия Газимагомедова содержат орнаментированные надписи в виде коротких цитат из Корана, трактовки письма с помощью орнамента, традиционного в декоративно-прикладном искусстве. В его работах арабское декоративное письмо сохраняет свою специфичность и художественную выразительность.
Планета Хамис
А тем временем в арт-холле музея гостей ждал еще один сюрприз – выставка работ шестилетней художницы Хамис. И здесь же развернуты творческие мастерские для любителей рисования. Малыши были в восторге, а родители наблюдали со стороны за художественными способностями своих чад. Как рассказывает педагог по рисованию, куратор выставки Дина Дагирова, дети красочно видят весь этот мир.
– Хамис находит в самой большой картине фрагмент, который вряд ли увидела бы я. И слышишь, и чувствуешь при встрече с ней доброту, трогательные слова относительно всего того, что её окружает, внутреннюю силу и глубину, мудрость… С каждым годом к нам приходит всё больше детей с иным уровнем мышления, и нигде это уже не воспринимается как чудо. Это дети с расширенным сознанием, с необычным внутренним миром, – говорит Дина Дагирова.
«Планета Хамис» – первая выставка Дины как педагога и Хамис как ученицы.
«Противостояние»
Окунуться в мир высокого искусства, где каждая работа – загадка и противостояние, можно было в культурно-выставочном центре музея. Здесь проходит персональная ретроспективная выставка к юбилею художника Магомеда Дибирова «Противостояние». Его имя известно далеко за пределами республики, а творчество узнаваемо. Впервые он выставился с серией живописных работ в 1997 году. Авторскую экскурсию по выставке провел сам художник.
Народное искусство
Каждый желающий мог буквально прикоснуться к искусству предков: всю ночь для гостей проходили мастер-классы по народным видам творчества от известных мастеров своего дела. Постигать азы унцукульской насечки обучал умелец Магомедали Магомедов. С гордостью говорит, что он мастер в четвертом поколении. В их семье уже десятки лет из поколения в поколение передается уникальное искусство обработки дерева металлом.
Искусству изготовления ювелирных украшений обучал мастер из Кубачи Хизриильяс Ахмедов. С особым интересом самые маленькие гости учились мастерству изготовления керамических изделий с Муслимом Хавчаевым, научные сотрудники музея Милана Махмудова, Анна Самарская и Патимат Юсупова учили ковроделию, рисованию национальной одежды на бумажной кукле, вышиванию и плетению бахромы на платках. Особую атмосферу празднику придавала игра на национальных инструментах солиста Даггосфилармонии кумузиста-виртуоза Башира Багавдинова.