X
08:27 22.08.2025

Природа вещей и красок

В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где родился, вырос, откуда корнями твои предки, оставившие в наследство легенды и предания земли обетованной.

Заряд мыслей и чувств

В работах Ачилы Исалмагомедовой нет и тени нарочитости. Они естественны и органичны. И художник считает, что графика – более чем востребованный жанр, которому свойственны подвижность материалов, лаконизм, выразительность языка, характеризующиеся разнообразием изобразительных средств. Она уверена, что современные технологии (компьютерный, прикладной, графический дизайн) только прибавляют простор мышлению, развивая технику изображения, используя многокрасочность, выходящую за рамки скупой черно-белой гаммы.

Станковая графика, куда входят рисунок, акварель, гравюра, эстамп, по её мнению, дают необыкновенный заряд мыслей и чувств, позволяя совершенствовать изобразительную палитру, не ограничивая художника в особенностях графического творчества, но достигая емкости образов, языковой пластичности. Она одинаково искусно использует цветную, черно-белую гамму, когда цвет доминирует или как бы уходит в тень, может быть, не играя главной роли, как, например, в живописи. Это придает искусству неизъяснимую прелесть, делая упор на форму и содержание, допуская условность изображения, позволяя зрителю додумывать созданный образ. И, обладая спектром изобразительных средств, она достигает образного толкования своего мира, выражая чувства и мысли, отражая философское осмысление всего сущего на земле.

Свои первые ощущения цвета и формы Ачила выразила на бумаге в художественной школе, ставшей трамплином в её увлечении творчеством. Натюрморты, пейзажи, гуашь, акварель и пастель настолько её увлекли, что желание самовыразиться вылилось в участие в международных, всероссийских выставках детского рисунка, где её работы отмечались как глубокие, образность которых фиксировала недетскую впечатлительность. Рассуждая о своем месте в искусстве, Ачила проводит невольную параллель со своим дедом со стороны отца, обладавшего незаурядными способностями к рисованию, занимавшегося резьбой по дереву.

– Мой дед Наби жил в селе Ратлуб Шамильского района, считался образованным человеком, но не имел возможности получить профессиональное художественное образование. Но сельчане считали его не просто мастеровитым, а творческим человеком, обращались к нему за тонкой работой, затейливым узором на домашней утвари, – говорит художница.

Графический мир

Для неё уже в детстве было понятно, что будет заниматься творчеством. И к концу учебы в художественной школе у неё насчитывалось более двадцати дипломов за участие в нескольких престижных художественных выставках.

– Мой педагог, – рассказывает Ачила, – познакомил меня с директором художественного училища имени Джемала, народным художником Дагестана Мухтаром Камбулатовым, который разглядел во мне, я бы так сказала, художественную искру, и после строгих академических экзаменов я стала студенткой училища, мечтая, что со временем поступлю в Санкт-Петербургскую академию художеств им. Репина. Но ничуть не жалею, что продолжила образование на художественно-графическом факультете ДГПУ на отделении графики.

Тогда студентка худграфа ничего не знала о графическом искусстве, не представляла, что графика так может захватить её, а увлечение станет смыслом жизни. Когда она познакомилась с педагогом, народным художником республики Юсупом Ханмагомедовым, то поняла, сколь безграничен графический мир, что он, этот мир, открывает невиданные возможности для самовыражения, детализируя почти невидимыми штрихами образы, создавая «живые» художественные сюжеты, прибегая к эффекту светотени, позволяющему двигаться, менять выражение лица, улавливая его настроение, динамику.

Юсуп Мамаевич сформировал её как личность, мыслящую философскими категориями. И так, последовательно осваивая графическую школу, Ханмагомедова, прилежная ученица, добивалась достоверной образности, исторической последовательности событий прошлого, личностей, сыгравших ключевую роль в создании дагестанской идентичности, ее смысловой архитектуры, устроенности быта, традиционности ремесел, создании культурного кода горного края. Художница уверена, что привитые учителем художественные, профессиональные качества легли в основу её творчества.

– Юсуп Мамаевич – мастер деталей, из которых рождается эксклюзивный сюжет, сам цвет, что особенно ценно в графических композициях. И, самое главное, учит размышлять над тем, что складывается в голове, к чему тянется душа. Созерцательность, углубленное познание человечества, о чем свидетельствует древняя, от сотворения мира, наскальная живопись, постепенно, от века в век трансформируясь в алфавит, книги, рукописи, визуализировалась в отдельный вид черно-белого искусства, в основе которого лежат линия, контраст, тональные отношения линий, штрихов и пятен, – говорит художница.

Эклектика бытия

Следуя художественной горской эклектике, Ачила Исалмагомедова передаёт свои ощущения прошлого и настоящего времени, достигая необыкновенной достоверности. Она создает настроение, демонстрируя сюжетное разнообразие композиций, в которых в лучших традициях своего учителя детализирует художественную основу, графическим языком раскрывая подлинные чувства. Её образы при внешнем отличии сохраняют в себе ту горскую идентичность, что характеризует людей особой судьбы, являвшихся на протяжении веков носителями обычаев и традиций своих предков.

Натюрморты, пейзажи, сельский быт в её представлении – это та часть жизни, в которой горский дом остается не просто жилищем, но очагом, вокруг которого собирается вся семья. И патриархальность, несмотря ни на какие веяния нового века, является неотъемлемой частью сознания каждого дагестанца, сохраняя в крови зов предков, по коду которого они живут и поныне.

Художника влекут узкие улочки городов и селений горного края, древняя архитектура Дербента, его мудрая устроенность, где органично сосуществуют древняя крепость Нарын-Кала и современные постройки, откуда можно легко попасть в сохранившиеся уникальные дворики, где, кажется, жизнь застыла в круговерти десятилетий. Где люди относились друг к другу теплее, сердечнее, по-дружески, готовые подставить плечо всем, кто нуждался в участии и поддержке. Достоверность образов, пейзажей, словно созданных самой природой, натюрморты вызывают желание дотянуться до «живых» фруктов, попробовать на вкус сочную грушу.

Во всех работах она передаёт свои ощущения вкуса жизни, ее противоречивость, вызывающую одновременный интерес. Чувствуется желание художника быть востребованным, творить для людей в попытке открыть зрителю свой мир, в котором она ищет то непознанное, что предстоит осмыслить и понять.

Художница не остается незамеченной, на неё обратили внимание взыскательные искусствоведы, разглядевшие в ней автора, творчество которого привлекает диалектикой смыслов, чувств, красок.

Ачила Исалмагомедова является дипломантом многочисленных международных, всероссийских, республиканских конкурсов. Гордится участием во всероссийской выставке-конкурсе к 100-летию народного поэта Дагестана Расула Гамзатова.

Тэги:
художник,

Похожие

Великий и неповторимый Евгений Лансере

6
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Секреты художественного мира

16
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Графини худграфа во всей красе…

47
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

69
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

31
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

19
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

50
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

104
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

69
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

Статьи из «Культура»

Три условия успешного спектакля

10
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

20
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

8
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...

В основе сюжета – реальная история

12
В начале 1975 года молодой режиссер Александр Косарев...

Какого цвета Дагестан?

63
Если вы никогда не были в Китае, то знайте – он зелёный. А ещё просторный, холмистый и...

Позолоченный русский мир

89
Серебро, позолота, эмаль… Кружево витиеватых линий, переплетаясь, образует узоры...

Неподражаемая Дженнет Далгат

38
Дженнет Далгат – первая женщина-горянка, получившая высшее музыкальное образование за...

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

19
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

13
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

15
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

26
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...