X
12:13 08.10.2021

Про одеяло

Мы сидим на полу в Карабудахкентском музее. Почему на полу? Потому что сейчас это сакля, и в ней разыгрывается небольшое представление. Будь здесь положенная тахта, всё равно все зрительницы, а правильнее сказать участницы действия, на ней не уместились бы. Мужчин не было, как и во все времена, когда речь заходила о женских делах. Сегодня здесь демонстрируют старинное кумыкское ремесло – изготовление одеяла для невесты.

Самое важное в этом деле начинка – шерсть из лучших сортов бараньей шкуры. Прежде чем разложить ее на ткань и приступить к работе, ее состригли, несколько раз промыли, очистили, перебрали, высушили. И весь этот процесс, как и много лет назад, – ручная работа. Мы раскладываем на полу шерсть, взбиваем, избавляемся от комочков и слушаем, как выходила замуж кумыкская невеста.

У северных кумыков бытовал обычай «хинжал байлав», что в переводе означает «надеть кинжал». Невесту молодой человек присматривал себе на свадьбе родственников или на других массовых мероприятиях. Он просил родных привязать на пояс кинжал ее брату или дяде. Если близкие девушки дар принимали – значит свадьбе быть. А случалось, что кинжал и возвращали. У южных кумыков вместо кинжала завязывали платок. И снова церемония проходила на свадьбе родственников. Девушку приглашали на танец и накидывали на нее белый шелковый платок, забрасывали деньгами.

А тем временем мы, шесть мастериц, равномерно раскладываем шерсть на вывернутую сторону чехла для будущего одеяла. Как рассказывает заведующая Карабудахкентским музеем (филиал Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) Ханза Алиева, в приданом невесты должно быть четыре юргъана (шерстяное одеяло). Два одеяла дарила мать невесты, вторые два – мать жениха. Работа с шерстью – только часть истории. Внешнему виду придавалось особое значение, узоры по всему чехлу и сегодня вышивают вручную. И по узорам можно понять, из какого тухума невеста, у каждого был свой неповторимый почерк. Карабудахкентские мастерицы вышивают узор «похлава» в виде ромбиков, похожих на восточную сладость, а еще выводят солнце и цветы.

Выложив равномерно 2,5 килограмма шерсти, мы аккуратно ее скручиваем в чехол, выводим концы, и шерсть оказывается внутри одеяла. Это трудно объяснить словами, но процесс чем-то напоминает вдевание одеяла в пододеяльник. Хотя не совсем так.

Стегать одеяло умеет не каждая женщина, для этого нужны навыки, в которых сегодня молодежь мало заинтересована. И в каждом тухуме обязательно была такая мастерица и всем приходила на помощь.

– Это одеяло делала моя мама, это наш родовой узор, который передается из поколения в поколение, – рассказывает Азинат Абагишиева, демонстрируя нам розовое изделие. – Весь наш тухум этим занимался, заказы получали и на свадьбу, и на подарки, и до сих их принимают, потому что некрасиво давать в приданое магазинное одеяло, надо обязательно ручной работы.

Азинат Абагишиева уже подготовила положенное количество шерстяных юргъанов для своих внучек. Но признается, что ее работы сильно уступают по красоте творениям умелых мастериц, и умений-то как таковых у нее нет. Приходится заказывать у знатоков.

И был еще один не менее интересный обычай, о нем мы рассказывали в одном их прошлых материалов. Невесте тоже не полагалось сидеть без дела, будучи уже засватанной. Девушка готовила носовые платки для друзей своего жениха. Вырезала прямоугольные куски бязи или шёлка, обрабатывала края: в одном углу вышивала растительный орнамент, в другом выводила имя друга жениха. Именные платочки находили своих хозяев во время свадебной церемонии. Сегодня такие экземпляры представлены в витрине музея.

Традиции, что бережно хранили наши предки, сегодня практически исчезают. Их мы собираем в поездках по респуб­лике, ими с нами делятся аксакалы сел, они хранятся работниками культуры.

А в некоторых кумыкских селениях невесту при входе в дом мужа ждали не мед с маслом, как обычно, а сито с корытом. Причем их торжественно вручала счастливая свекровь. Невесте запрещалось выходить на улицу до проведения обряда «сувгъачыгъыв» (хождение за водой). К этому событию она готовилась серьезно: вышивала платочки, кисеты, готовила халву. За водой ходила с подругами, по пути раздавали угощения. И только после этого молодой жене можно было идти в гости вместе с мужем.

Большинство обрядов было связано не только с предписаниями адатов, но и с неким магическим смыслом – уберечь молодых от порчи и дурного глаза, проделок шайтанов. В общем многие церемонии, сопровож­дающие торжество, были призваны обеспечить долгую счастливую семейную жизнь и много детей.

Малика Курбанова

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

142
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

10
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

16
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

64
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

153
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...