Прощай, мастер!..
В Международный день родного языка не стало Магомеда Ахмедовича Ахмедова - человека, вся жизнь которого была связана со служением родному слову.
Мы проводили в последний путь талантливого поэта из сельской глубинки, из глубины народной жизни. Остались его книги, статьи. Его Поэзия. Его скромность, обаяние, застенчивость. Он ушел, забрав с собой целую поэтическую эпоху, в которой был хозяином, рядом с ним могут встать немногие. И уже, наверное, не будет таких… Не только потому, что он личность и глыба, но и потому, что нет уже ни вменяемого литературного процесса, ни идейных порывов, ни духовных борений. С Магомедом Ахмедовым ушла его поэтическая эпоха.
Горькая и неожиданная утрата. Это невосполнимая потеря для дагестанской литературы. Со временем нам всем еще только предстоит осознать, какого масштаба творческую личность мы потеряли.
Он был великим тружеником, совершил огромный духовный труд самообразования, нравственного самостояния. Он обладал высшим даром — различать и возвеличивать всё духовное и значительное.
Магомед Ахмедов — автор тридцати поэтических книг, публицист, переводчик. Эти сухие биографические строки не могут отразить личность поэта, судить о котором можно лишь по горечи утраты — о ней говорят его родственники, друзья, коллеги, поклонники.
Уход из жизни Магомеда Ахмедова — тяжелейшая потеря для дагестанской литературы и для всех ценителей слова. Магомед Ахмедович был эталоном человеческой и литературной честности. Многогранность его знаний поражала.
Магомед Ахмедов был блестящим полемистом, своим ярким пером всегда откликавшимся на злобу дня. Его стихами зачитывались любители поэзии.
Есть невосполнимые утраты. Мы, друзья и коллеги, особенно остро это осознали, когда 21 февраля 2023 года не стало Магомеда Ахмедова — выдающегося поэта, преданного сына гор, несгибаемого бойца, подлинного гражданина.
Когда в 90-е годы настали проклятые времена и перо вновь, как в годы войны, было приравнено к штыку, Магомед Ахмедов вышел на передовую — биться с врагами Родины, с заклятыми внутренними недругами, ее предателями. И умер он на идеологическом поле сражения: писал патриотические стихи до последнего дыхания. А когда его не стало, нас охватили неизбывная скорбь и великая тоска. Мы с горечью думаем: как жаль, что он так рано ушел, как много успел бы ещё сделать для Отечества.
Это о нём и таких, как он, Н. Некрасов сказал:
Природа-мать, когда б таких людей
Ты иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни.
Он был мастером. И одним из тех, кто вытягивал на своих плечах современную дагестанскую поэзию на высокий уровень. Он шел своим путем. Никого и ничего не боялся, если был убежден в своей правоте. За честь свою, своих друзей, за честь страны боролся открыто, храбро и смело. Был добр, отзывчив, надежен, блистателен, светел. Нам будет его не хватать.
Наш Ахмедов ушел, но память о нем останется, пока будет существовать его родной аварский язык.
В Москве, находясь в больнице в тяжёлом состоянии, все мысли Магомеда Ахмедова были связаны с родным Дагестаном. Вот его последнее стихотворение, переведенное на русский язык белорусским поэтом Анатолием Аврутиным:
«В горах мое сердце.» — навечно пусть будет в горах,
Чем дальше от гор, тем дороже становятся горы.
Чем дальше от неба, тем ближе великий Аллах…
В далёкой Москве всё роднее родные просторы.
Тень бренного сердца летит, будто горный орёл,
И я всё слежу за полётом слабеющим взглядом.
Лети, моё сердце.
Но я никуда не ушел.
Молитву шепчу, а потом полечу с тобой рядом.
В этот скорбный день мы выражаем искренние соболезнования большой семье Магомеда Ахмедова, к которой, без сомнения, принадлежат не только его родные и близкие, но и многочисленные писатели и поэты нашей страны, его читатели, друзья. Все они знали и ценили его выдающиеся личностные качества — талант, ум, обаяние, широту взглядов, присущие истинному интеллигенту.
Вместе с Магомедом Ахмедовичем ушла целая поэтическая эпоха, но мы всегда будем помнить того, кто сделал ее возможной.
Память о замечательном человеке, друге, выдающемся поэте сохранится в сердцах поклонников его таланта.
Прощай, Мастер!