Прошлое и будущее киногеничной республики
Такого еще не было: на одной площадке в Национальной библиотеке им. Р. Гамзатова можно было сразу увидеть все многообразие дагестанского кинематографа и участие артистов республики в кинопроизводстве страны.
Такую возможность предоставили социально-культурный проект «Декораторы жизни» и Министерство культуры РД на организованной ими выставке «От черно-белого немого до современного цифрового». Эта выставка — часть мероприятий, прошедших в рамках фестиваля молодежного короткометражного кино «Маяк».
Экспозицию открыл фотостенд, посвященный первой дагестанской киноактрисе, звезде советского кино Сафият Аскаровой. В следующем году исполнится 110 лет со дня ее рождения. Родилась она в селении Ахты, в 18 лет встретилась с кинорежиссером В. Касьяновым, который готовился к съемкам фильма «Под властью адата» по сценарию казахского писателя А. Кунанбаева на Ленинградской кинофабрике. Режиссер предложил молодой красивой дагестанке сыграть одну из ролей в этом фильме. Ее работа была настолько удачной, что режиссер Ю. Тарич предложил Сафият поехать в Москву на съемки другого фильма – «Крылья холопа» («Иван Грозный»), который имел большой успех в СССР и за рубежом.
Успех сопутствовал Сафият Аскаровой. Она оказалась в числе самых востребованных киноактрис, снялась в главной роли в картине «Чадра» на «Узбекфильме» у режиссера М. Авербаха. Есть свидетельство, что после просмотра этого фильма 90 тысяч узбечек сбросили чадру.
Начало ее карьеры в кино было звездным. В 1926 году она снялась в двух фильмах, в 1927 году – главная роль в кино, затем два фильма подряд в 1930 и 1931 годах. Болезнь прервала ее работу в кино. В 1939 году Сафият Аскарову пригласили работать в Московский театр им. Е. Вахтангова. Фотографии на выставочном стенде, кадры из фильмов не оставляют сомнений, что это была не только очень красивая, но и талантливая актриса.
Выставка, куратором которой является научный сотрудник Бугленского филиала музея имени А. Тахо-Годи ДГОМ Умужат Казакбиева, представляет сюжетообразующие фотографии в хронологической последовательности, по которым ясно прослеживается история развития кино в Дагестане. И когда все свидетельства кинопроизводства собраны в одном зале, оказалось, что наше кино имеет глубокие корни. Об этом рассказывают уникальные экспонаты – эскизы к художественным фильмам «Хаджи-Мурат», «Тучи покидают небо», фотоматериалы из личных архивов председателя Союза кинематографистов Дагестана Магомеда Сулейманова, музея Ахмедхана Абу-Бакара, Издательского дома «Проджи», школы графики и анимации «Aepa gрoup», стоп-кадры Тимурлана Темирова и других.
От стенда к стенду фотокадры воскрешают в памяти фильмы «Адам и Хева», «Сказание о храбром Хочбаре», «Тайна рукописного Корана», «Рай под сенью сабель», «Горянка» и другие.
С гордостью осматриваешь огромные полотна с видеоматериалами об актерах-дагестанцах, востребованных современным кинематографом. Среди них Магомед Багандов, снявшийся в 11 картинах, созданных на «Ленфильме», Одесской киностудии, «Туркменфильме», «Таджикфильме», Голливуде (США), в фильме совместного производства СССР, Италии, Испании, Марокко.
В 10 картинах, созданных на «Мосфильме», снялся актер Арслан Мурзабеков.
Украшают выставку красочные афиши замечательных кинолент, фестивалей, плакаты- анонсы. Приятно удивляют скульптуры на темы кино в фойе Национальной библиотеки им. Р. Гамзатова. Молодой скульптор Ибрагим Гамзаев талантливо дополнил экспозицию выставки трогательными изваяниями женских образов и мудрых горцев, навеянных произведениями авторов, писавших о Кавказе и его людях.
— Выставка еще раз показала, что у нас богатейшая культура, есть чем и кем гордиться и что созрела почва для того, чтобы в Дагестане была своя киностудия, — сказал, ознакомившись с экспонатами, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров.
А от себя добавлю: приятно, что к этой мысли подводит наша молодежь, организовавшая фестиваль кино «Маяк».