Прошлое – урок настоящему
Ставить спектакль на историческую тему – нелегкая задача: горы перелопаченного научного материала, круговорот мыслей и страх, что вдруг что-то пойдет не так и реальный факт будет преподнесен недостаточно достоверно, не в том ракурсе… Однако без анализа прошлого нет правильного осмысления настоящего. Именно это понимание и было решающим, когда народный артист Дагестана, режиссер Лакского театра Аслан Магомедов решил ставить спектакль, посвященный памяти жертв крупнейшего и самого кровопролитного восстания 1877 года, которым были охвачены практически весь Дагестан и Чечня. Прошел год. Премьерная постановка «Кровь и слезы», поддержанная грантом Главы Республики Дагестан, предстала перед зрителем.
Спектакль повествует о периоде так называемого малого газавата и рассказывает, как народ, доведенный до отчаяния жестоким двойным гнетом – местных феодалов и наместников царской армии, – шел на верную гибель во имя чести и достоинства.
Почти все действующие лица пьесы – реальные участники тех кровопролитных событий. В их числе представители известных тухумов из Кумуха: Парамазовы, Качаевы, Рашкуевы, сын Аглархана Джафар-баг, царские офицеры из местного населения, известные во всей Лакии Зайду из Куркли, Будугъал Муси, Патаали-баг, Будугал Алиша и другие.
Часть из них неоднозначно относилась к решению поднять бунт, говоря о несоизмеримости сил и опасности выступать против хорошо вооруженной царской армии. Но когда встал вопрос, с кем ты, они не бросили на произвол судьбы свой народ и в неравной битве либо погибли, либо были казнены или отправлены в ссылку. И сегодня как реквием по погибшим живет в народе известная песня, посвященная им, «Что за пыль на дороге…».
В основу спектакля легла одноименная пьеса народного поэта Дагестана Сибирбага Касумова. Это не первое произведение автора, которое ставится на сцене Лакского театра. В творческом багаже Аслана Магомедова несколько постановок по пьесам Касумова.
— Сегодня, к сожалению, в нашей республике мало таких авторов, кто может написать качественную пьесу, по которой впоследствии можно реально создать на сцене нечто ценное. К счастью, хоть их и мало, но они есть, и один из них – Сибирбаг Касумов. Человек талантливый, он создает глубокие произведения, по которым можно создать достойную постановку. С этим автором бывает нелегко работать. Как и любой творческий человек, он трепетно относится к своему произведению, и мое режиссерское видение частенько не соотносилось с его писательским. В споре рождалась истина, и в конечном итоге, находя точки соприкосновения, мы плодотворно поработали.
— Не было страшно браться ставить спектакль о реальном историческом событии? Ведь всегда есть риск что-то исказить.
— Безусловно, не без этого. Именно поэтому, прежде чем выстраивать конструкцию будущего спектакля, я много дней изучал этот исторический период, перечитывал биографии исторических персонажей, о ком должна была идти речь в спектакле. Но самостоятельно, конечно, все сделать нельзя. И поэтому, чтобы все факты были на месте и ничто не исказить, перед началом работы над постановкой в театре был собран научный совет. Художественный руководитель театра Бадрижат Магомедгаджиева пригласила на встречу с творческой группой, работающей над спектаклем, ученых-историков, занимающихся этим историческим периодом. С их участием мы досконально изучили всю пьесу, они дали нам свои рекомендации. В итоге я со спокойным сердцем начал работу.
— Какой главный посыл был заложен вами в спектакле?
— Нельзя доводить народ, что называется, до ручки. Неизбежно наступит точка кипения, и прольется кровь. В 1877 году так и произошло, и поднялся бунт. Перед нашей командой стояла сложная задача – рассказать о том нелегком периоде и о том, что побудило людей восстать, по при этом чтобы все это не выглядело как пропаганда протеста и насилия.
Главный урок, который мы должны извлечь из того исторического события: дагестанцы восстали не против русских, не против царизма, а против социальной несправедливости. И сегодня, когда некоторые преподносят события того периода для разжигания ненависти к русскому народу и царизму, важно дать понять людям, что было на самом деле и что война ни нам, ни русским не принесла ничего хорошего. Кровь и слезы – с обеих сторон.
Работа над постановкой о трагических исторических событиях оставила большой след в жизни не только режиссера, но и тех, кто исполнял главные роли в спектакле: заслуженный артист Республики Казахстан Валентин Переверзев, народные артисты РД Владимир Мещерин и Гаджиали Гаджиалиев, артисты Магомед Сурхатилов, Адам Гайдаев и другие.
— Работа в этом спектакле – большой опыт для меня, – рассказывает Магомед Сурхатилов. – Одно дело, когда ты читаешь историческую книгу, а другое – видеть те события через восприятие реального исторического персонажа, который был частью этого. Мне выпала роль одного из офицеров царской армии, направленного для подавления бунта. Он приезжает сюда со своей семьей и вынужден все время жить в страхе, что могут погибнуть его жена и дети. Он смотрит вокруг, анализирует и приходит к мысли, что эта война – результат неправильной политики правителя, которому он дал присягу служить. Он видит, что те, против кого он воюет, – это такие же люди, которые большей частью, так же, как и он, просто хотят жить достойно и, самое главное, уберечь своих родных и близких. Это не просто солдафон, которому доставляют удовлетворение подавление противника и ура-патриотизм. Он все понимает, и это понимание точит его изнутри. Но он офицер и дал присягу, его долг – быть верным своей клятве, поэтому, наступая на горло своей совести, он следует приказу. В этом его трагедия. Таких офицеров и солдат в то время было немало.
Спектакль «Кровь и слезы» впервые показан на сцене театра, судя по реакции зрителя, вся творческая команда поработала хорошо. Но это оценка большей частью столичного зрителя. А что скажут о постановке жители сел, предки которых были непосредственными участниками тех событий, можно будет узнать на днях. Театр готовится к гастрольному выезду в Кулинский и Лакский районы. Жители Вачи и Кумуха ждут с волнением показа премьерного спектакля.