X
09:15 05.07.2018

Прошлое – урок настоящему

Ставить спектакль на историческую тему – нелегкая задача: горы перелопаченного научного материала, круговорот мыслей и страх, что вдруг что-то пойдет не так и реальный факт будет преподнесен недостаточно достоверно, не в том ракурсе… Однако без анализа прошлого нет правильного осмысления настоящего. Именно это понимание и было решающим, когда народный артист Дагестана, режиссер Лакского театра Аслан Магомедов решил ставить спектакль, посвященный памяти жертв крупнейшего и самого кровопролитного восстания 1877 года, которым были охвачены  практически весь Дагестан и Чечня. Прошел год. Премьерная постановка «Кровь и слезы», поддержанная грантом Главы Республики Дагестан, предстала перед зрителем.

Спектакль повествует о периоде так называемого малого газавата и рассказывает, как народ, доведенный до отчаяния жестоким двойным гнетом – местных феодалов и наместников царской армии, – шел на верную гибель во имя чести и достоинства.

Почти все действующие лица пьесы – реальные участники тех кровопролитных событий. В их числе  представители известных тухумов из Кумуха: Парамазовы, Качаевы, Рашкуевы, сын Аглархана Джафар-баг, царские офицеры из местного населения, известные во всей  Лакии Зайду из Куркли, Будугъал Муси, Патаали-баг, Будугал Алиша и другие.

Часть из них неоднозначно относилась к решению поднять бунт, говоря о несоизмеримости сил и опасности выступать против хорошо вооруженной царской армии. Но когда встал вопрос, с кем ты, они не  бросили на произвол судьбы свой народ и в неравной битве либо погибли, либо были казнены или отправлены в ссылку. И сегодня как реквием по погибшим живет в народе известная песня, посвященная им, «Что за пыль на дороге…».

В основу спектакля легла одноименная пьеса народного поэта Дагестана Сибирбага Касумова. Это не первое произведение автора, которое ставится на сцене Лакского театра. В творческом багаже Аслана Магомедова несколько постановок по пьесам Касумова.

— Сегодня, к сожалению, в нашей республике мало таких авторов, кто может написать качественную пьесу, по которой впоследствии можно реально создать на сцене нечто ценное. К счастью, хоть их и мало, но они есть, и один из них – Сибирбаг Касумов. Человек талантливый, он создает глубокие произведения, по которым можно создать достойную постановку. С этим автором бывает нелегко работать. Как и любой творческий человек, он трепетно относится к своему произведению, и мое режиссерское видение частенько не соотносилось с его писательским. В споре рождалась истина, и в конечном итоге, находя точки соприкосновения, мы плодотворно поработали.

— Не было страшно браться ставить спектакль о реальном историческом событии? Ведь всегда есть риск что-то исказить.

— Безусловно, не без этого. Именно поэтому, прежде чем выстраивать конструкцию будущего спектакля, я много дней изучал этот исторический период, перечитывал биографии исторических персонажей, о ком должна была идти речь в спектакле. Но самостоятельно, конечно, все сделать нельзя. И поэтому, чтобы все факты были на месте и ничто не исказить, перед началом работы над постановкой в театре был собран научный совет. Художественный руководитель театра Бадрижат Магомедгаджиева пригласила на встречу с творческой группой, работающей над спектаклем, ученых-историков, занимающихся этим историческим периодом. С их участием мы досконально изучили всю пьесу, они дали нам свои рекомендации. В итоге я со спокойным сердцем начал работу.

— Какой главный посыл был заложен вами в спектакле?

— Нельзя доводить народ, что называется, до ручки. Неизбежно наступит точка кипения, и прольется кровь. В 1877 году так и произошло, и поднялся бунт. Перед нашей командой стояла сложная задача – рассказать о том нелегком периоде и о том, что побудило людей восстать, по при этом чтобы все это не выглядело как пропаганда протеста и насилия.

Главный урок, который мы должны извлечь из того исторического события: дагестанцы восстали не против русских, не против царизма, а против социальной несправедливости. И сегодня, когда некоторые преподносят события того периода для разжигания ненависти к русскому народу и царизму, важно дать понять людям, что было на самом деле и что война ни нам, ни русским не принесла ничего хорошего. Кровь и слезы – с обеих сторон.

Работа над постановкой о трагических исторических событиях оставила большой след в жизни не только режиссера, но и тех, кто исполнял главные роли в спектакле: заслуженный артист Республики Казахстан Валентин Переверзев, народные артисты РД Владимир Мещерин и Гаджиали Гаджиалиев, артисты Магомед Сурхатилов, Адам Гайдаев и другие.

— Работа в этом спектакле – большой опыт для меня, – рассказывает Магомед Сурхатилов. – Одно дело, когда ты читаешь историческую книгу, а другое – видеть те события через восприятие реального исторического персонажа, который был частью этого. Мне выпала роль одного из офицеров царской армии, направленного для подавления бунта. Он приезжает сюда со своей семьей и вынужден все время жить в страхе, что могут погибнуть его жена и дети. Он смотрит вокруг, анализирует и приходит к мысли, что эта война – результат неправильной политики правителя, которому он дал присягу служить. Он видит, что те, против кого он воюет, – это такие же люди, которые большей частью, так же, как и он, просто хотят жить достойно и, самое главное, уберечь своих родных и близких. Это не просто солдафон, которому доставляют удовлетворение подавление противника и ура-патриотизм. Он все понимает, и это понимание точит его изнутри. Но он офицер и дал присягу, его долг – быть верным своей клятве, поэтому, наступая на горло своей совести, он следует приказу. В этом его трагедия. Таких офицеров и солдат в то время было немало.

Спектакль «Кровь и слезы» впервые показан на сцене театра, судя по реакции зрителя, вся творческая команда поработала хорошо. Но это оценка большей частью столичного зрителя. А что скажут о постановке жители сел, предки которых были непосредственными участниками тех событий, можно будет узнать на днях. Театр готовится к гастрольному выезду в Кулинский и Лакский районы. Жители Вачи и Кумуха ждут с волнением показа премьерного спектакля.

Статьи из «Театры»

Сказка ожила на сцене

5
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

74
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

13
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

148
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

15
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

16
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...