Простор полей и шепот родника…
Касум Магомедович Магомедов – дагестанский композитор, педагог, заслуженный деятель искусств РФ, заслуженный деятель Всероссийского музыкального общества, член Союза композиторов России. За многолетний творческий путь он обрел свой оригинальный профессиональный почерк в области хоровой и оркестровой музыки, вокальных и инструментальных миниатюр, верно следуя музыкальным традициям дагестанской композиторской школы.
Творческий путь будущего композитора Касума Магомедова берет начало из детства. Интонации и ритмы родных мелодий, голоса и звуки окружающего мира, сочные краски природы из калейдоскопа детских впечатлений переросли в творческое мировоззрение музыканта. Следуя примеру отца и семейным традициям, Касум Магомедов по окончании школы в селении Джули решил продолжить обучение в Дербентском педагогическом училище. Становление творческой личности проходило в музыкальной атмосфере Дербента, отличавшегося ярким многонациональным интонационным колоритом.
Формированию профессиональных качеств будущего музыканта способствовало общение с известными педагогами – композитором Д. Ашуровым, таристом и композитором Б. Кулиевым, таристом-виртуозом С. Замановым, чьи имена вписаны в Золотой фонд деятелей музыкальной культуры Дагестана. Музицирование на таре и пение табасаранских народных песен в концертах училища стали закономерной формой творческой реализации юного музыканта. С тех самых юных лет песни Табасарана сопровождают Касума Магомедова от первых детских впечатлений к исполнительству и композиции и, позднее, к опыту собирателя фольклора.
Специально для детских исполнительских коллективов он создал сборник песен для детей «Песня о Родине», наполненный национальными ритмами и интонациями, с энтузиазмом занялся концертной деятельностью со школьниками селений Сертиль, Кюряг и Халаг, составлением программ районных фольклорных фестивалей. Уровень исполнительства самодеятельных табасаранских артистов был достаточно высоким, и подготовленные ими концертные номера стали включать в фестивали республиканского значения.
Успешная педагогическая работа и исполнительская популярность еще более подстегивали Касума Магомедова к совершенствованию профессиональных навыков. Последующее обучение в Махачкалинском музыкальном училище по классу тара у известного инструменталиста и композитора О.Аюбова обогатило музыкальные навыки, но не создало почвы для полного раскрытия и реализации творческих поисков.
Определяющей вехой на творческом пути К. Магомедова стала встреча с известным композитором А.Агабабовым в Дагпединституте, на музыкально-педагогический факультет которого и поступил будущий композитор. В классе композиции А.Агабабова К. Магомедов начал сочинять свои первые песни, регулярно показывая их на прослушиваниях перед профессиональными дагестанскими композиторами. Так, его «школа» складывалась в творческом общении, с Н.Дагировым, С.Керимовым, студентами-музыкантами и музыковедами. Активная в те годы творческая деятельность Союза композиторов привлекала начинающих самодеятельных авторов, а консультации маститых композиторов способствовали уверенному воплощению творческих замыслов.
Возможность широких творческих контактов с композиторами из разных городов, в частности Э.Колмановским, К.Головиным, А.Боярским, В.Соловьевым, способствовала интенсивной работе и личному обогащению, укрепила его в творческих устремлениях. Новые эмоциональные впечатления ярко воплотились в партитуре «Концертино для кларнета и симфонического оркестра»(1982 г.).
Касум Магомедов известен как автор произведений разных жанров – оркестровых, камерных, хоровых, музыкально-театральных, но главным жанром его творчества является песня, в том числе эстрадная. За долгий творческий путь композитором написаны вокальные циклы и более двухсот песен на стихи дагестанских поэтов. Многие вокальные опусы уже в 80-е годы прочно вошли в репертуар дагестанских и российских музыкальных коллективов. В это же десятилетие всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» выпустила диски с песнями композитора, в том числе диск-гигант на стихи Р. Гамзатова «Я ищу это верное слово» с предисловием композитора В. Соловьева.
Композитором написаны и крупные хоровые полотна – «Десять обработок табасаранских народных песен» (1995г.), «Край признания и любви» (2002г.). В исполнении симфонического оркестра и большого хора радио и телевидения Санкт-Петербурга под управлением народного артиста РФ С.Горковенко прозвучала баллада «Боль утраты» (1997г.) на стихи Т. Раджабова. Дирижер охарактеризовал это драматическое сочинение как «значительное и удачное».
Вообще, К. Магомедов – первый музыкант, целенаправленно собирающий табасаранский фольклор и стремящийся зафиксировать подлинные народные мелодии. В процессе знакомства и общения с известным музыковедом Манаширом Якубовым Касумом Магомедовым были приобретены ценные знания и навыки, позволившие ему профессионально собирать и систематизировать материал. Так, в сборнике «Табасаранские народные мелодии и песни» впервые предпринята попытка жанровой классификации табасаранского музыкального фольклора.
Немало сил отдает Касум Магомедович просветительской деятельности и популяризации дагестанской музыки в России и за рубежом. Он участвовал в крупных музыкальных форумах, таких как III Международный фестиваль «Музыка друзей-98», состоявшийся в Москве. Особо значимым событием в творческой биографии К. Магомедова запечатлелась поездка по нескольким городам США, где в рамках культурной программы композитор исполнил свои сочинения и продемонстрировал в записи сочинения дагестанских композиторов.
Касум Магомедов является председателем правления благотворительной общественной организации «Ассоциация исполнительского искусства Дагестана», оказавшей содействие в организации и проведении большого фестиваля «Мир Кавказу», а также юбилейных вечеров известных деятелей искусства Дагестана.
В настоящее время композитор занимается педагогической деятельностью – передает свое мастерство и навыки ученикам, создает оригинальные вокальные и инструментальные композиции. В цикле пьес для фортепиано «Табасаранская тетрадь» композитор оригинально воплотил народные музыкальные темы, используя разнообразные фактурные приемы и средства выразительности, достигая современного гармонического звучания. Творчество Касума Магомедовича красочно охарактеризовал его земляк, поэт Шамиль Казиев
«В его музыке – величавая роскошь табасаранских гор и изумрудный простор полей, восторг первого бутона, раскрывшегося весной, и печальный шепот падающего осенью листа, рев буйного Рубаса и воркование одинокого родника в глухом ущелье, восторженная песня первой любви и первый крик младенца. Как ученый-археолог из отдельных черепков воссоздает произведения искусств ушедших цивилизаций, так и Касум Магомедов из руин утраченных мелодий воссоздает национальную народную музыку табасаранцев».