Купить PDF-версию
12:39 | 07 июня, Сб
Махачкала
X
09:06 04.07.2018

Пух-пах дагестанских пистонов

И какие же это были славные ружья, пистолеты, доспехи! Я видела их в Историческом музее ДГУ, держала в руках, разглядывала, гордилась. Сам Шамиль высоко ценил талант оружейного мастерства земляков, считал, что дагестанцы «делают оружие, быть может, самое лучшее на свете». А он то уж точно знал, что говорил.

Интересные исторические сведения о развитии у нас огнестрельного оружия мне рассказал доктор исторических наук Амирбек Магомедов.

— Во время Кавказской войны развивались оружейные промыслы во многих центрах – в Хучада, Унцукуле, Гоцатле, Кубачи, Харбуке, Амузги, Казикумухе, Акуше и других, всего в 30 центрах. Во второй половине XIX в. новые центры оружейного производства появились в селениях Карабудахкент, Альбукент, Гамсутль, Койсун, Шиназ.

— Оружейное мастерство дагестанских народов имеет древнюю историю. Его развитию способствовали наличие здесь традиций выплавки железа, местные сырьевые ресурсы. Самая ранняя известная дата изготовления кавказского ружья – 1710 г. Прототипом его послужило турецкое оружие.

Важную роль в развитии торговли оружием сыграл Кизляр. К примеру, в 1842 г. сюда было привезено для продажи около 3600 единиц ружей, пистолетов, кинжалов из многих центров его производства. Рос спрос на оружие и внутри Дагестана. В оружейном производстве стала появляться и специализация.

Дагестанские пистолеты с кремниевыми замками появились позже, чем ружья. В письменных источниках «пистолеты» кубачинских мастеров упоминаются лишь в начале 80-х гг. ХVIII в. Широкое производство такого оружия началось в XIX в. А уже к середине XIX в. пистолет становится одним из ходовых оружейных товаров. Первую половину и особенно середину XIX в. можно считать периодом расцвета оружейного искусства дагестанских мастеров. При этом еще с конца XVIII в. сходство кавказского, дагестанского огнёстрельного оружия с турецким все менее заметно, оно становится самобытным типом оружия. Художественная отделка оружия приобретает при этом особую изысканность за счет декора.

Наряду с шерстяными тканями ружья и пистолеты становятся одним из товаров, находивших широкий спрос за пределами Дагестана.

— Между тем бурное становление оружейных промыслов не могло не привести к ухудшению качества изделий ремесленников. Таковы законы товарного производства и интенсификации ремесленного труда. Ремесленное творчество неизбежно теряет многое в условиях перехода ремесла в стадию массового промыслового производства, – продолжает экскурс в историю Амирбек Магомедов.

По его словам, ухудшение боевых качеств огнестрельного оружия было связано и с конкуренцией новейших видов фабричного оружия. Так, в 40-х гг. XIX в. русская армия перешла на штуцерные (нарезные), а в 60-е гг. – на казнозарядные ружья. Надо сказать, дагестанские мастера внутриствольную нарезку делали еще с ХVIII в. Однако качество ее в середине ХIХ в. было хуже фабричной. В то же время отдельные умельцы достигали высокого мастерства и в изготовлении нового типа оружия. Так, добротные пистолеты и штуцерные пистоны изготавливали лучшие согратлинские мастера. В конце 60-х годов ХIХ в. широкое распространение получают казнозарядные ружья. Но массового перехода дагестанских оружейников на изготовление нового типа оружия не произошло, т.к. «местное начальство» запрещало изготовление такого товара.

Одновременно с середины XIX в. рос спрос на холодное оружие. Много заказов шло на кинжалы, шашки, которые стали обязательным аксессуаром повседневного и парадного костюма горцев, русских офицеров, многочисленного северокавказского казачества. О. Маргграф, проводивший обследование станичного быта терских казаков, был удивлен тем, что одна из комнат в домах гребенских казаков напоминает кунацкую: «По стенам развешаны кинжалы, шашки и разное другое оружие кавказского горца», «казак носит черкеску из местного сукна, кинжал, пояс», «казак-татарин потратит последнее на серебряную пряжку для костюма».

Росла популярность сложной отделки, позолоты кинжала. Белая черкеска, кинжал с рукоятью из слоновой кости, газыри с таким же верхом, пояс с 4-5 парами подвесных ремешков становятся модными и престижными атрибутами одежды состоятельного горца, казака и горожанина.

Как вид оружия и украшение мужского костюма широко распространяется и шашка. Особенности этого вида оружия, возможно, сложились под влиянием турецкого оружия. Турецкие ятаганные ножи ХVII в., хранящиеся в музеях Московского Кремля, имеют такую же, как у шашки, «утопающую» в ножнах рукоять и раздвоенное навершение. Само же слово «шушка», как считают языковеды
(И. Абдуллаев), заимствовано из русского языка. Учитывая, что туда это слово попало из адыгейского, нельзя исключать, что формирование этой формы клинкового оружия имеет сложную историю и связано со всем северокавказским регионом.

Статьи из «Выставки»

Свет сквозь печаль

12
Сердце экспозиции – 130 фотографий, на которых матери, жены, сестры, потерявшие сыновей, мужей...

Выставки, которые стоит посетить

43
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

Великому подвигу посвящается!

110
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

44
Музыка всегда сопровождала советских...

За каждой картиной – история

34
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

Художник смыслов

89
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

35
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

62
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

24
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Раз, два, три, четыре!

25
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...