«Пусть любовь моя будет смерти сильней»
Принято считать, что лейтмотивом весьма популярной оперетты Константина Листова «Севастопольский вальс», созданной в 1961 году, является одноименная песня. Композитор Константин Листов вспоминал: «Я написал много песен о море и моряках, и когда мои соавторы предложили написать музыкальную комедию о севастопольцах, я радостно согласился, потому что в этой, близко знакомой мне теме сочетаются героика и лирика, романтика и юмор». Согласитесь, что достаточно сложно представить рассказ о подвиге героев Севастополя в жанре оперетты.
Спектакль же, поставленный режиссером Дмитрием Павловым, он же сценограф, в Дагестанском театре оперы и балета, насквозь пронизан темой любви, что полностью соответствует жанру произведения. Именно это чувство дало возможность выстоять защитникам Севастополя, помогло героям сохранить самое лучшее, что было в них, несмотря на все тяготы военного времени.
А профессиональная режиссерская экспликация, точное нахождение смысловой пластической образности, пространственного и светового решения создали очень трогательную и эмоционально насыщенную оперетту.
По словам режиссера-постановщика, им было принято решение традиционного воплощения известного произведения. Но несмотря на это решение, постановка наполнена воздухом современной трактовки военного и послевоенного времени. Так, решенные в статике мизансцены, проекция хроники военных лет, минимализм сценографии (лежащая навзничь колонна графской пристани, символизирующая начало всеобщей беды в первом действии, лоток мороженого как символ мирного времени во втором действии и празднично накрытые столы, будто гимн народу-победителю, в третьем) говорят с сегодняшним зрителем на понятном современникам языке.
Замечательный творческий состав спектакля. Нельзя не отметить актерскую династию народного артиста РД Магомеда Абасова. Два его сына Салман в роли Дмитрия и Белек в роли Рахмета радуют зрителя прекрасными вокальными данными и точным актерским перевоплощением. Если Дмитрий – образец достойного морского офицера, то Рахмет – невероятно обаятельный и органичный персонаж.
Вокальные данные Эльвиры Маммаевой в роли Нины Бирюзовой и Дениса Федоренко в роли Генки Бессмертного покоряют зрителей с первых звуков. А как органичен дуэт тети Дины (артистка Людмила Комаривцева) и боцмана Федора Кузьмича (засл.арт. РД Яхья Исаков). Может быть, Любаше (Елена Величко) можно было бы несколько уменьшить излишнюю юношескую порывистость во втором и третьем действиях, когда она предстает перед нами повзрослевшей от выпавших на нее испытаний войны и неразделенной любви.
И поскольку мы заговорили о небольших нюансах в едином сценическом ансамбле постановки, то нельзя не сказать о том, что малейший недочет снижает общее впечатление о добротной и целостной работе коллектива. Речь идет об отсутствии программок и накладках со звуком и проектором. Думается, что эти недочеты в ближайшее время будут устранены, ведь не благодаря, а вопреки коварной пандемии театр достойно выдержал это испытание и подарил зрителю замечательный спектакль. И слова из дуэта Аверина и Нины «Пусть любовь моя будет смерти сильней» полностью соответствуют данной работе.