X
09:24 04.05.2018

Пусть оно улыбнется отцовскому дому

Руслан Сефербеков, доктор исторических наук
Выпуск - 2018 №№ 124-125
27

Слово «солнце» в дагестанских языках относится к общесеверокавказскому лексическому фонду. О почитании этого светила в Кавказской Албании, этнокультурную основу которой составляли древнедагестанские племена, писал Страбон, отмечавший, что албаны «из богов почитают Гелиоса, Зевса и Селену, святилища которых находятся вблизи Иберии. Обязанность жреца у них исполняет самый уважаемый человек после царя. Он стоит во главе большой и густонаселенной священной области...».

Под греческими именами этих богов, как обоснованно считают исследователи, скрываются божества: верховный бог Солнца и богиня Луны, соответствующие древнеиранским зороастрийским богам, священная триада которых особо почиталась в это время и в соседних Армении и Иберии. Этот факт свидетельствует о сильном влиянии и проникновении в Закавказье древнеиранских (зороастрийских) религиозно-идеологических представлений.

Отголосками этого почитания являются дошедшие до нашего времени многочисленные клятвы, благопожелания. проклятия, сравнения и антропонимы, в которых присутствует солнце.

Практически у всех народов Дагестана сохранились клятвы солнцем, что, несомненно, является отголоском язычества, т.к. в соответствии с канонами ислама клясться можно только именем Аллаха. Так, у аварцев-хунзахцев существовали клятвы: «Клянусь солнцем!» («Бакъал хIаги»), «Клянусь этим солнцем!» («Гьадаб бакъад хIаги»), «Аллаха солнцем клянусь!» («Аллагьасул бакъал хIаги»), аварцы-койсубулинцы клялись также и солнечными лучами. Аварцы-гидатлинцы клялись: «Да будет солнце (мне) запретным» («Бакъ хIарамлъиги»), «Да не коснется меня солнце» («Бакъ дида чIвале къотIи батогиги»). Клялись солнцем и другие аварцы, например, ахвахцы.

Даргинцы-цудахарцы с. Куппа клялись ликом («Берла дях­тлера») и лучами солнца («Берла нурлера»). Клятва солнцем бытовала и у даргинцев-сюргинцев. До сих пор у лакцев бытуют фразы: «Клянусь солнцем над нами!» («КIа ялувсса бургъин хъана»).

Клялись солнцем и луной и другие дагестанские народы: лезгины — «Клянусь солнцем» («Ракъунал кьин хьуй»), («Вацрал кьин хьуй»), табасаранцы — «Клянусь солнцем» («Ригъ’инди ху апIурза»), («Ригъдин гьякьниинди»), («Вазлиинди ху апгурза»).

У кумыков сохранились клятвы («Гюн ню ярыгъы гьакъына» – «Клянусь светом солнца!») и благопожелания, связанные с солнцем («Гюн иржайсын ата юртунга» – «Пусть солнце улыбнется на отцовский дом»).

Вместе с тем у дагестанцев имелись и проклятия, связанные с солнцем. Например, аварцы-хунзахцы проклинали так: «Чтоб ты не увидел солнце» («Бакъ-моцI бихьугеги»), «Чтоб тебя не коснулись лучи солнца» («Бакъул канлъи чIвагегиI»). Цудахарцы желали ненавистному человеку, чтобы тот попал под черное солнце («Цгуттар берлигу рик») и чтобы его дом не освещало солнце («Хъули бери мабухъ»). Схожие проклятия имелись и у лезгин: «Пусть покарает тебя солнце!» («Ваз рагъ къалим хьуй»).

С солнцем сравнивали девушек и юношей. Аварцы сравнивали девичью красу с солнцем, а парня – с луной: «Солнцу подобная девушка» («Бакъ-моц Надинай яс»), «Как солнце красивая» («Бакъ гIан берцинай»). Аналогичные сравнения существовали у каратинцев: «Как солнце при восходе – девушка, как полная луна – парень» («Бокала милъе­-годой, бецяала борцIо – годов»). Такие же сравнения с солнцем бытовали и у лезгин: «Девушка, подобная Солнцу» («Рагь хьтин руш»).

Статьи из «Культура»

Два корифея, два мира

15
Сочные и ароматные дагестанские персики. Ценность их не только в неповторимом вкусе, но и в...

Сохраняя традиции предков

130
Долго думала, об истории какого села рассказать вам в своем новом материале. Душа просила...

Высокий героизм Абдулхакима Исмаилова

7
Главным героем книги Гебека Конакбиева «Абдулхаким Исмаилов. Знамя над рейхстагом» стал наш земляк, дождавшийся самой...

Даже если взгляд не видит…

8
В последние годы внимание общества к проблемам людей с нарушениями опорно-двигательного...

Поэт, и ничего кроме

13
Известный литературовед и критик Камал Абуков сказал однажды о Багаутдине Аджиеве: «Он...

Мировоззрение и жизнь

7
Теоретические основы и политическая практика цивилизационного будущего и целостного Дагестана в составе неделимой России согласуются с тем, что наша страна...

Художник смыслов

62
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Священная ценность

9
Российские военнослужащие продолжают проявлять храбрость и героизм при выполнении боевых...

Был такой аул

11
В одной из работ известного дагестанского художника Юсуфа Моллаева можно разглядеть старый...

Тимпан как образ

6
Инклюзивный мастер-класс в смешанной изобразительной технике состоялся в Национальном...

С «алмасовским» звучанием

148
Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла,...

Герои среди нас

18 часов назад