X
10:32 14.01.2022

Путь к человечности проложен веками

Выпуск - 2022 №4-5
82

В современных условиях меняющегося общественного сознания порою очевидно, как устами и поступками недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали разъедаются духом легкомыслия и вседозволенности.

Мир, в котором мы сегодня живём, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно предаются забвению ценности, издавна имевшие для человека значимость и смысл. Опыт старших поколений: их политические взгляды, стиль одежды, гендерная мораль – ныне ставятся под сомнение. Агрессивная мотивация поведения части молодёжи приближает их к полному краху. Многие утратили нравственные ориентиры. Понятие добра и зла становится относительным.

В этих нелёгких для социума общественных условиях важно вспомнить морально-этические нормы, веками служившие духовно-нравственным ориентиром в жизни и деятельности народов многонационального Дагестана.

Мы часто говорим о морали, порою до конца не осмыслив и искажая её суть, по-разному понимая её в обыденной жизни. Говорим: человек приобрёл или потерял свой моральный облик. Что он приобрёл или потерял? Человеческая мораль – как её понимать? Люди с древних времён искали и нашли общие для всех правила поведения. То, чем человек руководствуется в своём поведении, и называется моралью.

Человеческая мораль сеет в людях добро, она имеет свои правила поведения в обществе. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, миролюбию. Мораль призывает людей к человечности.

В языках есть понятие «свинство» – это когда грязно, неряшливо; «зверство» – это когда жестоко, злобно. Так могут поступать только животные. А человек – это разумное существо. Ему присущи гуманность, человечность.

Человечность – от слова «человек». Так образуется это слово во многих языках мира. Так образуется оно и в языках Дагестана: по-аварски – «гIадан», «инсан» (человек), гIаданлъи, инсанлъи (человечность); по-даргински – «адам» (человек), «адамдеш» (человечность); по-лезгински – «инсан» (человек), «инсанвал» (человечность).

От слова «человек» у дагестанских народов образуются ещё такие слова, как «гуманность», «порядочность», «свобода» и другие. Это потому, что мало родиться человеком, им нужно стать, приобретая колоссальные знания, умения, навыки, формируя общественно одобряемые чувства, сознание и поведение.

Дагестанские мудрецы, например, днём рождения человека считают день, когда он совершает своё первое в жизни доброе дело. Для того, чтобы люди стали человечнее, наши деды и отцы переняли от своих предков традиции, обычаи, обряды, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы морали, нравственности, чести и совести.

Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы морали, присущие народу. Вот что говорил по этому поводу народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Много веков прожили дагестанцы в горах, и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя».

Горец клянётся: человеком родился – человеком умру!

Правило горцев: продай поле и дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.

Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.

Когда начинают рассказывать о недостойном, мелком, подлом деле, горцы обрывают рассказ: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».

Когда начинают рассказывать о каком-нибудь промахе, проступке хорошего человека, горцы обрывают рассказ: «Он человек, и этот проступок ему можно простить».

Об ауле, в котором нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутёвом горцы говорят: «Человека там нет».

Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: «Там есть человек. Человек первая необходимость, драгоценность и великое чудо».

Дагестанская мораль требует проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным.

Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Для этого надо укреплять здоровье, силу, ловкость, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, быть бодрым и жизнерадостным.

Только нельзя применять физическую силу против слабых, стариков, женщин, малышей, тягаться с более слабым противником. Такое поведение народ осуждает.

Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», – говорят дагестанцы. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время – перо возьми», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниёт, не пропадёт – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Ум помогает человеку получить знания о предметах, людях и животных, о ближних и дальних странах. Вот почему важно хорошо учиться всегда и всему. Хорошая учёба даёт человеку глубокий ум и широкий кругозор.

Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна и воля. Волевые качества – это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремлённость, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят уважения к человеку.

Главное в человеке – это его морально-этический облик. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-человечески, опуститься морально и внешне. Иметь моральный облик – это значит хорошо понимать и по совести проявлять качества и поведение воспитанного человека.

Вот как объяснял суть и значение понятия «совесть» народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар: «У повидавшего много в своей долгой жизни человека спросили: «Скажите, что такое совесть?» И вот умудрённый опытом жизни человек отвечает: «Совесть – это в первую очередь предостережение тому действию, какое, сделай другой по отношению к вам, не понравилось бы. И после этого совесть – приветливое добродушие, сердечность в общении».

Совесть – это качество добропорядочности, честности, верности. И главное её достоинство в том, что она призывает делать добро другому человеку, не думая о взаимности. Совесть – единственное чувство, в котором нет эгоизма, корысти, зависти. Там, где взаимоотношения людей строятся на совести, там присутствуют успехи. Там человек доволен своей работой, учёбой, там ему легко дышится, там его второй дом. У человека, у которого совесть чиста, лицо приветливое, душа светлая, добрая.

Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик.

Мудрость народов Дагестана учит:

–первое достоинство человека – это ум. Ум человека омрачают раздражение и озлобление;

–второе достоинство человека – это дружба. Её губит зависть;

третье достоинство человека – это совесть. Её уничтожает жадность;

–четвёртое достоинство человека – это хорошее воспитание. Но на него может повлиять дурная среда;

–пятое достоинство человека – это счастье. Его губит ревность.

Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками.

Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя такие моральные качества:

– любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина – мать, а чужбина – мачеха»);

– справедливость и честность («Лжец на почётное место однажды только может сесть, пока ещё не всем известно, кто он на самом деле есть», «Вранье – штука куцехвостая, воровство – криволицее, а обман – коротконогий», «Чужого не бери – вдруг кто-то охраняет, что бы ни было – не ври – вдруг кто-то правду знает»;

– доброта, великодушие, милосердие («Злому ослу – тяжёлая ноша», «Спесь губит достоинство»);

– честь и собственное достоинство («Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»);

– скромность («Кто нос задирает, обязательно споткнётся», «Не задирай голову, расшибёшься о скалу»);

– рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдётся»);

– дружба и коллективизм («Джамаат захочет – войлочный кол в землю войдёт», «Колос к колосу – сноп получается», «Топнет народ – земля затрясётся»);

– уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнём держи совет», «Кто советуется, тот не ошибается», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»);

– трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек трудами», «Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче», «Начало работы горькое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»);

– бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочём», «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить»).

Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для дагестанцев практическим руководством в жизни. Образцовый пример отцов, дедов и прадедов – верный путь к человечности.

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

13
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

3
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

10
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

39
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

67
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

81
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...