Путь к человечности проложен веками
В современных условиях меняющегося общественного сознания порою очевидно, как устами и поступками недальновидных людей тут и там искажаются прежние историко-культурологические и социально-педагогические ценности. Общечеловеческие, веками апробированные национально-региональные нормы морали разъедаются духом легкомыслия и вседозволенности.
Мир, в котором мы сегодня живём, можно смело назвать «временем дурных манер». Вместе с прежним порядком совершенно неоправданно предаются забвению ценности, издавна имевшие для человека значимость и смысл. Опыт старших поколений: их политические взгляды, стиль одежды, гендерная мораль – ныне ставятся под сомнение. Агрессивная мотивация поведения части молодёжи приближает их к полному краху. Многие утратили нравственные ориентиры. Понятие добра и зла становится относительным.
В этих нелёгких для социума общественных условиях важно вспомнить морально-этические нормы, веками служившие духовно-нравственным ориентиром в жизни и деятельности народов многонационального Дагестана.
Мы часто говорим о морали, порою до конца не осмыслив и искажая её суть, по-разному понимая её в обыденной жизни. Говорим: человек приобрёл или потерял свой моральный облик. Что он приобрёл или потерял? Человеческая мораль – как её понимать? Люди с древних времён искали и нашли общие для всех правила поведения. То, чем человек руководствуется в своём поведении, и называется моралью.
Человеческая мораль сеет в людях добро, она имеет свои правила поведения в обществе. Мораль призывает людей к совести, долгу, уважению, трудолюбию, дружелюбию, миролюбию. Мораль призывает людей к человечности.
В языках есть понятие «свинство» – это когда грязно, неряшливо; «зверство» – это когда жестоко, злобно. Так могут поступать только животные. А человек – это разумное существо. Ему присущи гуманность, человечность.
Человечность – от слова «человек». Так образуется это слово во многих языках мира. Так образуется оно и в языках Дагестана: по-аварски – «гIадан», «инсан» (человек), гIаданлъи, инсанлъи (человечность); по-даргински – «адам» (человек), «адамдеш» (человечность); по-лезгински – «инсан» (человек), «инсанвал» (человечность).
От слова «человек» у дагестанских народов образуются ещё такие слова, как «гуманность», «порядочность», «свобода» и другие. Это потому, что мало родиться человеком, им нужно стать, приобретая колоссальные знания, умения, навыки, формируя общественно одобряемые чувства, сознание и поведение.
Дагестанские мудрецы, например, днём рождения человека считают день, когда он совершает своё первое в жизни доброе дело. Для того, чтобы люди стали человечнее, наши деды и отцы переняли от своих предков традиции, обычаи, обряды, ритуалы и символы человечности. Они создали народные кодексы морали, нравственности, чести и совести.
Каждый, кто хочет стать настоящим человеком, должен знать и выполнять нормы морали, присущие народу. Вот что говорил по этому поводу народный поэт Дагестана Расул Гамзатов: «Много веков прожили дагестанцы в горах, и всегда они испытывали нужду в человеке. Нужен человек, без человека никак нельзя».
Горец клянётся: человеком родился – человеком умру!
Правило горцев: продай поле и дом, потеряй всё имущество, но не продавай и не теряй в себе человека.
Проклятие горцев: пусть не будет в вашем роду ни человека, ни коня.
Когда начинают рассказывать о недостойном, мелком, подлом деле, горцы обрывают рассказ: «Не тратьте на него слова. Он же не человек».
Когда начинают рассказывать о каком-нибудь промахе, проступке хорошего человека, горцы обрывают рассказ: «Он человек, и этот проступок ему можно простить».
Об ауле, в котором нет порядка, об ауле неряшливом, склочном, непутёвом горцы говорят: «Человека там нет».
Об ауле, в котором порядок и мир, горцы говорят: «Там есть человек. Человек первая необходимость, драгоценность и великое чудо».
Дагестанская мораль требует проявлять человеческое достоинство, долг, отвагу, мужество, уважение к старшим, любовь к родным и близким. Человек должен проявлять сострадание к слабым, больным, сиротам, одиноким, престарелым людям, милосердие и великодушие. Человек должен быть верным дружбе и данному слову, быть благородным по отношению к женщине, чистым и честным.
Дагестанские народы имеют свой идеал настоящего человека. Они желают, чтобы каждый с детства стремился к совершенству. Для этого надо укреплять здоровье, силу, ловкость, выносливость тела, энергичность, внешнюю красоту, быть подтянутым, стройным. Физически крепкий человек имеет успехи в спорте, труде, может защищать себя и других. Он может преодолеть любые трудности, быть бодрым и жизнерадостным.
Только нельзя применять физическую силу против слабых, стариков, женщин, малышей, тягаться с более слабым противником. Такое поведение народ осуждает.
Для совершенства человеку необходим ум. «Человек ценен не папахой, а умом», «Ум делает человека зрячим», «Глупец к богатству стремится, мудрец – к познанию мира», – говорят дагестанцы. Чтобы стать умным, образованным, народ советует: «Не трать попусту время – перо возьми», «Наука – лучшая казна: не украдут, не сгорит, не сгниёт, не пропадёт – всегда при себе», «Сильный одного победит, умный – тысячу». Ум помогает человеку получить знания о предметах, людях и животных, о ближних и дальних странах. Вот почему важно хорошо учиться всегда и всему. Хорошая учёба даёт человеку глубокий ум и широкий кругозор.
Чтобы начать и довести дело до конца, человеку нужна и воля. Волевые качества – это мужество и храбрость, смелость и отвага, решительность и целеустремлённость, самостоятельность и активность, настойчивость и упорство. Они также нужны человеку для совершенства. Без этих качеств горцы не мыслят уважения к человеку.
Главное в человеке – это его морально-этический облик. Терять человеческий облик – это значит повести себя не по-человечески, опуститься морально и внешне. Иметь моральный облик – это значит хорошо понимать и по совести проявлять качества и поведение воспитанного человека.
Вот как объяснял суть и значение понятия «совесть» народный писатель Дагестана Ахмедхан Абу-Бакар: «У повидавшего много в своей долгой жизни человека спросили: «Скажите, что такое совесть?» И вот умудрённый опытом жизни человек отвечает: «Совесть – это в первую очередь предостережение тому действию, какое, сделай другой по отношению к вам, не понравилось бы. И после этого совесть – приветливое добродушие, сердечность в общении».
Совесть – это качество добропорядочности, честности, верности. И главное её достоинство в том, что она призывает делать добро другому человеку, не думая о взаимности. Совесть – единственное чувство, в котором нет эгоизма, корысти, зависти. Там, где взаимоотношения людей строятся на совести, там присутствуют успехи. Там человек доволен своей работой, учёбой, там ему легко дышится, там его второй дом. У человека, у которого совесть чиста, лицо приветливое, душа светлая, добрая.
Народы Дагестана ценят достоинства человека и осуждают недостатки, омрачающие его моральный облик.
Мудрость народов Дагестана учит:
–первое достоинство человека – это ум. Ум человека омрачают раздражение и озлобление;
–второе достоинство человека – это дружба. Её губит зависть;
третье достоинство человека – это совесть. Её уничтожает жадность;
–четвёртое достоинство человека – это хорошее воспитание. Но на него может повлиять дурная среда;
–пятое достоинство человека – это счастье. Его губит ревность.
Настоящий человек всегда стремится к достоинствам и борется с недостатками.
Дагестанский народный кодекс чести советует человеку развивать у себя такие моральные качества:
– любовь к родному очагу, народу, родной земле («Человек без родины, что соловей без песни», «В родной долине лучше прахом быть, чем на чужбине падишахом быть», «Родина – мать, а чужбина – мачеха»);
– справедливость и честность («Лжец на почётное место однажды только может сесть, пока ещё не всем известно, кто он на самом деле есть», «Вранье – штука куцехвостая, воровство – криволицее, а обман – коротконогий», «Чужого не бери – вдруг кто-то охраняет, что бы ни было – не ври – вдруг кто-то правду знает»;
– доброта, великодушие, милосердие («Злому ослу – тяжёлая ноша», «Спесь губит достоинство»);
– честь и собственное достоинство («Чем без чести жить – корпеть, лучше с честью умереть», «Кто себя не уважает, тот не уважает и других»);
– скромность («Кто нос задирает, обязательно споткнётся», «Не задирай голову, расшибёшься о скалу»);
– рассудительность («Сначала подумай, затем выскажись», «Была бы голова, а папаха найдётся»);
– дружба и коллективизм («Джамаат захочет – войлочный кол в землю войдёт», «Колос к колосу – сноп получается», «Топнет народ – земля затрясётся»);
– уважение к людям («Коль старика с тобою рядом нет, ты хоть со старым пнём держи совет», «Кто советуется, тот не ошибается», «Кто людей уважает, тот вовек не погибает»);
– трудолюбие («Дерево ценится плодами, человек трудами», «Друг сделал – телу легче, сам сделал – душе легче», «Начало работы горькое, конец же сладок», «Труд и терпение превращаются в золото»);
– бережливость («Кто не ценит копейку, тому и рубль нипочём», «Кто не ценит малого, тому и большого не оценить»).
Физические, умственные, волевые и моральные качества, ценимые народами Дагестана, во все времена служили для дагестанцев практическим руководством в жизни. Образцовый пример отцов, дедов и прадедов – верный путь к человечности.