Купить PDF-версию
00:05 | 27 декабря, Пт
Махачкала
X
09:09 01.08.2018

Путешествие флейты в сказку

Выпускница Махачкалинского музучилища, в прошлом музыкант ведущих оркестров республики, она десять лет назад переехала в Санкт-Петербург, где успешно продолжила музыкальную карьеру. Флейтистка Анна Слатова – солистка Военного оркестра Западного военного округа, преподаватель Детской школы искусств им. М.И. Глинки (г. Всеволжск). На днях она приехала в Дагестан и радовала своей игрой маленьких дагестанцев.

В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи Анна создала атмосферу веселого праздника, что детишки почувствовали себя солистами оркестра (на снимке). Рассказала ведущая и о магическом воздействии своего инструмента – флейты – на раскрытие детских способностей.

– Это идеальный музыкальный инструмент для детского развития, – говорит музыкант. – Ребенок берет в руки флейту, начинает играть, и эти занятия сразу запускают очень много процессов в его мозгу – обучающих, коррекционных, восстанавливающих. (О чем рассказывали во вчерашнем номере.)

— То есть учеба может стать арт-терапией?

— Вы знаете, примерно половина детей, которые ко мне приходят учиться, оказываются с проблемами развития. Все разбалансировано – нечеткая речь, пальчики не могут закрывать дырочки на флейте, нет координации между дыханием, движением и речью. Понять, что нужно делать, мне помогла работа в Центре для детей с нарушениями речи. Я стала применять логопедические игры на мелкую моторику и гимнастику для речевого аппарата. Это дает хороший толчок развитию, ведь сам процесс игры на флейте – очень сложное комплексное действие: нужно правильно стоять, правильно дышать, посчитать и вовремя попасть в свою нотку, пальчики успеть поставить, учить нотные тексты наизусть. Все это восстанавливает нарушенные связи в мозгу и запускает нужные процессы. Как наглядный результат – хорошая успеваемость в школе.

— Давайте вернемся к тем играм, которые вы используете в своей системе. 

— Мне очень симпатична финская система обучения. В Финляндии считается, что если ребенок умеет играть даже две нотки, то он должен выступать на сцене. Я придумываю ансамбли, в которых играют все мои ученики – по 10-12 флейтистов. Взрослые ведут сложные партии на большом инструменте, а малыши подыгрывают им несложные интервалы на маленьких блокфлейтах. Даже если ребенок у меня всего лишь месяц учится, он уже выходит на сцену. Так за год у детей набирается от пяти до десяти выходов на сцену к праздникам, отчетным концертам. Поэтому даже второклассники у меня уже артистами себя чувствуют и умеют перед аудиторией держаться. Недалеко от нашей школы есть старинная лютеранская церковь Святого Георгия. Это огромный зал с органом, колоннами, витражами и высоченными сводами, с потрясающей акустикой – в нем звук летит и множится. Очень популярен у питерских музыкантов – очередь на полгода вперед. На детей этот зал магически действует, видимо, обстановка заставляет их собраться, подтянуться.

— Как сегодня заставить ребенка учиться музыке? Ведь это сложные многолетние и монотонные занятия…

— Через игровые образы, которые дети одушевляют. Начинаем с того, что ребенок выбирает себе пьесу про Ванечку, мишку, зайчика… Записываем ее в тетрадь, и ученик подклеивает туда соответствующую картинку, раскрашивает ее. Я отдаю несколько минут урока этому, потому что дети с большим желанием потом разучивают мелодии и чувствуют себя соавторами. У каждого к концу первого года свой собственный авторский учебник музыки с целой компанией героев, которые для них живые и с характерами. Когда им наскучивает повторять одни и те же мелодии, а их нужно продолжать отрабатывать, мы начинаем по ходу урока придумывать сказку с этими персонажами с проигрыванием песенок. Каждый урок – это новая серия, и ребенок с предвкушением бежит на новое занятие – что же там случилось дальше? Так со сказкотерапией мы проходим начальную школу и переходим на большой инструмент. Любой педагог знает, как болезненно переходить с одного инструмента на другой, что для ребенка это стресс – инструмент тяжелый, со сложной аппликатурой, другим принципом выдувания звука. Благодаря тому, что дети играли в ансамблях с первого класса, этот переход им дается легко, потому что включается желание подражать старшим. Одно другому очень помогает.

— А коллеги разделяют ваши взгляды на обучение детей?

— От коллег и руководства школы я чувствую большую поддержку. Они принимают театрализованный формат выступлений нашего класса. Просто академические номера для концертов детям готовить скучно. Я пишу сказочный сценарий и придумываю, как можно туда вписать программные произведения. У нас в репертуаре действо «Цирк» по стихотворению Маршака «Царевна Несмеяна». Мы придумали сказку «Путешествие флейты», и каждый ребенок подбирал себе роль. В ней была Мальвина, Д’Артаньян, Граф Дракула и Русалочка. Родители шьют детям костюмы и помогают делать декорации. Все это очень сплачивает, мы чувствуем себя командой. А в прошлом году режиссер Всероссийского фестиваля «Время театра»» увидела в соцсетях ролики с нашими выступлениями и пригласила мой класс принять в нем участие со сказкой «Золотой ключик».

И вообще все эти представления — отличный повод для дополнительных выступлений. Мы с большим успехом даем гастроли в детских садах. Я очень рада, что Национальный музей моей родной республики пригласил меня на гастрольное выступление, дети узнали мой инструмент поближе, и, может быть, я кого-то из маленьких слушателей вдохновила на учебу музыке.

Похожие

Музыка без границ

219
Дагестанский композитор и пианист Гюли Камбарова более 7 лет живет и работает в США в городе...

Вдохновить учиться музыке

16
В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи прошло музыкальное представление для детей...

Продолжение души

84
Тар. Многие, может, и не знают об этом инструменте, а наш герой, молодой музыкант-тарист Шамиль...

Искусство все же одержало верх

28
Мама прививала сыну любовь к искусству, отец – к спорту....

Его стихия – дудук

87
Молодой музыкант Мухаммед Арзуманов-Османов (на снимке) влюблен в дудук и очень хочет, чтобы...

Мир наполнен мелодией

95
- Если человек выбирает себе занятие по душе, то чаще всего посвящает ему всю свою жизнь. Так...

Статьи из «Культура»

Высокую культуру – каждому

7
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

2
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...

Музыкальное воплощение поэзии

13
В уходящем 2024 году грант Президентского фонда культурных инициатив получил проект, который...

Главней всего…

10
Ларису Долину справедливо считают одной из самых успешных джазовых певиц в стране....

Вместе к новым вершинам

10
В фойе Кумыкского театра в исполнении артиста эстрадного оркестра Даггосфилармонии...

О Дагестане и дагестанцах

10
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Своим голосом трогает души

21
Проект «Встречи в Театре поэзии» не только раскрывает для зрителей известных в городе и...

В ожидании снега

36
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Философия образов

39
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Королева немого кино

12
Актрису Веру Холодную называли «королевой немого кино». Ее приглашали сниматься в Лондоне и...

…И душа с душою говорит

7
«Всё преходяще, а музыка вечна». Эти слова, наверное, знают все. В них – истина. Проходят годы,...

Рука дающего

11
В Русском драматическом театре им. М. Горького зрителям показали красочный спектакль,...