Путешествие флейты в сказку
Выпускница Махачкалинского музучилища, в прошлом музыкант ведущих оркестров республики, она десять лет назад переехала в Санкт-Петербург, где успешно продолжила музыкальную карьеру. Флейтистка Анна Слатова – солистка Военного оркестра Западного военного округа, преподаватель Детской школы искусств им. М.И. Глинки (г. Всеволжск). На днях она приехала в Дагестан и радовала своей игрой маленьких дагестанцев.
В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи Анна создала атмосферу веселого праздника, что детишки почувствовали себя солистами оркестра (на снимке). Рассказала ведущая и о магическом воздействии своего инструмента – флейты – на раскрытие детских способностей.
– Это идеальный музыкальный инструмент для детского развития, – говорит музыкант. – Ребенок берет в руки флейту, начинает играть, и эти занятия сразу запускают очень много процессов в его мозгу – обучающих, коррекционных, восстанавливающих. (О чем рассказывали во вчерашнем номере.)
— То есть учеба может стать арт-терапией?
— Вы знаете, примерно половина детей, которые ко мне приходят учиться, оказываются с проблемами развития. Все разбалансировано – нечеткая речь, пальчики не могут закрывать дырочки на флейте, нет координации между дыханием, движением и речью. Понять, что нужно делать, мне помогла работа в Центре для детей с нарушениями речи. Я стала применять логопедические игры на мелкую моторику и гимнастику для речевого аппарата. Это дает хороший толчок развитию, ведь сам процесс игры на флейте – очень сложное комплексное действие: нужно правильно стоять, правильно дышать, посчитать и вовремя попасть в свою нотку, пальчики успеть поставить, учить нотные тексты наизусть. Все это восстанавливает нарушенные связи в мозгу и запускает нужные процессы. Как наглядный результат – хорошая успеваемость в школе.
— Давайте вернемся к тем играм, которые вы используете в своей системе.
— Мне очень симпатична финская система обучения. В Финляндии считается, что если ребенок умеет играть даже две нотки, то он должен выступать на сцене. Я придумываю ансамбли, в которых играют все мои ученики – по 10-12 флейтистов. Взрослые ведут сложные партии на большом инструменте, а малыши подыгрывают им несложные интервалы на маленьких блокфлейтах. Даже если ребенок у меня всего лишь месяц учится, он уже выходит на сцену. Так за год у детей набирается от пяти до десяти выходов на сцену к праздникам, отчетным концертам. Поэтому даже второклассники у меня уже артистами себя чувствуют и умеют перед аудиторией держаться. Недалеко от нашей школы есть старинная лютеранская церковь Святого Георгия. Это огромный зал с органом, колоннами, витражами и высоченными сводами, с потрясающей акустикой – в нем звук летит и множится. Очень популярен у питерских музыкантов – очередь на полгода вперед. На детей этот зал магически действует, видимо, обстановка заставляет их собраться, подтянуться.
— Как сегодня заставить ребенка учиться музыке? Ведь это сложные многолетние и монотонные занятия…
— Через игровые образы, которые дети одушевляют. Начинаем с того, что ребенок выбирает себе пьесу про Ванечку, мишку, зайчика… Записываем ее в тетрадь, и ученик подклеивает туда соответствующую картинку, раскрашивает ее. Я отдаю несколько минут урока этому, потому что дети с большим желанием потом разучивают мелодии и чувствуют себя соавторами. У каждого к концу первого года свой собственный авторский учебник музыки с целой компанией героев, которые для них живые и с характерами. Когда им наскучивает повторять одни и те же мелодии, а их нужно продолжать отрабатывать, мы начинаем по ходу урока придумывать сказку с этими персонажами с проигрыванием песенок. Каждый урок – это новая серия, и ребенок с предвкушением бежит на новое занятие – что же там случилось дальше? Так со сказкотерапией мы проходим начальную школу и переходим на большой инструмент. Любой педагог знает, как болезненно переходить с одного инструмента на другой, что для ребенка это стресс – инструмент тяжелый, со сложной аппликатурой, другим принципом выдувания звука. Благодаря тому, что дети играли в ансамблях с первого класса, этот переход им дается легко, потому что включается желание подражать старшим. Одно другому очень помогает.
— А коллеги разделяют ваши взгляды на обучение детей?
— От коллег и руководства школы я чувствую большую поддержку. Они принимают театрализованный формат выступлений нашего класса. Просто академические номера для концертов детям готовить скучно. Я пишу сказочный сценарий и придумываю, как можно туда вписать программные произведения. У нас в репертуаре действо «Цирк» по стихотворению Маршака «Царевна Несмеяна». Мы придумали сказку «Путешествие флейты», и каждый ребенок подбирал себе роль. В ней была Мальвина, Д’Артаньян, Граф Дракула и Русалочка. Родители шьют детям костюмы и помогают делать декорации. Все это очень сплачивает, мы чувствуем себя командой. А в прошлом году режиссер Всероссийского фестиваля «Время театра»» увидела в соцсетях ролики с нашими выступлениями и пригласила мой класс принять в нем участие со сказкой «Золотой ключик».
И вообще все эти представления — отличный повод для дополнительных выступлений. Мы с большим успехом даем гастроли в детских садах. Я очень рада, что Национальный музей моей родной республики пригласил меня на гастрольное выступление, дети узнали мой инструмент поближе, и, может быть, я кого-то из маленьких слушателей вдохновила на учебу музыке.