Можно ли назвать легким путь поэтессы? Наверное, нет. Ибо путь ее в прозу, поэзию был тернист и наполнен тяжелым трудом.
Создатели проекта Издательского дома «Эпоха» в серии «Рай под ногами матерей» не случайно обратились к творчеству поэтессы. Проект дает возможность читателю по-новому переосмыслить творчество Фазу Алиевой. Так бывает, когда, перечитывая классику, всякий раз вновь открываешь для себя полюбившегося автора. Философские размышления, диалоги героев, мудрых, сдержанных, живущих на земле по закону адатов, никем не покоренных, очень точно передают психологию воинов, земледельцев, мастеров, ценящих свободу превыше всего. Ее романы, стихи, поэмы, эссе, рассказы невозможно спутать ни с какими другими. Они словно гладью вышиты, так тонок, изыскан рисунок ее повествования.
К каждому своему произведению автор относится трепетно, возвышенно и одновременно драматично. Стихи и проза Фазу Алиевой, романтичные и сдержанные, страстные и горячие, как хлеб, вынутый из пылающего огнем тандыра, — явление не только российской, но и мировой литературы, открывшей для себя поэта невероятной глубины и таланта. Величие поэтессы в том, что она сумела подняться над обыденным, философски переосмыслив категорию нравственных исканий, художественно обобщив частное в общем, что отличает обычного поэта от планетарного, каковым она является.
Особое место в творчестве поэтессы занимает галерея портретов горянки-женщины, матери, сестры, жены. Поэт, прозаик Ф. Алиева не довольствуется привычными представлениями о женщине гор, а пытается дойти до сути, корневой основы той, что является прародительницей всего живущего на земле, что подпитывает семью словно животворный родник, насыщающий землю влагой, дающий жизнь и стебельку, и хрупкому цветку, и вековому дереву. Ее рассказы о матери, бабушке — неиссякаемый источник доброты, мудрости, любви к своим близким, земле, на которой родилась.
Рассказывая о, казалось бы, такой простой жизни женщины-горянки, будни которой заполнены нелегким крестьянским трудом, рождением детей, она поднимается над обыденным, возводя образ матери к той высокой духовной формуле, которая и есть нравственное мерило образа матери, спрессованного из горского менталитета, его всепобеждающей силы, сохраняющей в образе горянки основные характеристики своего народа и объединяющей всех матерей мира.
Щемящий рассказ о горце, забывшем о главном своем долге перед матерью, саднит душу его поздним отрезвлением и горестным признанием в любви к матери. А рассказ о серебряном наперстке наполнен глубоким смыслом и любовью к простой горской женщине, завещавшей своим дочерям, как талисман, любовь к людям. Она передает своему читателю ощущение аромата хлеба, испеченного материнскими руками. И кажется, что он, душистый и теплый, слаще любого замысловатого угощенья, потому что замешивали его материнские руки. «Я ощущаю этот аромат, которым дышит каждая моя клеточка, – пишет автор, – но эти ощущения стали другими, ведь недаром говорят, что воспоминания о лучшем делает настоящее грустным».
В творчестве прозаика образ ее бабушки — олицетворение материнского начала. Это отдельный центральный образ, вокруг которого разворачиваются события и к которому она все время возвращается. «С пеленок бабушка воспитывала меня тому, что надо любить людей и творить добро – малое и большое. Она говорила: «Человек смертен, только добро бессмертно». Бабушка научила меня от души смеяться и плакать, повторяя, что чужого горя не бывает, но и радости чужой нет. А еще она внушала мне: «Мириться со злом, не борясь, – еще больший грех, чем творить зло». Художественные образы, перевоплощаясь, обретают философскую значимость, идейную основу произведений. Читатель, ни на миг не усомнившись в реальности героев, попадает под обаяние ее персонажей. Но Ф. Алиева намеренно уходит от авторской оценки своих земляков, предоставляя возможность читателю самому разобраться в характере, образе жизни горцев, чтобы почувствовать себя частью одной большой семьи.
Что же объединяет поэтическую книгу «Рай под ногами матерей» и прозаическую «А помнишь, мама». Нетрудно догадаться. Это сила любви и признание вселенской любви к матери, женщине, горянке. Вот уже и сама Фазу Гамзатовна — мать и бабушка – сверяет пройденный жизненный путь со своими дорогими и незабвенными родителями, бабушкой. И я спешу сказать ей: «Пусть будет долог Ваш путь, Фазу Гамзатовна», и преклоню колени…