Расул в моем сердце
Еще с 1953 года, когда учился в 8 классе Гергебильской средней школы, я собирал в отдельные папки вырезки из газет о Расуле Гамзатове. Таких папок у меня дома более двадцати. На всех написано одно короткое слово – «Орел». Когда я показал Расулу Гамзатову эти папки, он был чрезвычайно удивлен и, перебирая давнишние вырезки, несколько раз произнес: «Оказывается, я жил!» Потом, поблагодарив меня, сказал, что он такое нигде не видел.
Я не знаю, есть ли человек, которому он дорог так, как мне – искренне и безгранично! Я завидовал людям, имевшим доступ к Расулу, поэтам, которые свободно, как равному, могут читать ему свои стихи.
В этом я видел элементы кощунства, неуважения, дурной смелости и нескромности. Кто мог читать стихи в присутствии Пушкина?! Это одно и то же. Я знаю, то, что мы видим в Расуле Гамзатове, – это тот кусочек мира, который мальчик видит через щель забора. Целиком и полностью его видеть не могут глаза даже нескольких поколений.
Я хочу рассказать о встрече студентов с писателями, состоявшейся 3 октября 1959 года в актовом зале Даггосуниверситета в Махачкале. Я был студентом второго курса физико-математического факультета. Расул Гамзатович привел на встречу известных русских писателей, гостивших тогда в Дагестане. Актовый зал был заполнен до предела, и неожиданно он взорвался аплодисментами.
Мы были первыми, к кому гости литературной России пришли на встречу. Открыл мероприятие сам Расул Гамзатов.
– Мы тоже были когда-то студентами. У студентов – самая молодая, самая нежная любовь. В этом отношении мы хотим быть похожими на вас. И мы сдаем экзамены, положив свои произведения перед народом, – говорил он.
Как жаль, что не делали стенографические записи всех его выступлений… Какие были бы тома!
Когда Гамзатов приехал в ГДР на встречу с солдатами, один воин сказал: «Расул Гамзатович, у вас каждое слово, каждая фраза – афоризм». На что он ответил: «Я не знаю, я обыкновенно разговариваю».
Каждое слово Расула Гамзатова, когда бы я его ни слышал, выгравировано в моем сердце. И сейчас я с точностью могу воспроизвести сказанные им тогда на встрече со студенческой молодежью слова.
– Наша литература, наши книги, светлый путь, оставленный за собой нашими литературными декадами, рассеивают глупые высказывания тех, кто говорит, что литература наших народов не развивается. У колыбели нашей литературы было народное творчество. Нашу литературу за руку держит большая русская литература.
Потом Расул Гамзатов представил русских писателей. Не сухими, вялыми словами, а образными, покоряющими слушателей неожиданностью и глубиной.
– В истории нашей республики большим событием останется эта встреча. Слово имеет Анатолий Владимирович Сафронов – московский писатель, всемирно известный человек.
Когда после чтения стихов аплодисменты утихли, Расул Гамзатов сказал:
– Дорогие студенты, Анатолий Владимирович – прекрасный певец.
Раздались мощные аплодисменты. А. Сафронов на мгновение растерялся, но скоро взял себя в руки:
– Товарищи! Расул сказал, что я пою. Это очень страшное дело, но я спою.
Живая, но чуть печальная песня покорила нас.
Предоставляя слово Сергею Михалкову, Расул Гамзатов сказал:
– Если русскую литературу вам сегодня представляет по широте Анатолий Сафронов, то Сергей Михалков ее представляет по высоте.
Зал загремел добрым смехом.
И на самом деле, Михалков будто потолка касался. Гость, качая головой, улыбался.
С особой теплотой и любовью студенты встретили Якова Козловского. Он удивительно красиво читал стихотворение Расула Гамзатова «Грузинские девушки».
Вместе с гостями на встречу пришли и дагестанские писатели Заид Гаджиев, Юсуп Хаппалаев, Ахед Агаев, Ахмедхан Абу-Бакар, Омаргаджи Шахтаманов, Нурмагомед Абигасанов. Здесь была и секретарь обкома КПСС Роза Эльдарова. Наши прозаики и поэты тоже выступили и прочли стихи. В конце Сергей Михалков предложил возложить цветы к памятнику Гамзата Цадасы. Писатели ответили на многочисленные вопросы.