X
05:36 03.03.2012

«Разум заблуждается, чувства – никогда» А.Шуман

Царство духа, жизнь сердца, всплеск чувств и неподдельная искренность… Романтизм – это, пожалуй, самое эмоциональное и душевное направление в искусстве. Не случайно в эпоху романтизма идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Величайшие произведения мировой фортепьянной музыки, имена композиторов тех лет не забыты и сегодня. Сочинения музыкантов–романтиков входят в программу обучения детских школ искусств.

В целях популяризации романтической музыки, выявления начинающих одаренных музыкантов, поддержки творческой деятельности студенческой молодежи, совершенствования профессионального мастерства и исполнительской культуры молодых талантов был проведен региональный фестиваль фортепьянной музыки «Романтизм клавиш».

Участие в концерте приняли студенты и преподаватели высших учебных заведений, учащиеся музыкальных училищ, педагогических колледжей, детских музыкальных школ Дербента, Буйнакска, Кизляра и Махачкалы, Дербентского района, а также артисты Дагестанской государственной филармонии.

Торжественное открытие провела заместитель министра культуры РД, директор Республиканского дома народного творчества Министерства культуры РД Марита Мугадова. Она приветствовала гостей и участников фестиваля и подчеркнула важность проводимого мероприятия для культурного развития и просвещения молодежи республики.

Недолгая вступительная часть с приветственными телеграммами от именитых музыкантов страны сменилась долгожданным праздником загадочных звуков.

В порыве чувств и трепетном волнении исполнила произведения Шумана и Шопена солистка Даггосфилармонии, лауреат международных конкурсов Диана Увайсова.

Шопен как один из родоначальников эпохи романтизма в музыке вообще был очень востребован на фестивале. Молодая и очень талантливая пианистка, выпускница Астраханской консерватории Рамина Магомедова сыграла для слушателей четыре прелюдии этого композитора.  

Романтическая музыка сама по себе волнительна и красива, но многое зависит от профессионализма пианиста, ведь до слушателя она доходит сквозь призму восприятия исполнителя. Р. Магомедова играла так, словно каждый звук, издаваемый инструментом, — это частица ее самой, энергетическая волна, передаваемая залу. Звуки лились в изобилии со сменой настроений и ритмов, а сама пианистка почти в медиативном трансе сливалась с музыкой.

Затем сцена и рояль оказались во власти маленьких романтиков. Ученицы детских школ искусств, прошедшие предварительные отборочные туры и оказавшиеся лучшими среди сверстников, робко выходили на сцену… Но уже с первых аккордов они заметно преображались, будто забывали об огромном зале, обо всем, что их окружает. Тот азарт и вдохновение, которые читались на лицах юных музыкантов, трудно передать словами. Первые аплодисменты, первые цветы от поклонников… Возможно, для кого-то из них этот фестиваль станет стартовой площадкой для дальнейших больших успехов, а пока они торопятся за кулисы сразу по завершению своего выступления, стараясь преодолеть волнение, в надежде услышать одобрение от своих педагогов. Ведь сейчас они всего лишь ученики, стремящиеся достичь совершенства.

Жаль только, среди участников фестиваля практически не было ребят, какая-то в Дагестане сложилась тенденция, если в семье растет мальчик, то его непременно нужно отдать в спортивную секцию, желательно на вольную борьбу. А на то, какие способности у ребенка, мало кто обращает внимание. Был бы бесстрашным и сильным. Такая ситуация не может не удручать. Занятия силовыми видами спорта служат накоплению агрессии, не все исчерпывают ее в спортивном зале, зачастую она становится причиной уличных драк и беспричинных вероломств.  

С другой стороны, если вспомнить историю мирового искусства, в особенности фортепьянного, то можно проследить закономерность: все лучшие музыканты и композиторы были представителями мужского пола. Вот как тут не задуматься о будущем!

А фестиваль продолжался, музыка лилась, лилась, завораживая, чаруя и настраивая на лирический лад… Каждое новое выступление сопровождалось бурными овациями, зал наслаждался происходящим.

По завершении концертной программы состоялась научно-практическая конференция «Региональные аспекты музыкально-инструментального исполнительства (история, методика, перспективы развития)». 
 

Статьи из «Культура»

Всему есть начало и… возможное продолжение

7
Новое пространство Дагестанской филармонии...

Театральный триумф

29
Чего ожидал двухмиллионный город с богатыми сценическими традициями и насыщенной...

В книгах живёт история

8
В канун 80-летия Великой Победы в Республиканской национальной библиотеке им. Р. Гамзатова...

Выставки, которые стоит посетить

31
Этот день преображает города, наполняя их звуками военных...

На сцене – средневековая Авария

134
Не родись красивым... Вот уж не повезло юноше из аварского...

Подарок с национальным колоритом

9
С особой миссией посетила Санкт-Петербург Салихат...

Хиты на все времена

9
Удачные оркестровые метаморфозы песенных мелодий, эмоциональный и жанровый калейдоскоп...

О войне и судьбах

43
Судьбы 80 ветеранов, среди которых Герои Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,...

История на кончиках пальцев

25
Книжные выставки «Этот День Победы», «Солдат. Война. Победа»… На них представлена...

Великому подвигу посвящается!

106
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Очередная премьера

23
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...