Реальность в символичном прочтении
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открылась выставка заслуженного художника РФ, народного художника ЧР Саида Бицираева. Выставка состоит из живописных и графических произведений, подаренных им Национальному музею Чеченской Республики.
Саид Бицираев родился 30 января 1954 года в г. Фрунзе (Киргизия), где жила его семья.
Он является профессором кафедры живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. A. Штиглица, членом Санкт-Петербургского Союза художников, Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (АИС), действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Державина, лауреатом многочисленных международных, всероссийских выставок.
В экспозицию выставки вошли разножанровые произведения автора: тематические картины, портреты, натюрморты, пейзажи. Одна из основных линий его творчества – национальная тематика, представленная в бытовых сценах: точильщики за работой, сбор кукурузы, беседующие старцы после мавлида – автору удается запечатлеть повседневные события, придавая им звучание вечного, неизменного.
Особое значение для С. Бицираева имеет тема детства. Обращаясь к воспоминаниям, он создает яркие, запоминающиеся образы детства: изображенные в сельской местности играющие дети, прыгающие в лужах под летним дождем, купающиеся в лучах солнца – все это олицетворение беззаботности, которой не хватает во взрослой жизни.
В своих работах С. Бицираев часто обращается к привычным для него сюжетам, повторяя их в новой технике – меняется характер письма, порой цвет в работах выходит на первый план, придавая формам изображенных объектов и предметов некоторую условность, таким образом, передавая реальность в символичном прочтении.
В его творчестве выделяются эмоционально насыщенные работы, написанные под впечатлением от военных событий, происходивших в республике в 1994-1996 годах. Сопереживание судьбе родного края выразилось в полотнах С. Бицираева, полных символизма: в них как образ Чечни выступает средневековая башня под угрозой разрушения, написанная черными красками – «почерневшая» от бед, которые обрушились в тот период на чеченскую землю.