X
09:15 23.07.2019

Реальность в символичном прочтении

Индира Гаджиева
Выпуск - 2019 № 203
61

В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открылась выставка заслуженного художника РФ, народного художника ЧР Саида Бицираева. Выставка состоит из живописных и графических произведений, подаренных им Национальному музею Чеченской Республики.

Саид Бицираев родился 30 января 1954 года в г. Фрунзе (Киргизия), где жила его семья.

Он является профессором кафедры живописи Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. A. Штиглица, членом Санкт-Петербургского Союза художников, Санкт-Петербургского отделения Международной ассоциации искусствоведов (АИС), действительным членом Академии русской словесности и изящных искусств им. Г. Державина, лауреатом многочисленных международных, всероссийских выставок.

В экспозицию выставки вошли разножанровые произведения автора: тематические картины, портреты, натюрморты, пейзажи. Одна из основных линий его творчества – национальная тематика, представленная в бытовых сценах: точильщики за работой, сбор кукурузы, беседующие старцы после мавлида – автору удается запечатлеть повседневные события, придавая им звучание вечного, неизменного.

Особое значение для С. Бицираева имеет тема детства. Обращаясь к воспоминаниям, он создает яркие, запоминающиеся образы детства: изображенные в сельской местности играющие дети, прыгающие в лужах под летним дождем, купающиеся в лучах солнца – все это олицетворение беззаботности, которой не хватает во взрослой жизни.

В своих работах С. Бицираев часто обращается к привычным для него сюжетам, повторяя их в новой технике – меняется характер письма, порой цвет в работах выходит на первый план, придавая формам изображенных объектов и предметов некоторую условность, таким образом, передавая реальность в символичном прочтении.

В его творчестве выделяются эмоционально насыщенные работы, написанные под впечатлением от военных событий, происходивших в республике в 1994-1996 годах. Сопереживание судьбе родного края выразилось в полотнах С. Бицираева, полных символизма: в них как образ Чечни выступает средневековая башня под угрозой разрушения, написанная черными красками – «почерневшая» от бед, которые обрушились в тот период на чеченскую землю.

Статьи из «Выставки»

Художник смыслов

64
В современном дагестанском искусстве особую нишу занимает народный художник РД Апанди...

Агитплакаты военного времени

21
В годы Великой Отечественной войны художник Юсуф Моллаев активно участвовал в работе по...

Художник не может быть равнодушным

40
«Женщины Дагестана – фронту» М. Мушаилова,...

В поисках музейной эстетики

17
Изучение исторических фактов, знакомство с достижениями прошлых лет и современными...

Раз, два, три, четыре!

15
«Утренняя гимнастика. Вдох глубокий, руки шире…» – строки Владимира Высоцкого, ставшие...

Реалистичность фантазии художника

13
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

О Дагестане и дагестанцах

22
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Нравственный ориентир

10
Национальная библиотека РД им. Р. Гамзатова приняла на своей площадке всероссийскую...

Семантика формы

30
Его работы, изысканные, выразительные, влекут таинственностью, абстрактной и фигуративной,...

Быт и природа родного края

55
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Бренд и место силы

125
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Акция памяти

18
В Санкт-Петербурге и других регионах нашей страны прошла XIV Всероссийская акция памяти...