Купить PDF-версию
X
08:20 22.01.2021

Ремесло уходит в прошлое?

Кавказские народные гуляния испокон веков славились масштабным размахом и пышностью торжества. К каждому празднику горцы готовились и готовятся в наше время с особым трепетом, ответственностью, глубокой вовлеченностью. Ни одно массовое мероприятие не обходилось без канатоходцев.

Канатное ремесло дагестанцев пользовалось величайшим спросом еще со времен древности, приобретя популярность в годы правления советской власти. В это время оно трансформировалось в отдельный вид искусства, плотно заняв свою нишу в цирковом ­бизнесе.

Именно поэтому канатное мастерство считалось неплохим способом для заработка. Однако для получения приличного и стабильного дохода пехлеваны зачастую объединялись в творческие группы, надолго покидая родной аул, отправляясь гастролировать по городам и странам.

На рынках и ярмарках незнакомых окрестностей они возводили шесты, натягивали канат и под сопровождение барабанной дроби и мелодичного переливания зурны принимались заводить публику. Во время выступления внизу крутился шут в обличии козла, над которым потешались зрители, хватаясь за животы от смеха.

Популярность к канатному искусству пришла в 1935 году во время визита киевского директора цирка Давида Вольского. Руководитель заметил трюкачей дагестанцев и предложил им стать частью группы. Артистами оказались жители села Цовкра-1, где и ныне проживают канатоходцы. Благодаря им мастерство хождения по тросу возвели в ранг возвышенного искусства.

Навыкам «обуздания» высоты в с. Цовкра обучали с самого детства. Даже старики могли преподать мастер-класс любому желающему, прокатившись по канату в медном тазу. Если в семье рос хотя бы один виртуозный пехлеван, ремесло канатоходства передавалось следующим поколениям.

Со временем многие жители села разъехались по городам, некогда шумный аул опустел, став неприметным. На сегодняшний день в селе работает всего одна школа, где ребятня может обучиться канатоходному искусству и цирковой акробатике. Но последующее развитие искусства уже никого не интересует. Многие после окончания школы уезжают в Махачкалу, другие города с целью построения карьеры.

Раз в год фестиваль канатоходцев возвращает в аул атмосферу былого кутежа и азарта. Снова канаты, шесты, гуляния, смех, восторженные возгласы… Молодые дагестанцы совершают вращение вокруг троса.

Для местных жителей фестиваль служит поводом предаться сладкой ностальгии, показать былую удаль, отточив мастерство канатоходства. И в эти дни почему-то особенно не хочется верить, что древнее искусство цовкринских мастеров уйдет в небытие. Ведь с ним перевернется навсегда одна из ярких страниц дагестанской истории.

Статьи из «Культура»

Бежта в орнаментах

8
Добраться из Махачкалы до селения Бежта сродни настоящему подвигу: почти шесть часов пути по...

В каждом движении – история

43
Неповторимая атмосфера на XXVIII Международном хорео­графическом конкурсе «Во власти...

Полвека на сцене

136
Искренние, чувственные, теплые и где-то даже наивные выступления детей всегда создают...

Ашуг, сын ашуга

13
В культуре жителей Юждага особое место занимает ашугское искусство. В былые времена ашуги,...

Нескучная музейная ночь

10
В минувшие выходные республика погрузилась в особую атмосферу культурного волшебства –...

Ценить и свято беречь

4
В майские праздники оказался, можно сказать, совершенно случайно на фестивале народного творчества с участием вокальных коллективов, отдельных исполнителей из...

В Москве прошёл фестиваль «Путешествие по Дагестану»

59
18 мая 2025 года в Измайловском парке...

Народный соловей

6
Когда Рашид Бейбутов начинал исполнять песни, то все тут же замирали: своим волшебным...

Зеркало времени

13
Прикоснуться к истории, окунуться в мир искусства, расширить свой кругозор – эти и многие...

Новые горизонты детского чтения

46
Родители при выборе книги для ребенка часто...

Песни о войне и Победе

9
«На безымянной высоте», «Эх, дороги…», «Темная ночь», «В землянке», «Синий платочек», «Вечер...