X

Республика мечты

За этот юбилейный Гамзатовский год много мы видели спектаклей, посвященных поэту и поставленных на его стихи. И в каждом из них Расул Гамзатов предстаёт перед зрителями другим, разным. «Неоконченный концерт» Скандарбека Тулпарова – размышления о судьбах людей, преодолевающих невзгоды на своем пути. «О тебе я думаю» и «Последняя цена» Дмитрия Павлова – разговор о философии поэта, его мироощущении.

И вот новая постановка и новый Гамзатов – «Остров женщин». Поэма-странствие, поэма-гимн женщине, как пишут в аннотациях к этому произведению. Но мне всё же хочется сказать о другом. Думаю, премьерный спектакль Русского театра – это призыв к миру и счастью, которое, как считается, в наших руках. Спектакль – острое желание сделать нашу планету лучше, благороднее, честнее. Спектакль – размышление о судьбе человека и его месте в этом мире, о его ответственности за себя, за своих близких, да и за всё, что происходит на Земле.

Основа мироздания – женщина? Да, ведь во имя женщины живут мужчины. Для них они герои, завоеватели, победители. И именно женщины руками мужчины способны его изменить. Банально? Возможно. Но так всё устроено. И Гамзатов, будучи брутальным горцем, понимал это, признавал это, писал об этом. Любовь, доброта, красота и милосердие спасают нас, попавших в этот сложный мир совсем ненадолго. Совсем на чуть-чуть. И хорошо бы успеть понять это.

Вот так думается автору этих строк. Может, такое восприятие спектакля сугубо личное, но оно мое, и хочется поделиться им с читателем. А чтобы составить свое мнение и набраться впечатлений, надо посмотреть новую постановку театра. Она точно не оставит вас равнодушными.

Спектакль получился ярким, живым, красочным, музыкальным. Дагестанский зритель не часто попадает в Мексику, куда нас всех привёл Расул Гамзатов в поисках необыкновенного острова «Isla de las Mujeres», Острова женщин. Если кто-то из наших читателей не знаком с одноименной поэмой народного поэта, то стоит рассказать о канве повествования. Лирический герой приезжает в Мексику, чтобы увидеть воочию остров, неоднократно снившийся ему ранее, остров, на котором ему хотелось бы создать новую страну – Страну любви. Он попадает туда, куда стремился, но реальность оказалась другой – на острове уже давно никто не живет. Старый индеец, абориген, рассказывает историю его опустошения. Когда-то давно все мужчины этой маленькой земли ушли в море и не вернулись, а женщины так долго ждали своих мужей, что превратились в скалы. Это скорбное повествование и стало основой сюжета. И в то же время тем каркасом, на котором строятся новая жизнь и мечтания героя.

Знакомство с жизнью других народов укрепляет веру поэта в то, что человеку необходимо понять всё, что делает мир прекрасным. Однако Гамзатов стремится осмыслить и события, происходящие в политической и общественной жизни планеты, все противоречия времени, его не покидает чувство причастности к тому, что происходит далеко за пределами родного края. И он хорошо знает: малым народам, как и всем остальным, нужно большое счастье, «что малый остров может стать великим, что не бывает маленькой любви».

На протяжении всего его путешествия звучит голос Дагестана. Поэт ни на секунду не забывает о своем родном Цада и главной женщине его жизни – Патимат. Поиск Острова женщин завершается возвращением домой. И именно здесь, на родной земле Дагестана, Расул строит ту самую, выпестованную им Республику Любви. Думается, для него иначе и быть не могло.

Скандарбек Тулпаров не просто поставил спектакль, он предложил актерам прожить целую жизнь поэта всего за 1 час 20 минут. Четыре актера – четыре грани личности Расула Гамзатова – так идет повествование на сцене. Каждый – со своим характером, интонацией, и каждый – главный. Голоса актеров сливаются в единый мощный голос поэта.

В спектакле задействована вся труппа, есть даже приглашённые актеры из других театров. Впечатляет? Да, это масштабное действо. На сцене – буйство красок. Великолепные костюмы, созданные заслуженным художником республики Верой Агошкиной. Необычная сценография художника спектакля Магомеда Моллакаева – лаконичная и в то же время объемная. Выразительное световое оформление Адиля Адильханова. Хореографический рисунок постановки – отражение не только внешних передвижений героя, но и его внутренних ощущений и переживаний. Работа хореографа Антона Николаева, специально приглашенного из Москвы, заслуживает особого внимания. Труппа смогла передать аутентичность народного мексиканского танца и даже танца индейцев майя.

Автор инсценировки – заслуженный деятель искусств РД Ариза Батырова, сумевшая воплотить в сценическом варианте мысли поэта. Само обращение к этой поэме – уже некоторый вызов дагестанской публике.

«Остров женщин» мало знают на родине поэта, говорит заслуженный деятель искусств РФ Скандарбек Тулпаров, и тем более представляется интересным и важным показать такого Гамзатова на таком литературном материале. Режиссер, можно сказать, заразился этой идеей и вовлек в процесс творчества всю труппу. Юлия Тимохина, актриса и его помощник, рассказала нам, как шел процесс подготовки, во время которого Скандарбек Даниялович буквально погружал актёров в жизнь Расула. Благо и в самой труппе есть люди, которым посчастливилось общаться со знаменитым поэтом, быть с ним рядом. Рассказы, споры, обсуждения и предложения по работе над спектаклем создали особую творческую атмосферу почти на три месяца, пока шла работа над спектаклем. И всё это для того, чтобы, как сказал Артур Джахбаров, один из исполнителей главной роли мог сделать самое трудное – «стать Расулом Гамзатовым на сцене».

Для Антона Артемова «Остров женщин» – уже третий спектакль по Расулу Гамзатовичу, где он занят в главной роли. Каждый раз для себя он ставил сложную задачу – прожить лирического героя, а значит и самого Гамзатова, донести до зрителя то главное, что находит для себя в великом поэте.

«Мне нравится этот дух, – говорит Антон, – дух горца. В его поэзии есть некий простор, свобода и… душевность. Для меня открылось отношение Гамзатова к жизни, к женщине, его любовь. В чем-то нахожу себя в стихах поэта. Уже три года живу в Дагестане, и через Расула Гамзатовича я стал лучше понимать и этот край, даже сам по-другому смотрю на какие-то вещи. С другой стороны, жизнь в Дагестане помогает глубже погрузиться в творчество поэта».

Осталось некоторое горькое чувство после этой феерии, которой завершился спектакль, – дагестанская лезгинка как гимн новой счастливой страны. Поэт нашел свою мечту, и она оказалась в Дагестане. Построить Республику Любви и счастья ему удалось здесь, на родной земле. Но это лишь маленький уголок нашей планеты. И, как сказала Салихат Гамзатова, «рассуждения моего отца, к сожалению, будут всегда звучать на злобу дня». Его тревога за судьбу родного края и всего человечества, его мысли о ходе истории остаются актуальными.

Похожие

Наша память, наш долг

9
В России широко отметили 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне – по всей стране...

Экскурсия по театральному закулисью

23
Праздник театрального искусства подарил зрителям...

Первый и старейший

60
Программы «Большие гастроли» и «Мы – Россия» Всероссийского гастрольно-концертного плана...

Всё только начинается!

147
Казалось, совсем недавно Русский театр им. Горького триумфально завершил очередной...

Остановка – Дагестан

272
Новогодние истории Русского театра нередко придумывает заслуженный деятель искусств...

Правда жизни от классика

52
Как взрослеющей личности познавать себя и людей? Как научиться жить в обществе, чтобы не...

Статьи из «Расул Гамзатов»

Беседы с Расулом Гамзатовым

38
В канун дня рождения народного поэта Расула Гамзатова (8 сентября) мне вспомнились некоторые...

И вновь на сцене Расул

109
В юбилейный Гамзатовский год буквально каждый наш театр отметил 100-летие поэта на своей...

Слово Расула вне времени и пространства

63
В год большого юбилея Расула Гамзатова культурная...

Как икона стиля

113
Вот и завершился 2023 год, который для Дагестана стал знаковым. В чем именно? Главное событие –...

Читаем Расула. Победители определены

47
В Махачкале подвели итоги правительственной акции...

Бессмертная песня Расула

43
В беседе с краеведом Гаджимагомедом Гаджимагомедовым мы вспоминали творчество народного...