Режиссер, сценарист, педагог
По электронной почте в редакцию пришло небольшое адресованное мне письмо из Санкт-Петербурга от Леонида Рыжкова. Петербуржец напомнил, что в 2014 году в «Дагестанской правде» прошла моя публикация о том, что в Институте телевидения, бизнеса и дизайна этого славного города, на кафедре режиссуры, в его мастерской училась целевая группа из Дагестана.
Статья рассказывала о студенческих буднях наших земляков, напоминала, что республика ждет дипломированных режиссеров кино и телевидения, коих у нас не так много. Леонид Александрович – режиссер, сценарист, педагог, руководитель этой мастерской. В этом году дагестанцы закончили обучение. Два из пяти дипломов – «красные». «Так завершите эту историю», — предложил педагог в разговоре со мной по телефону. Я решила, что расскажу об одном из только что получивших диплом режиссере телевидения и кино.
Мой выбор пал на Гулеру Камилову (на снимке), тем более что у меня сохранился номер ее телефона. А почему бы и нет? Она – известный режиссер на дагестанском телевидении, обладатель трех дипломов о спецобразовании, лауреат Национальной премии «Шарвили» и Государственной премии РД за два фильма из цикла «Жизнь замечательных людей».
… Аксиома, не раз подтвержденная жизнью, что среда формирует сознание человека, плотно спроецирована на судьбу Гулеры. Ее отец Айдунбек Камилов был радийным журналистом, писал стихи, хорошо пел. Мама Умуят преподавала математику в школе, подходя творчески к обучению детей и раздвигая рамки программы. Возила школьников на гидроэлектростанции Сулакского каскада, в Дербент, увлекательно рассказывала о достопримечательностях этого древнего города.
Гулера бывала на радио, где работал отец, слушала, как родители дома увлеченно делились друг с другом своими задумками, советовались. С детства она была вовлечена в творческую атмосферу дома. Поэтому ее желание после окончания школы поступить в Махачкалинское художественное училище им. М.-А. Джемала было естественным.
Знания и навыки, полученные в училище и развитые на работе в библиотеке, Гулера реализовала на организованном ею курсе рисования для детей в школе, доселе не обозначенном в программе школьников младших классов в глубинке Волгоградской области, куда ее ненадолго забросила судьба. Бывшие ученики еще долго писали ей в Махачкалу с просьбой вернуться к ним, сожалея, что теперь у них нет уроков рисования.
Образность творческого мышления все-таки подвела Гулеру к журналистике. Она пришла в тогдашний Дагтелерадиокомитет и попросилась на работу, чувствуя в себе нереализованный потенциал, сформированный, возможно, генетически и получивший развитие в семье. Ее авторские передачи в детской редакции телевидения одобрялись старшими коллегами, но Гулера чувствовала, что их можно делать лучше. Это желание привело к учебе в университете. Работа над дипломом «Рукописные памятники древнего Дагестана» под руководством Казима Омарова открыла ей огромный пласт знаний о родном крае, его истории, древней культуре, которыми мы по праву можем гордиться.
— Видя, как старшие коллеги в редакции детских телепередач Людмила Погорельская и Юля Мехтиева слова моего сценария трансформируют в яркие, сочные образы, как мой цикл для детей «Загадки волшебного чирага» и другие передачи становятся зрительно интересными, мне захотелось, чтобы написанное мною оживало, становилось действием, — вспоминает Гулера Айдунбековна.
И время ей подыграло. Режиссер, сценарист телевизионных фильмов, педагог Института телевидения, бизнеса и дизайна в Санкт-Петербурге Леонид Рыжков задумал некий эксперимент. Он часто бывает в Дагестане, имеет здесь друзей, единомышленников, с особой любовью к республике снял фильм «Легенды древнего Дербента» и несколько других. Для наших телевизионщиков на главном канале РГВК проводил работу по форме мастер-классов и видел, что дагестанское телевидение нуждается в профессиональной смене режиссеров и сценаристов. И так как он, по собственному признанию, любит эксперименты в педагогике, при поддержке Министерства культуры РД предложил набрать группу дагестанцев для обучения в мастерской режиссеров кино и телевидения, организованной им в Санкт-Петербургском институте.
Это была первая мастерская, где учились дагестанцы Лаура Джамалова, Иса Раджабов, Камиль Ибрагимов, Гулишан Гасайниева и Гулера Камилова. Но они не захотели быть изолированной от других студентов группой и поэтому проводили занятия вместе с представителями других республик.
— Но дагестанцы были цементирующим ядром в мастерской, проявляли себя очень активно во всех мероприятиях, — говорит Леонид Александрович. — Институт помог студентам новой мастерской и для наших студентов вдвое снизил плату за обучение.
— Я очень благодарна Леониду Рыжкову за обновленные знания, приобретение новых, за то, что он вселил в меня уверенность: учиться никогда не поздно. Ведь мы имели работу по этому профилю, телевидение для нас пятерых, набранных в эту мастерскую, уже было привычной, устоявшейся работой, но все-таки хотелось делать свое дело лучше, он нас поддержал и многое дал в профессиональном плане, — рассказывает Гулера.
Учеба в Санкт-Петербурге еще больше сблизила людей из Махачкалы и Северной столицы, для которых оба этих города стали роднее, а два питерских автора — Леонид Рыжков и Евгений Лазаренко — написали проникновенную песню о нашем городе и подарили ее Махачкале к 160-летию. Светлая, легко запоминающаяся мелодия песни с благодарностью была принята махачкалинцами.
Выпускница Института телевидения, бизнеса и дизайна в Санкт-Петербурге Гулера Камилова — режиссер и сценарист «Нашего национального телевидения», душой болеющая за экологию родного края. В Год экологии она реализовала проект о зонах особого внимания циклом передач «Зов», в которых подняла проблемы охраны уникального песчаного бархана Сарыкум, интересно поведала о каменной колее, древних пещерах в его окрестностях, об ущелье Маркова, где погиб этот революционер, именем которого названа улица в Махачкале.
В эти дни она завершает работу над фильмом «Ярославия – Дагестан. Золотое кольцо дружбы», теплое название которого ясно говорит о его содержании. Премьера состоится в Ярославле на форуме с тем же названием, что и фильм.