X
09:53 16.07.2021

Романы, шляпки, зонтики

Существует легенда, что есть такие женщины, которые, еще не открыв шкаф, уже знают, что они наденут… И сейчас каждая из нас подтвердит: «Точно: легенда!» Сегодня мы поговорим о модном несколько веков назад и расскажем о той, кто эту моду воплощает.

Марьям Омарова (на снимке) – выпускница техникума дизайна, экономики и права. Ее дипломная работа – коллекция нарядов дам эпохи Петра I. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем этого российского императора. XVIII век: романы, благонравие и пышные платья – это то, что вдохновляло Марьям на создание давно забытых образов.

Будучи еще маленькой девочкой, она уже точно знала, что станет дизайнером одежды. Сегодня Марьям не только создает эскизы, но и сама воплощает в жизнь задумку. Увлечение шитьем началось в детстве. Но для кого-то оно так и осталось детским хобби, а для Марьям – любимое дело. Как и многие девочки, она любила шить наряды для кукол и не только. Она шила одежды и для своей… кошки. И швейная машинка, с которой всё начиналось в восьмилетнем возрасте, по-прежнему ее верная помощница.

– В создании наряда участвуют разные специалисты. Дизайнер – это тот, кто, используя в работе творческий подход, занимается проектированием изделий. Модельер работает с уже имеющимися формами одежды, изменяя или дополняя их, и доводит всю задумку до ее непосредственного воплощения в жизнь, – поясняет Марьям.

Их в техникуме учили быть и теми и другими, а к тому же еще и шить. На создание одного костюма, как рассказывает дизайнер-модельер, требуется около месяца. Здесь пять разных цветов на разные случаи. Хотя насчет случаев это не точно.

– Сложнее всего мне далось шитье зеленого бархатного платья – всё дело в фактуре ткани; а по сложности исполнения – это ручная сборка рукава на бежевом платье, – рассказывает она. Даже мало разбирающаяся в кройке и шитье особа поймет: во всем образе творческий подход и кропотливый труд.

Конечно, в таком в наряде на людях не появишься – не поймут. Но перед этой пышностью, перчатками, шляпками, ажурными зонтиками ручной работы просто не устоять. Надо срочно мерить. Новый образ меняет мироощущение и восприятие себя, и ты уже будто не ты, а героиня исторического фильма или свидетельница той, давней эпохи.

Расхаживая туда-сюда, манерно вертя в руках зонтик, интересуюсь у Марьям:

– А что вы соизволите делать со всем этим великолепием?

И тут мы обе смеемся. Говорю, что платье само по себе уже обязывает держаться и говорить по-иному. В общем, дизайнер будет выставлять работы на показах мод, участвовать в модном дефиле и прочих выставках.

И снова удивляешься ее таланту: как только она успевала и учиться, и принимать заказы, и создавать коллекцию?

– Надо действительно любить свое дело, иначе это не работа, а наказание, – считает мастер.

Пока будут поступать приглашения, Марьям занимается созданием свадебных образов. И здесь, в отличие от петровской эпохи, всё гораздо проще: сего­дня в свадебной моде делается ставка на минимализм и лаконичность. Без гипюра, воланов, объемных юбок и вышивки можно создать красивый наряд. Это тот случай, когда невеста украшает платье, а не наоборот.

Петровская реформа костюма

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обуче­ние русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для его внедрения потребовались государственные указы, принуждающие силой и штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

Как говорится в свободных источниках, по указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма. Вместо него были установлены другие формы одежды: для мужчин – короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин – широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика.

Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки. В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, в основном на большом каблуке – до десяти сантиметров. Бальные туфли для модниц шили из атласа, парчи и бархата.

Европеизация внешних форм­ быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали императору всея Руси Петру Великому развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров из-за границы.

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

23
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

15
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

9
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

11
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

40
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

68
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

13
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

26
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

85
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...