X
09:53 16.07.2021

Романы, шляпки, зонтики

Существует легенда, что есть такие женщины, которые, еще не открыв шкаф, уже знают, что они наденут… И сейчас каждая из нас подтвердит: «Точно: легенда!» Сегодня мы поговорим о модном несколько веков назад и расскажем о той, кто эту моду воплощает.

Марьям Омарова (на снимке) – выпускница техникума дизайна, экономики и права. Ее дипломная работа – коллекция нарядов дам эпохи Петра I. Многие историки появление самого понятия моды в России связывают именно с именем этого российского императора. XVIII век: романы, благонравие и пышные платья – это то, что вдохновляло Марьям на создание давно забытых образов.

Будучи еще маленькой девочкой, она уже точно знала, что станет дизайнером одежды. Сегодня Марьям не только создает эскизы, но и сама воплощает в жизнь задумку. Увлечение шитьем началось в детстве. Но для кого-то оно так и осталось детским хобби, а для Марьям – любимое дело. Как и многие девочки, она любила шить наряды для кукол и не только. Она шила одежды и для своей… кошки. И швейная машинка, с которой всё начиналось в восьмилетнем возрасте, по-прежнему ее верная помощница.

– В создании наряда участвуют разные специалисты. Дизайнер – это тот, кто, используя в работе творческий подход, занимается проектированием изделий. Модельер работает с уже имеющимися формами одежды, изменяя или дополняя их, и доводит всю задумку до ее непосредственного воплощения в жизнь, – поясняет Марьям.

Их в техникуме учили быть и теми и другими, а к тому же еще и шить. На создание одного костюма, как рассказывает дизайнер-модельер, требуется около месяца. Здесь пять разных цветов на разные случаи. Хотя насчет случаев это не точно.

– Сложнее всего мне далось шитье зеленого бархатного платья – всё дело в фактуре ткани; а по сложности исполнения – это ручная сборка рукава на бежевом платье, – рассказывает она. Даже мало разбирающаяся в кройке и шитье особа поймет: во всем образе творческий подход и кропотливый труд.

Конечно, в таком в наряде на людях не появишься – не поймут. Но перед этой пышностью, перчатками, шляпками, ажурными зонтиками ручной работы просто не устоять. Надо срочно мерить. Новый образ меняет мироощущение и восприятие себя, и ты уже будто не ты, а героиня исторического фильма или свидетельница той, давней эпохи.

Расхаживая туда-сюда, манерно вертя в руках зонтик, интересуюсь у Марьям:

– А что вы соизволите делать со всем этим великолепием?

И тут мы обе смеемся. Говорю, что платье само по себе уже обязывает держаться и говорить по-иному. В общем, дизайнер будет выставлять работы на показах мод, участвовать в модном дефиле и прочих выставках.

И снова удивляешься ее таланту: как только она успевала и учиться, и принимать заказы, и создавать коллекцию?

– Надо действительно любить свое дело, иначе это не работа, а наказание, – считает мастер.

Пока будут поступать приглашения, Марьям занимается созданием свадебных образов. И здесь, в отличие от петровской эпохи, всё гораздо проще: сего­дня в свадебной моде делается ставка на минимализм и лаконичность. Без гипюра, воланов, объемных юбок и вышивки можно создать красивый наряд. Это тот случай, когда невеста украшает платье, а не наоборот.

Петровская реформа костюма

Введение европейских обычаев в жизнь дворянства, обуче­ние русской молодежи за границей, начавшийся культурный обмен с европейскими странами подготовили условия для европеизации русского дворянского костюма. Однако для его внедрения потребовались государственные указы, принуждающие силой и штрафами сменить старые формы одежды и обуви, прическу, косметику.

Как говорится в свободных источниках, по указу Петра I в 1700 г. дворянам и горожанам было запрещено ношение старого русского костюма. Вместо него были установлены другие формы одежды: для мужчин – короткий прилегающий кафтан и камзол, кюлоты, длинные чулки и башмаки с пряжками, белый парик или напудренные волосы, бритое лицо; для женщин – широкая каркасная юбка, плотно облегающий лиф с глубоким декольте, парик и туфли на высоких каблуках, яркая декоративная косметика.

Преобразования Петра I совпали с господством французской моды в Европе. Однако для петровской эпохи более характерным было влияние голландского и немецкого костюмов. Оно прежде всего сказывалось в большей простоте тканей и отделки. В начале XVIII века в моде была остроносая обувь, в основном на большом каблуке – до десяти сантиметров. Бальные туфли для модниц шили из атласа, парчи и бархата.

Европеизация внешних форм­ быта и костюма, ориентация на вкусы Запада вовсе не мешали императору всея Руси Петру Великому развивать русское ремесленное производство, ограничивая ввоз тканей и других промышленных товаров из-за границы.

Статьи из «Культура»

Магия творчества

40
Тонкая филигрань по черни, инкрустация, декорирование драгоценными и полудрагоценными...

Новые векторы творческого развития

11
Директор Русского театра им. М. Горького Тимур...

Красная партизанка и белый офицер

3
В 1956 году на экраны страны вышла романтическая...

Образ рождается спонтанно

19
В глобальном контексте современного искусства, где экологичность и осознанное потребление...

Мир на ощупь и на слух

26
В современном мире, мы знаем, давно наметилась тенденция по созданию условий для незрячих и...

Актер, «сгоревший» от любви

19
В 1985 году неожиданно ушел из жизни талантливый индийский актер Санджив Кумар. Он снялся в...

Под флагом Родины

8
В День Государственного флага России вся страна объединилась в едином патриотическом...

Природа вещей и красок

16
В мастерской художницы на ментальном уровне ощущаешь кровную связь с уголком земли, где...

Великий и неповторимый Евгений Лансере

39
В семье его называли Лансере-второй (первый – это...

Три условия успешного спектакля

37
Уже несколько лет хожу на детские спектакли Русского...

Родимая земля – вся жизнь моя

71
Родная земля. Как воспеть тебя? Как рассказать о безмерной...

Дагерротип для «себяшек»

14
Одна из вещей, без которых ни один современный человек не может представить свою жизнь, – это...