Рожденный в огне
В селении Гуниб – излюбленной туристами достопримечательности Дагестана – с недавних пор открыта резиденция для художников. А на минувшей неделе здесь прошел первый этап арт-резиденции – Фестиваль открытого искусства. Кульминацией стал перфоманс, проведенный ижевским художником: используя дерево и силу огня, гость преподнес в дар гунибцам скульптуру, образ из исламской мифологии – крылатого коня Аль-Бурака с лицом человека (на снимке).
В Ижевске художник и скульптор Анфим Ханыков руководит проектом «Творческая дача», одновременно являющимся галереей, открытой мастерской и местом общения творческих людей. Он создавал арт-резиденцию у себя на родине, открывал ее в Коломне, а теперь с этой же целью приехал в Дагестан. О том, как пробудить творческое сообщество, дать ему новый заряд активности, Анфим знает не понаслышке. Он считает себя последователем московской школы концептуализма Дмитрия Пригова. Отсюда стремление совмещать традиции и современность, говорить о народных мифах языком нынешнего искусства.
– Мне интересно работать с мифологией места, корневыми вещами, сейчас скрытыми под слоем цивилизации, доставать их оттуда, чтобы они появлялись в обыденной жизни, – говорит художник.
Арт-резиденции – это студии, обычно расположенные в каком-либо необычном месте, куда съезжаются люди творческих профессий, чтобы обмениваться опытом или вместе создавать новые проекты.
На подготовку перфоманса у художника ушла неделя. Приехав в Гунибский район, начал работать, как сам признается, с чистого листа – не было заготовок, планов. Идею для перфоманса нашел здесь же, в школьном музее Согратля, увидев на старинном шкафу изображение Бурака. Художнику показалось, что его интересно будет воплотить в скульптуре, так как скульптурные изображения редко встречаются в мусульманской традиции. Стал собирать информацию, советоваться с местными жителями. Ездил в разные села, искал, как изображали Аль-Бурака в Дагестане. В результате нашел его на трех надгробиях, а подходящие бревна для деревянной скульптуры – во дворе у местного жителя.
Бурак – крылатый конь с человеческим лицом. В исламе это внеземное разумное существо, на котором пророк Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. Существует много преданий, связанных с Бураком, наиболее известны легенды о том, что бураки вознесут праведников на небеса.
Фестиваль открытого искусства организован Гунибским краеведческим музеем (филиалом Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) и Музеем истории города Махачкалы. Это завершающее событие первого этапа арт-резиденции, проводимой в рамках проекта-победителя грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Царская поляна. Арт-Гуниб».
В день открытия фестиваля в Верхнем Гунибе, на площадке Республиканского детского санатория «Гуниб», звучали музыка и песни фольклорного коллектива селений Согратль и Бацада, желающие играли в традиционные, но немного позабытые игры – лянгу и альчики. Еще были экскурсии на Царскую поляну и к беседке Шамиля, чаепитие с традиционными сладостями. Участниками мероприятия стали дагестанские художники и местные жители. Главное же действо развернулось чуть выше на поляне, где проходила коллективная выставка дагестанских художников. Прямо на траве установлены инсталляции и арт-объекты Тагира Гапурова, Апанди Магомедова, Закарьи Закарьяева, Ибрагимхалила Супьянова, связанные с силами природы. Все работы – из дерева.
Скульптура Анфима Ханыкова была скрыта под толстым слоем соломы. Облив солому бензином, художник поджег ее. В эффектном очищающем огне явилась деревянная скульптура Аль-Бурака, нисколько не пострадавшая от такого необычного появления. Как объясняет сам художник, Гуниб – место, где закончилась многолетняя кровопролитная Кавказская война. Символическое появление сияющего в огне Аль-Бурака на месте решающей битвы раскрывает легенду вознесения Бурака с душами погибших праведников.
– Обжиг дерева – мой рабочий метод, – рассказывает Ханыков. – Я работаю с хвойными породами, при обжиге проявляется их структура. Ведь кольца на дереве разной плотности. Светлые выжигаются быстрее за счет того, что плотность меньше, а темные остаются почти нетронутыми, и получается фактура как на стиральной доске, только красивая и непредсказуемая.
В завершение перфоманса художник предложил зрителям поучаствовать в процессе браширования скульптуры, то есть в очищении ее с помощью щеток.
Перформанс сопровождался импровизацией супруги художника этномузыканта Марии Ханыковой на древнем музыкальном инструменте – лепестковой колокольне (било), на котором могли поиграть все желающие. Это что-то вроде сигнального инструмента, набата. Звук его считается целебным. Подобно тибетским поющим чашам, у него обертонное звучание, благотворно воздействующее на организм. Разносясь на открытом пространстве в окружении гор и сопровождая появление скульптуры из огня, било создавал ощущение, что присутствуешь при священнодействии. Мария Ханыкова – участник фолк-группы «Вербное Воскресенье». Попав в Дагестан, она с интересом окунулась в народную музыкальную культуру.
– В Согратле я познакомилась с замечательной бабушкой Шамсият, она знает много песен, играет на бубне. Мне нравится общаться с людьми, которые многое видели, но при этом сохранили позитивное отношение к жизни. Немного не хватало знания языка, но удалось записать свадебные, любовные песни. Этот материал я оставлю местному музею, – говорит музыкант.
Итак, арт-резиденция открыта. В мае-июне здесь будут работать уже дагестанские художники, создавая произведения, отталкиваясь от местной природы и культурно-исторического контекста. Результат этой работы интересно увидеть еще и потому, что помогать им в этом будут сами гунибцы – проект предполагает максимально возможное вовлечение в творческий процесс местных жителей.
Арт-резиденция и произведения, которые создадут и оставят на Гунибской земле художники, станет еще одной причиной для туриста сюда приехать. Но прежде всего арт-резиденция и подобные перфомансы нужны самим художникам как глоток свежего воздуха, импульс для творчества.
– Мы, художники, живем в определенном ритме, в узком кругу своих знакомых, без радости удивления. А когда приезжает человек со стороны и делает что-то непривычное, тогда возникает новое. Наши культурные коды соприкасаются, и может получиться что-то интересное и непредсказуемое, – говорит на прощание Анфим Ханыков.