X
09:12 13.03.2018

Рожденный в огне

В селении Гуниб – излюбленной туристами достопримечательности Дагестана – с недавних пор открыта резиденция для художников. А на минувшей неделе здесь прошел первый этап арт-резиденции – Фестиваль открытого искусства. Кульминацией стал перфоманс, проведенный ижевским художником: используя дерево и силу огня, гость преподнес в дар гунибцам скульптуру, образ из исламской мифологии – крылатого коня Аль-Бурака с лицом человека (на снимке).

В Ижевске художник и скульптор Анфим Ханыков руководит проектом «Творческая дача», одновременно являющимся галереей, открытой мастерской и местом общения творческих людей. Он создавал арт-резиденцию у себя на родине, открывал ее в Коломне, а теперь с этой же целью приехал в Дагестан. О том, как пробудить творческое сообщество, дать ему новый заряд активности, Анфим знает не понаслышке. Он считает себя последователем московской школы концептуализма Дмитрия Пригова. Отсюда стремление совмещать традиции и современность, говорить о народных мифах языком нынешнего искусства.

– Мне интересно работать с мифологией места, корневыми вещами, сейчас скрытыми под слоем цивилизации, доставать их оттуда, чтобы они появлялись в обыденной жизни, – говорит художник.

Арт-резиденции – это студии, обычно расположенные в каком-либо необычном месте, куда съезжаются люди творческих профессий, чтобы обмениваться опытом или вместе создавать новые проекты.

На подготовку перфоманса у художника ушла неделя. Приехав в Гунибский район, начал работать, как сам признается, с чистого листа – не было заготовок, планов. Идею для перфоманса нашел здесь же, в школьном музее Согратля, увидев на старинном шкафу изображение Бурака. Художнику показалось, что его интересно будет воплотить в скульптуре, так как скульптурные изображения редко встречаются в мусульманской традиции. Стал собирать информацию, советоваться с местными жителями. Ездил в разные села, искал, как изображали Аль-Бурака в Дагестане. В результате нашел его на трех надгробиях, а подходящие бревна для деревянной скульптуры – во дворе у местного жителя.

Бурак – крылатый конь с человеческим лицом. В исламе это внеземное разумное существо, на котором пророк Мухаммед совершил ночное переселение из Мекки в Иерусалим. Существует много преданий, связанных с Бураком, наиболее известны легенды о том, что бураки вознесут праведников на небеса.

Фестиваль открытого искусства организован Гунибским краеведческим музеем (филиалом Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) и Музеем истории города Махачкалы. Это завершающее событие первого этапа арт-резиденции, проводимой в рамках проекта-победителя грантового конкурса Благотворительного фонда В. Потанина «Царская поляна. Арт-Гуниб».

В день открытия фестиваля в Верхнем Гунибе, на площадке Республиканского детского санатория «Гуниб», звучали музыка и песни фольклорного коллектива селений Согратль и Бацада, желающие играли в традиционные, но немного позабытые игры – лянгу и альчики. Еще были экскурсии на Царскую поляну и к беседке Шамиля, чаепитие с традиционными сладостями. Участниками мероприятия стали дагестанские художники и местные жители. Главное же действо развернулось чуть выше на поляне, где проходила коллективная выставка дагестанских художников. Прямо на траве установлены инсталляции и арт-объекты Тагира Гапурова, Апанди Магомедова, Закарьи Закарьяева, Ибрагимхалила Супьянова, связанные с силами природы. Все работы – из дерева.

Скульптура Анфима Ханыкова была скрыта под толстым слоем соломы. Облив солому бензином, художник поджег ее. В эффектном очищающем огне явилась деревянная скульптура Аль-Бурака, нисколько не пострадавшая от такого необычного появления. Как объясняет сам художник, Гуниб – место, где закончилась многолетняя кровопролитная Кавказская война. Символическое появление сияющего в огне Аль-Бурака на месте решающей битвы раскрывает легенду вознесения Бурака с душами погибших праведников.

– Обжиг дерева – мой рабочий метод, – рассказывает Ханыков. – Я работаю с хвойными породами, при обжиге проявляется их структура. Ведь кольца на дереве разной плотности. Светлые выжигаются быстрее за счет того, что плотность меньше, а темные остаются почти нетронутыми, и получается фактура как на стиральной доске, только красивая и непредсказуемая.

В завершение перфоманса художник предложил зрителям поучаствовать в процессе браширования скульптуры, то есть в очищении ее с помощью щеток.

Перформанс сопровождался имп­ровизацией супруги художника этномузыканта Марии Ханыковой на древнем музыкальном инструменте – лепестковой колокольне (било), на котором могли поиграть все желающие. Это что-то вроде сигнального инструмента, набата. Звук его считается целебным. Подобно тибетским поющим чашам, у него обертонное звучание, благотворно воздействующее на организм. Разносясь на открытом пространстве в окружении гор и сопровождая появление скульптуры из огня, било создавал ощущение, что присутствуешь при священнодействии. Мария Ханыкова – участник фолк-группы «Верб­ное Воскресенье». Попав в Дагестан, она с интересом окунулась в народную музыкальную культуру.

– В Согратле я познакомилась с замечательной бабушкой Шамсият, она знает много песен, играет на бубне. Мне нравится общаться с людьми, которые многое видели, но при этом сохранили позитивное отношение к жизни. Немного не хватало знания языка, но удалось записать свадебные, любовные песни. Этот материал я оставлю местному музею, – говорит музыкант.

Итак, арт-резиденция открыта. В мае-июне здесь будут работать уже дагестанские художники, создавая произведения, отталкиваясь от местной природы и культурно-исторического контекста. Результат этой работы интересно увидеть еще и потому, что помогать им в этом будут сами гунибцы – проект предполагает максимально возможное вовлечение в творческий процесс местных жителей.

Арт-резиденция и произведения, которые создадут и оставят на Гунибской земле художники, станет еще одной причиной для туриста сюда приехать. Но прежде всего арт-резиденция и подобные перфомансы нужны самим художникам как глоток свежего воздуха, импульс для творчества.

– Мы, художники, живем в определенном ритме, в узком кругу своих знакомых, без радости удивления. А когда приезжает человек со стороны и делает что-то непривычное, тогда возникает новое. Наши культурные коды соприкасаются, и может получиться что-то интересное и непредсказуемое, – говорит на прощание Анфим Ханыков.

Похожие

К родной земле – с любовью

65
В Гунибском краеведческом музее (филиале Национального музея РД им. А. Тахо-Годи) открылась...

Стрит-арт: разговор с городом

275
– Человеку для счастья нужно видеть вокруг себя что-то интересное, яркое, креативное,...

Статьи из «Культура»

Срез времени

2
На своем телеграм-канале t.me/dagpravdakultura мы ранее сообщали, что в Национальном музее РД им. А....

Сила, покоряющая вершины

190
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Реалистичность фантазии художника

7
В Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. С....

Шагане ты моя, Шагане!

63
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

6
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

22
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

223
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

21
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

27
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

82
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

18
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...