Русские учителя в Дагестане
Так называется 800-страничная книга учителя, публициста и общественного деятеля Дагестана Патимат Геличовой. Автор описывает судьбы многих из 3000 юных учителей, приехавших со всей России работать в дагестанские города и сёла.
Это был десант просвещения и образования и вдохновенного понимания своего профессионального долга. Иным из них было всего 17 лет. Кто сегодня из дагестанских родителей разрешит своим дочерям после окончания училища или университета работать в другом районе или регионе? А русские девушки ехали в Дагестан, где по-разному складывались их судьбы.
Валентина Гнездилова испытавшая голод, разруху, бомбежки и немецкую оккупацию в деревне Макаровка Курской области с 1941 по 1943 годы, после смерти матери и гибели отца на фронте окончила Фатежское педагогическое училище и была направлена на работу в Курахский район Дагестана, где нашла своё семейное счастье вместе с педагогом Магомедэмином Курбановым, воспитала пятерых детей( Вячеслав, Светлана, Ирина, Сабир, Рамиз). Все они стали дипломированными специалистами. Ученый и блогер Руслан Курбанов — внук этой замечательной бабушки.
Вот выдержки из воспоминаний некоторых учительниц.
«В Дагестане я нашла свое счастье в семье и труде. В горах встретила трудолюбивых, мудрых и доброжелательных людей», — рассказывает Валентина Кузнецова из Ботлиха (родом она из Тамбова).
Оказывается, в Ахвахе учительницей работала Галина Алексеевна Путина — тётя Владимира Путина. Интересны судьбы каждой учительницы и учителя, которые не убоялись трудностей: незнания местного языка, отсутствия электрического света, автомобильных дорог, радио, телевидения, комфортных условий в быту и школе. Воду летом и зимой таскали за полкилометра в ведрах и кувшинах.
Татьяна Алиахмедова (она работала в Хиве) писала: «Выехали из Воронежа. Страх ожидания чего-то нового, непредвиденного был в душе каждой из девочек. На память пришел рассказ Л.Толстого «Кавказский пленник» — настораживало отношение горцев к русским, Жилину и Костылину».
Нелегкая русским учителям досталась доля, но они с высочайшим достоинством служили Дагестану, образованию и просвещению его жителей. Они организовывали в школах кружки юных натуралистов, химиков, математиков, физиков, краеведов, астрономов, литераторов и секции юных техников, шахматистов, спорта, музыкантов.
Замечательно, что многие школы благодарно сохраняют имена и фамилии учителей, работавших ранее в школе, ибо нельзя стать манкуртами — людьми без памяти и благодарности. Неблагодарность и зависть — худшие из человеческих качеств
Помню красивую учительницу Агвалинской средней школы Ирину Карповну Шелкунову (Земцову) из Волгограда, с которой в последующем я был в долгой переписке. Её уроки литературы были театрализованными представлениями. Она искренне любила нас, и мы отвечали ей тем же. К огромному сожалению, не сложилась её личная жизнь с преподавателем физкультуры этой же школы из-за возражения его матери, и тем не менее она с восторгом вспоминала годы своей работы в Цумадинском районе.
«Я испытываю чувство гордости за своих учеников: 1642 выпускника; из них 12 медалистов, 16 докторов и 22 кандидата наук, множество врачей, учителей, спортсменов, людей искусства, сельского хозяйства и других отраслей. А главное — школа воспитала личностей», — вспоминает Валентина Кузнецова-Залевская, стаж работы которой 47 лет, она почетный гражданин селения Тлярош Чародинского района.
Межнациональных браков было тогда много, но не все и не всегда их приветствовали. «В Кванадинской школе Валентина Билалова из Белоруссии встретила человека, с которым связала свою жизнь. Это её коллега – учитель географии и биологии. Его семья и все родные были против брака с русской девушкой, и молодым людям приходилось выслушивать упреки со стороны окружающих. Поскольку неприязненное отношение продолжалось довольно долго, Валя, не выдержав упреков и оскорблений, собрала вещи и ушла, не поставив мужа в известность, так как считала не вправе просить его покинуть свою родину. Она шла пешком в сторону Ботлиха, неся ребенка и вещи. Шедший по дороге незнакомый старик не смог пройти мимо бедной женщины, взял мальчика, посадил на своего ослика и помог им дойти до ближайшего автобуса. Там их догнал муж Валентины Константиновны, который ушел из села за своей семьей. Несмотря на все перипетии, они остались вместе, живут и сейчас. Некоторое время они жили на кутане, затем, накопив денег, купили дом в Махачкале. Валентина Константиновна работала сначала воспитателем в детском саду, а затем они с мужем устроились преподавателями в профессионально-техническое училище №14. В 1988 году она перевелась в школу №9, где проработала много лет учителем русского языка и литературы.
Нам бы сегодня и в будущем помнить о вдохновенной просветительской миссии и педагогическом подвиге русских учителей в Дагестане! Кстати, в нашей республике также работали медики, строители, инженеры, рабочие и руководители из Украины, Белоруссии, Армении, Грузии, Азербайджана, Осетии, Татарской АССР и других республик. Не забудем и об этом тоже. Замечательно, что многие школы благодарно сохраняют имена и фамилии учителей, работавших ранее в школе, ибо нельзя стать манкуртами — людьми без памяти и благодарности. Неблагодарность и зависть — худшие из человеческих качеств. Вообще-то хорошо бы иметь в каждой школе свой музей памяти и истории.
Абсолютно права Патимат Муртузалиевна Геличова, когда с тревогой пишет о том, что «сегодня российской государственности, обществу, россиянину брошен вызов в виде жестокого этнонационализма и этнополитического экстремизма. Этот вызов есть отражение острейшей борьбы между культурой и невежеством, борьбы за культурную идентичность россиян и культурный суверенитет России. Национализм, фанатизм, экстремизм, как проявления невежества, и есть сегодня главный внутренний враг, который может разрушить нашу культурную и политическую целостность, единство и безопасность Российского государства, угрожая благополучию прав и свобод российских граждан всех национальностей».