X
10:08 25.04.2024

Рыцарь театра

Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на снимке) – личность известная. И не только у нас в республике, но и за ее пределами. В частности, его знают и уважают в Грузии, где он почти семь лет учился в Государственном театральном институте имени Шота Руставели (Тбилиси).

Хайбула Абдулович родился в селении Ратлуб (Шамильский район) в 1942 году. Все аварцы считают, что именно в этом населенном пункте рождаются будущие актеры и режиссеры. Вот и наш герой связал свою жизнь с театральным искусством.

Интересуюсь:

– В каких театрах за пределами республики вам довелось ставить спектакли?

– В театре им. Комиссаржевской (Санкт-Петербург), театре им. Маяковского (Москва), а также в Тбилиси в театре имени Шота Руставели. Именно там я подружился с грузинскими актерами Тимуром Чхеидзе и Вахтангом Кикабидзе.

– А когда впервые вышли на сцену как актер?

Хайбула смеется:

– Когда мне было лет 13 или 14, в нашем районном центре Кахибе показывали спектакль по роману Магомеда Хуршилова «Сулак – свидетель». И почему-то мне казалось, что актеры играют не так уж и хорошо. Помню, в один момент, не выдержав, крикнул: «Почему плохо играете? Надо ведь стараться!».

Поднялся невообразимый шум. Зрители просто заливались гомерическим смехом. Режиссер самодеятельного театрального кружка подошел ко мне и спросил:

– Сможешь сыграть лучше?

– Конечно, – ответил я.

– Тогда выходи на сцену.

Я вышел и сыграл. Мне потом долго, очень долго аплодировали. Было, конечно, приятно. Обратно домой в Ратлуб словно на крыльях летел. Дома родителям сказал:

– Поздравьте меня, я стал актером!

Отец ударил ладонью по столу и воскликнул:

– Вах! Неужели актер?

– Да, – гордо заявил я. – Причем мне сказали, что самый лучший в Кахибе.

Это был большой праздник для меня. Думаю, что и родители тоже были довольны мной.

***

После окончания с отличием театрального института в Тбилиси Хайбула Абдулгапуров начал свою профессиональную деятельность в Аварском государственном театре.

За время работы здесь им были созданы разные запоминающиеся образы.

Например, Амирана («Лавина» М. Мревлишвили), Миколы («Украденное счастье» И. Франко), полковника Чеэрова («Горы в огне» А. Курбанова).

В этих и других работах он привлек к себе пристальное внимание своей необычайной индивидуальностью, неповторимостью, особой, чрезвычайно тонкой манерой игры. А его дипломный спектакль «Горцы» по пьесе Романа Фатуева в 1967 г. получил диплом 1-й степени.

– Это был ваш режиссерский дебют?

– Да. Я стал первым среди аварцев профессиональным режиссером. Дело в том, что после окончания актерского факультета в 1964-м я изъявил желание учиться еще и на режиссера. Там же, в Тбилиси, и продолжил учебу. После этого и поставил спектакль по пьесе Фатуева. Это был мой стремительный рост как актера и режиссера. Больше, наверное, как режиссера.

– Почему?

– Потому что о моих актерских успехах не писали в центральных газетах и журналах. А вот о режиссерских написали. Как сейчас помню, Расул Гамзатов крепко пожал руку и сказал: «Теперь у нас есть свой профессиональный режиссер! Долго ждали этого дня».

Тогда же я поинтересовался у него, могу ли поставить спектакль по поэме «Горянка». Гамзатов сразу согласился. А когда он увидел эту постановку, откровенно признался: «Я смотрел и плакал от радости».

– Сколько постановок вы вообще осуществили?

– Где-то 120.

– По-моему, ни один режиссер у нас в стране столько не ставил…

– Кроме одного – Юрия Любимова. У него почти столько же.

– Но это ведь невероятно трудно… Какую же тяжелую ношу вы взвалили на свои плечи.

– Нелегко, конечно. Но если ты предан своей профессии, то работа всегда приносит удовольствие. Не забывайте, что произведения надо еще и инсценировать. Эту работу тоже я выполнял сам.

– То есть вы еще и сценарист?

– Именно.

– А произведения каких авторов чаще всего ставились в вашем театре?

– Расула Гамзатова и Александра Вампилова. Спектакль по пьесе «Старший сын» Вампилова пользовался невероятным успехом, всегда были аншлаги. Потому что писал просто и понятно. Еще стоит выделить гамзатовскую «Горянку», «Коварство воров» Газимагомеда Галбацова, «Хаджи Мурата» Льва Толстого, «Кровавую свадьбу» Гарсиа Лорки, «Учителя танцев» Лопе де Веги.

– Вас называют настоящим рыцарем театра, театрального искусства. Как вы к этому относитесь?

Режиссер улыбается:

– Это уже от народа пошло. Я благодарен каждому нашему зрителю. И хочу сказать, что вне сцены себя не вижу. Мне 82 года, но есть еще достаточно сил и энергии, чтобы осуществить задуманное.

– О чем вы, как творческий человек, мечтаете сейчас? Какую постановку желали бы осуществить?

– Хочу поставить наконец «Гамлета» Шекспира. У меня и сценарий готов. Приложу все усилия для этого.

***

Как-то известный театральный деятель Ислам Казиев сказал: «Хайбула Абдулгапуров является народным артистом не только потому, что ему это звание присвоили, а из-за того, что он по-настоящему народный. Он действительно творит для народа. И дагестанский народ это понимает, поэтому очень уважает великого творца».

И с Казиевым нельзя не согласиться. Все без исключения спектакли, поставленные Абдулгапуровым на сцене, пользовались успехом. В этих работах – горечь и радость, невзгоды и успехи, любовь к женщине, уважение к старикам…

В квартире Хайбулы Абдуловича все полки буквально забиты книгами.

– Любите читать?

– Сколько себя помню, столько и читаю. В молодости меня вообще трудно было оторвать от книги. Особенно люблю русскую классику. Кстати, когда учился в Тбилиси, у нас в институте двое любили много читать: это я и Тимур Чхеидзе. Еще любителем чтения был Вахтанг Кикабидзе, но он с нами не учился.

– Он, кажется, окончил архитектурный институт.

– Да. Но часто приходил к нам, смотрел постановки с нашим участием, что-то записывал себе в тетрадку.

– Наверное, эти записи ему в последующем сослужили хорошую службу.

– Безусловно. Мы все знаем, каким известным актером он стал потом. Картину «Мимино» и сейчас часто показывают по ТВ.

– А с Георгием Данелия не были знакомы?

– Как же! Он тоже бывал у нас в институте, и общаться с ним было одно удовольствие. Кладезь мудрости. Во всяком случае, я всегда внимательно слушал его. Считаю, что мне в этом плане очень повезло.

Статьи из «Театры»

Вся гамма человеческих чувств

42
В Лезгинском театре очередная премьера – здесь с аншлагом прошла музыкальная комедия «Муж...

Сказка ожила на сцене

11
Сказочные истории могут познакомить детей с разнообразием традиций, развить их воображение...

Комедия с ноткой грусти

92
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

16
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

149
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

19
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

16
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...