Рыцарь театра
Главный режиссер Аварского театра, народный артист Дагестана Хайбула Абдулгапуров (на снимке) – личность известная. И не только у нас в республике, но и за ее пределами. В частности, его знают и уважают в Грузии, где он почти семь лет учился в Государственном театральном институте имени Шота Руставели (Тбилиси).
Хайбула Абдулович родился в селении Ратлуб (Шамильский район) в 1942 году. Все аварцы считают, что именно в этом населенном пункте рождаются будущие актеры и режиссеры. Вот и наш герой связал свою жизнь с театральным искусством.
Интересуюсь:
– В каких театрах за пределами республики вам довелось ставить спектакли?
– В театре им. Комиссаржевской (Санкт-Петербург), театре им. Маяковского (Москва), а также в Тбилиси в театре имени Шота Руставели. Именно там я подружился с грузинскими актерами Тимуром Чхеидзе и Вахтангом Кикабидзе.
– А когда впервые вышли на сцену как актер?
Хайбула смеется:
– Когда мне было лет 13 или 14, в нашем районном центре Кахибе показывали спектакль по роману Магомеда Хуршилова «Сулак – свидетель». И почему-то мне казалось, что актеры играют не так уж и хорошо. Помню, в один момент, не выдержав, крикнул: «Почему плохо играете? Надо ведь стараться!».
Поднялся невообразимый шум. Зрители просто заливались гомерическим смехом. Режиссер самодеятельного театрального кружка подошел ко мне и спросил:
– Сможешь сыграть лучше?
– Конечно, – ответил я.
– Тогда выходи на сцену.
Я вышел и сыграл. Мне потом долго, очень долго аплодировали. Было, конечно, приятно. Обратно домой в Ратлуб словно на крыльях летел. Дома родителям сказал:
– Поздравьте меня, я стал актером!
Отец ударил ладонью по столу и воскликнул:
– Вах! Неужели актер?
– Да, – гордо заявил я. – Причем мне сказали, что самый лучший в Кахибе.
Это был большой праздник для меня. Думаю, что и родители тоже были довольны мной.
***
После окончания с отличием театрального института в Тбилиси Хайбула Абдулгапуров начал свою профессиональную деятельность в Аварском государственном театре.
За время работы здесь им были созданы разные запоминающиеся образы.
Например, Амирана («Лавина» М. Мревлишвили), Миколы («Украденное счастье» И. Франко), полковника Чеэрова («Горы в огне» А. Курбанова).
В этих и других работах он привлек к себе пристальное внимание своей необычайной индивидуальностью, неповторимостью, особой, чрезвычайно тонкой манерой игры. А его дипломный спектакль «Горцы» по пьесе Романа Фатуева в 1967 г. получил диплом 1-й степени.
– Это был ваш режиссерский дебют?
– Да. Я стал первым среди аварцев профессиональным режиссером. Дело в том, что после окончания актерского факультета в 1964-м я изъявил желание учиться еще и на режиссера. Там же, в Тбилиси, и продолжил учебу. После этого и поставил спектакль по пьесе Фатуева. Это был мой стремительный рост как актера и режиссера. Больше, наверное, как режиссера.
– Почему?
– Потому что о моих актерских успехах не писали в центральных газетах и журналах. А вот о режиссерских написали. Как сейчас помню, Расул Гамзатов крепко пожал руку и сказал: «Теперь у нас есть свой профессиональный режиссер! Долго ждали этого дня».
Тогда же я поинтересовался у него, могу ли поставить спектакль по поэме «Горянка». Гамзатов сразу согласился. А когда он увидел эту постановку, откровенно признался: «Я смотрел и плакал от радости».
– Сколько постановок вы вообще осуществили?
– Где-то 120.
– По-моему, ни один режиссер у нас в стране столько не ставил…
– Кроме одного – Юрия Любимова. У него почти столько же.
– Но это ведь невероятно трудно… Какую же тяжелую ношу вы взвалили на свои плечи.
– Нелегко, конечно. Но если ты предан своей профессии, то работа всегда приносит удовольствие. Не забывайте, что произведения надо еще и инсценировать. Эту работу тоже я выполнял сам.
– То есть вы еще и сценарист?
– Именно.
– А произведения каких авторов чаще всего ставились в вашем театре?
– Расула Гамзатова и Александра Вампилова. Спектакль по пьесе «Старший сын» Вампилова пользовался невероятным успехом, всегда были аншлаги. Потому что писал просто и понятно. Еще стоит выделить гамзатовскую «Горянку», «Коварство воров» Газимагомеда Галбацова, «Хаджи Мурата» Льва Толстого, «Кровавую свадьбу» Гарсиа Лорки, «Учителя танцев» Лопе де Веги.
– Вас называют настоящим рыцарем театра, театрального искусства. Как вы к этому относитесь?
Режиссер улыбается:
– Это уже от народа пошло. Я благодарен каждому нашему зрителю. И хочу сказать, что вне сцены себя не вижу. Мне 82 года, но есть еще достаточно сил и энергии, чтобы осуществить задуманное.
– О чем вы, как творческий человек, мечтаете сейчас? Какую постановку желали бы осуществить?
– Хочу поставить наконец «Гамлета» Шекспира. У меня и сценарий готов. Приложу все усилия для этого.
***
Как-то известный театральный деятель Ислам Казиев сказал: «Хайбула Абдулгапуров является народным артистом не только потому, что ему это звание присвоили, а из-за того, что он по-настоящему народный. Он действительно творит для народа. И дагестанский народ это понимает, поэтому очень уважает великого творца».
И с Казиевым нельзя не согласиться. Все без исключения спектакли, поставленные Абдулгапуровым на сцене, пользовались успехом. В этих работах – горечь и радость, невзгоды и успехи, любовь к женщине, уважение к старикам…
В квартире Хайбулы Абдуловича все полки буквально забиты книгами.
– Любите читать?
– Сколько себя помню, столько и читаю. В молодости меня вообще трудно было оторвать от книги. Особенно люблю русскую классику. Кстати, когда учился в Тбилиси, у нас в институте двое любили много читать: это я и Тимур Чхеидзе. Еще любителем чтения был Вахтанг Кикабидзе, но он с нами не учился.
– Он, кажется, окончил архитектурный институт.
– Да. Но часто приходил к нам, смотрел постановки с нашим участием, что-то записывал себе в тетрадку.
– Наверное, эти записи ему в последующем сослужили хорошую службу.
– Безусловно. Мы все знаем, каким известным актером он стал потом. Картину «Мимино» и сейчас часто показывают по ТВ.
– А с Георгием Данелия не были знакомы?
– Как же! Он тоже бывал у нас в институте, и общаться с ним было одно удовольствие. Кладезь мудрости. Во всяком случае, я всегда внимательно слушал его. Считаю, что мне в этом плане очень повезло.