X

С «алмасовским» звучанием

Потомственный ювелир из села Кубачи Курбан Алмасов владеет 77 видами обработки металла, начиная от плавки. Весь производственный процесс выполняет самостоятельно – это отличительная черта творчества заслуженного деятеля искусств РД, члена Союза художников России.

– Ремесло кубачинцев сегодня прославляют молодые талантливые мастера, продолжая дело своих отцов и дедов, именитых в прошлом ювелиров, – рассказывает Курбан Алиханович перед открытием персональной выставки.

Уникальные произведения умельца: изысканные ювелирные украшения, художественное оружие и декоративная посуда представлены в Центре народных художественных промыслов. В экспозицию вошли сабли, кинжалы, портсигары, чайные и винные сервизы и многое другое. Выставка организована Министерством по туризму и народным художественным промыслам РД.

Победитель многочисленных ювелирных конкурсов, он создал ряд изделий декоративно-прикладного искусства, которые были внедрены в производство, а лучшие из них нашли свое достойное место на различных выставках. Среди последних дипломов, полученных им, – за участие в XV Всероссийском конкурсе ювелиров «Признание Петербурга» и в выставке-конкурсе «Отражение», организованной Российским фондом культуры.

Сакральный язык, связывающий эпохи

Алмасов посвятил себя сохранению и популяризации народных промыслов, работая долгие годы на Кубачинском художественном комбинате и участвуя в ведущих международных и всероссийских выставках. Его почерк уникален. Многослойность узоров, свойственная кубачинской ювелирной технике, достигается гравировкой с последующим покрытием чернью, затем следует заполнение свободного фона еще одним слоем рисунка. А чеканка, позолота и следующая за ними мельчайшая гравировка (и нередко инкрустация) делают их неповторимыми.

Взгляд посетителей привлекает блюдо «Махачкала», изготовленное к 150-летию города, женщины останавливают свой взор на изящном наборе для воды «Серебряный стиль». Традиционный горский светильник «Чираг» – одна из любимых работ самого автора. В него, портсигар и кинжал Курбан Алиханович вложил очень много сил и терпения. Возможно, поэтому хранит их дома, редко выставляет.

Все экспонаты – результат кропотливой работы, требующей фантазии, вдохновения и профессионального мастерства. Процессам монтировки, гравировки, чернения, насечки, оксидировки, золочения и полировки его обучали с ранних лет.

Особую любовь мастер вложил в холодное оружие: каждый кинжал или сабля отличается «алмасовским» звучанием.

– Глядя на его произведения, словно прислушиваешься к голосу предков. Каждый завиток орнамента, каждый удар чекана хранит многовековые тайны кубачинского искусства. Ремесло металлообработки стало сакральным языком, связывающим эпохи, – говорит заместитель министра по туризму и народным художественным промыслам РД Анна Безрукова.

Председатель Союза художников РД Курбанали Магомедов назвал Курбана Алмасова признанным, известным далеко за пределами Дагестана высококлассным ювелиром.

– Работы Курбана Алихановича демонстрировались на многих выставках в разных регионах России, где вызывали восхищение посетителей и удостаивались различных наград. Его произведения пополняют частные и музейные коллекции. Благодаря таким мастерам мы можем быть уверены, что у дагестанского искусства с великолепным прошлым есть и будет блестящее настоящее и будущее, – подчеркнул К. Магомедов.

От первого кольца до музейных экспонатов

Потомок династии мастеров Алмасовых, он посещал школьные мастерские, где преподавал отец, еще подростком участвовал в школьных, республиканских конкурсах-выставках, занимал призовые места. Так появился интерес к ювелирному искусству.

– Всё, чего я добился в искусстве, – заслуга отца, обучавшего меня ювелирному делу еще с дошкольного возраста, – признается Курбан Алмасов. – И мне хочется передать ремесло предков своим детям. Старшему сыну шесть лет, он уже сейчас проводит в мастерской по несколько часов в день.

В прежние времена, по его словам, ювелир работал над изделием от начала до конца: чеканку, гравировку, насечку, монтировку и полировку изделий выполнял один мастер. В результате разделения труда молодые люди стали осваивать какой-то один процесс и весьма преуспели в этом, за счет чего выросла производительность труда, улучшилось качество изделий, уверен он.
Хотя сам при этом умело сочетает классические кубачинские техники, развивая и обогащая их авторскими художественными решениями.

Работа с резцом, как признаются народные умельцы, собравшиеся на выставке, требует хорошей физической формы, сосредоточенности, точности. Облегченно вздохнуть он может лишь тогда, когда изделие будет соответствовать собственным требованиям.

Замысел будущего ювелирного украшения, декоративного изделия сначала рождается в воображении, далее мастер обдумывает каждую деталь. И только потом приступает к делу.

Первую свою работу Курбан выполнил в пятом классе.

– То кольцо было для меня предметом особой гордости, как-никак первые заработанные деньги, – вспоминает мой собеседник. – Родители похвалили, появилось желание работать дальше. Отец приобщал меня к искусству, водил в мастерские. Наблюдая за тем, как работают именитые мастера, односельчане Гаджи-Бахмуд Магомедов, Расул Алиханов, Гасангусейн Джанкаев, росло желание стать таким же профессионалом в этом деле.

У Курбана Алихановича, как и у многих кубачинских мастеров, есть маленький музей, где хранятся изделия, сделанные для детей, чтобы те в свою очередь передали последующим поколениям.

Ценители искусства называют работы Алмасова музейными. От первого кольца до музейных экспонатов – всё сделано мастером с любовью. Его творчество олицетворяет многовековые традиции дагестанского ювелирного искусства и является важной частью культурного наследия Дагестана и России.

Статьи из «Народные промыслы»

Чухта исполняет просьбу

171
Историю, которую я вам сегодня расскажу, условно можно назвать «историей одного села»....

Многообразие дагестанского дома

37
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

61
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

211
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...