С любовью к музыке
Ирина Нахтигаль – известный в республике музыковед, художественный руководитель Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова, просветитель, воспитавший не одно поколение филармонических слушателей и просто уникальный собеседник. Образное слово Нахтигаль – та путеводная нить, которая неизменно помогает юным слушателям в постижении музыки и способствует приобщению к великим достижениям мировой музыкальной классики. В преддверии Международного дня культуры, который отмечается во многих странах мира ежегодно 15 апреля, мы побеседовали с Ириной Германовной о предназначении музыки и проектах, реализуемых сегодня усилиями работников Даггосфилармонии.
– Профессия музыковеда редкая, сложная и ответственная. Что для вас, Ирина Германовна, значит ваша работа?
— Очень многое… Прежде всего она наполняет жизнь смыслом и содержанием. Профессия музыковеда предполагает различные виды практической деятельности и определяет образ жизни. Так случилось, что я сосредоточилась на музыкальном просветительстве и музыкальной педагогике. Как публичное слово, так и педагогическая деятельность требуют от человека определённых качеств. Как мне кажется, это прежде всего неиссякаемый интерес ко всему новому, что происходит в сфере твоей деятельности, умение убеждать и с радостью делиться знаниями и открытиями. Без уважения и доверия к публике, без навыков мгновенно находить нужные слова для любой аудитории заниматься публичным словом не стоит.
Последние годы я веду курсы музыкальной журналистики и основы музыкальной критики в Махачкалинском музучилище. Получается так, что выпускники факультета журналистики хорошо обучены и владеют мастерством слова, но им не хватает специальных знаний в области музыки. А студенты теоретического отделения музыкального училища приобретают эти навыки в комплексе. Не могу ручаться за то, что все мои студенты продолжат наше дело, но во всяком случае они получат нужную информацию, приобретут первый опыт в публицистике и заразятся от меня энергией и любовью к своему делу.
В филармонии я веду концерты академической музыки, предваряя исполнение вступительным словом или развёрнутыми комментариями, готовлю аннотации к концертным программам. Гораздо реже, чем раньше, пишу статьи и заметки для СМИ. Профессия музыковеда требует ежедневной самоотдачи и совершенствования, что необходимо для рождения новых идей и жизнеспособных решений.
– Какими качествами должен обладать музыковед?
– Знаю по своим коллегам, что интересно рассказывать и писать о музыке могут только очень увлеченные ею люди. Любой вид музыковедческой деятельности предполагает большой интеллектуальный и аналитический труд, необходимость быть в курсе событий, а значит, надо много читать, размышлять и постоянно учиться. В консерваториях музыковеды получают глубокие базовые знания музыкально-исторических эпох, направлений, особенностей творчества выдающихся композиторов, исполнителей и деятелей искусства. Невозможно сказать, что ты полностью овладел этой профессией, необходимо искать свой стиль, свою манеру и учитывать то, что вкусы и предпочтения слушателей постоянно меняются. Лектор-музыковед даёт знания, способствующие первичному постижению высокого искусства, информирует людей о новых явлениях в печати, на радио и телевидении. Передать доступно информацию людям, не имеющим музыкального образования, но желающим больше знать об искусстве, очень непросто, поверьте. Генри Лонгфелло, кстати, принадлежит гениальная фраза: «Музыка – универсальный язык человечества». И он был прав, ведь музыка сближает людей, так как её язык – это язык эмоций, переживаний и сопереживаний, что немаловажно и очень актуально в наше время.
– В чем, на ваш взгляд, самое важное предназначение музыки?
– Воспитывать в человеке лучшие качества, основное из которых – доброта. Я уверена: если человек слушает хорошую музыку, смотрит картины, читает классическую литературу, он становится другим. Согласитесь, что в этом случае жизнь становится гораздо интереснее и содержательнее и на все жизненные обстоятельства смотришь другими глазами и делаешь другие выводы.
– Вкус, как известно, формируется с детства. С какого возраста лучше всего приобщать детей к миру классической академической музыки?
– Однозначного ответа на этот вопрос нет. У всех это происходит по-разному, а вот слушать хорошую музыку должна начинать мама, ожидая своего малыша. В начале обучения нужны правильная мотивация, родительское усердие и терпение, а также мудрый педагог-профессионал, который определит способности ребёнка и сможет их развить.
Развивать вкус необходимо с детства, мы регулярно проводим в филармонии музыкальные абонементы для детей и их родителей. По отзывам посетителей этих воскресных концертов-бесед, при современном засилье низкопробной поп-культуры они стали настоящей отдушиной для ценителей искусства.
– Насколько сегодня были бы актуальны курсы музыкальной грамотности для взрослых?
– Курсы… Конечно же, идея замечательная, и что-то в этом роде нам необходимо придумать, но организовать это нелегко, так как изменилась шкала ценностей у людей. То, что раньше было признаком светского образованного человека, сейчас порицается или отвергается. Спасибо вам за идею.
– Большой популярностью пользуется инструментальный ансамбль «Макьам» Даггосфилармонии. Как появилась идея его создания и кто сейчас работает в ансамбле?
– Он был создан летом 2018 года по инициативе министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой. Руководит им талантливый тарист Шамиль Шерифалиев. В ансамбле также играют Гаджи Саидов (гитара), Гульнара Керимханова (флейта), Эльмар Шерифалиев (перкуссия). Ансамбль часто гастролирует, принимает участие в международных фестивалях, популяризирует музыку народов Дагестана и Кавказа на различных площадках. Кстати, это не единственная инициатива министра. В одно время с ансамблем «Макьам» на базе филармонии был создан ещё один коллектив – «Ethno classic band», которым руководит Рашид Бекеров.
– Ирина Германовна, над какими проектами сегодня работает Даггосфилармония? Расскажите о профессиональном взаимообмене.
– Одним из основных проектов является XII Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», в котором ранее участвовали музыканты из Норвегии, США, Германии, Израиля и Южной Кореи, солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Ростова-на-Дону, камерные оркестры Кабардино-Балкарской и Астраханской филармоний.
Возрождение городских духовых оркестров, существовавших когда-то при многих организациях как любительские и профессиональные коллективы, – главная цель другого нашего проекта – фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары». Интересные встречи с композиторами, дискуссии о современной музыке, концерты разных стилей и направлений проходят в Дагестане на форуме современной музыки «Творческие пересечения», где участвуют гости – композиторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Астрахани, а также дагестанские композиторы и исполнители.
Благодаря региональному фестивалю юных исполнителей «Наши надежды», который в этом году пройдет в двадцатый раз, ученики музыкальных школ и школ искусств республики смогут попробовать свои силы на большой сцене и выступить перед зрительской аудиторией как настоящие артисты.
Региональный фестиваль «Мени Аргъаным» (в переводе с кум. языка – «Моя гармонь») – один из самых популярных концертных проектов Даггосфилармонии по популяризации народной музыки и народных инструментов. Этот фестивальный проект ширится и растет географически и жанрово, а самое главное, он популярен и востребован у зрителей. Воскресный абонемент для детей и родителей «Музыкальные путешествия» направлен на развитие художественного вкуса и образного мышления у детей. К нам приезжают исполнители из других регионов России и из-за рубежа. Все музыканты нуждаются в новых площадках и новых слушателях, наши двери открыты, и мы всегда рады хорошим исполнителям, других мы не приглашаем.
Жизнь, несмотря ни на что, к счастью, продолжается, и перемены к лучшему, я уверена, не за горами.
– Вопрос, который, пожалуй, волнует всех дагестанцев, переживающих за дагестанскую культуру, – реконструкция здания Даггосфилармонии. Есть ли какие-то подвижки?
– Наконец-то о реконструкции заговорили во властных структурах. Каким будут решение и результат, сказать трудно, предсказать невозможно.
Очень надеемся на то, что нам вернут наш храм, наш музыкальный дом, гостеприимный и удобный для артистов и слушателей, с очередями у касс и полными залами. А мы продолжаем любить музыку и готовы служить её почитателям.