X

С любовью к музыке

Ирина Нахтигаль – известный в республике музыковед, художественный руководитель Дагестанской государственной филармонии им. Т. Мурадова, просветитель, воспитавший не одно поколение филармонических слушателей и просто уникальный собеседник. Образное слово Нахтигаль – та путеводная нить, которая неизменно помогает юным слушателям в постижении музыки и способствует приобщению к великим достижениям мировой музыкальной классики. В преддверии Международного дня культуры, который отмечается во многих странах мира ежегодно 15 апреля, мы побеседовали с Ириной Германовной о предназначении музыки и проектах, реализуемых сегодня усилиями работников Даггосфилармонии.

– Профессия музыковеда редкая, сложная и ответственная. Что для вас, Ирина Германовна, значит ваша работа?

— Очень многое… Прежде всего она наполняет жизнь смыслом и содержанием. Профессия музыковеда предполагает различные виды практической деятельности и определяет образ жизни. Так случилось, что я сосредоточилась на музыкальном просветительстве и музыкальной педагогике. Как публичное слово, так и педагогическая деятельность требуют от человека определённых качеств. Как мне кажется, это прежде всего неиссякаемый интерес ко всему новому, что происходит в сфере твоей деятельности, умение убеждать и с радостью делиться знаниями и открытиями. Без уважения и доверия к публике, без навыков мгновенно находить нужные слова для любой аудитории заниматься публичным словом не стоит.

Последние годы я веду курсы музыкальной журналистики и основы музыкальной критики в Махачкалинском музучилище. Получается так, что выпускники факультета журналистики хорошо обучены и владеют мастерством слова, но им не хватает специальных знаний в области музыки. А студенты теоретического отделения музыкального училища приобретают эти навыки в комплексе. Не могу ручаться за то, что все мои студенты продолжат наше дело, но во всяком случае они получат нужную информацию, приобретут первый опыт в публицистике и заразятся от меня энергией и любовью к своему делу.

В филармонии я веду концерты академической музыки, предваряя исполнение вступительным словом или развёрнутыми комментариями, готовлю аннотации к концертным программам. Гораздо реже, чем раньше, пишу статьи и заметки для СМИ. Профессия музыковеда требует ежедневной самоотдачи и совершенствования, что необходимо для рождения новых идей и жизнеспособных решений.

– Какими качествами должен обладать музыковед?

– Знаю по своим коллегам, что интересно рассказывать и писать о музыке могут только очень увлеченные ею люди. Любой вид музыковедческой деятельности предполагает большой интеллектуальный и аналитический труд, необходимость быть в курсе событий, а значит, надо много читать, размышлять и постоянно учиться. В консерваториях музыковеды получают глубокие базовые знания музыкально-­исторических эпох, направлений, особенностей творчества выдающихся композиторов, исполнителей и деятелей искусства. Невозможно сказать, что ты полностью овладел этой профессией, необходимо искать свой стиль, свою манеру и учитывать то, что вкусы и предпочтения слушателей постоянно меняются. Лектор-музыковед даёт знания, способствующие первичному постижению высокого искусства, информирует людей о новых явлениях в печати, на радио и телевидении. Передать доступно информацию людям, не имеющим музыкального образования, но желающим больше знать об искусстве, очень непросто, поверьте. Генри Лонгфелло, кстати, принадлежит гениальная фраза: «Музыка – универсальный язык человечества». И он был прав, ведь музыка сближает людей, так как её язык – это язык эмоций, переживаний и сопереживаний, что немаловажно и очень актуально в наше время.

– В чем, на ваш взгляд, самое важное предназначение музыки?

– Воспитывать в человеке лучшие качества, основное из которых – доброта. Я уверена: если человек слушает хорошую музыку, смотрит картины, читает классическую литературу, он становится другим. Согласитесь, что в этом случае жизнь становится гораздо интереснее и содержательнее и на все жизненные обстоятельства смотришь другими глазами и делаешь другие выводы.

– Вкус, как известно, формируется с детства. С какого возраста лучше всего приобщать детей к миру классической академической музыки?

– Однозначного ответа на этот вопрос нет. У всех это происходит по-разному, а вот слушать хорошую музыку должна начинать мама, ожидая своего малыша. В начале обучения нужны правильная мотивация, родительское усердие и терпение, а также мудрый педагог-профессионал, который определит способности ребёнка и сможет их развить.

Развивать вкус необходимо с детства, мы регулярно проводим в филармонии музыкальные абонементы для детей и их родителей. По отзывам посетителей этих воскресных концертов-бесед, при современном засилье низкопробной поп-культуры они стали настоящей отдушиной для ценителей искусства.

– Насколько сегодня были бы актуальны курсы музыкальной грамотности для взрослых?

– Курсы… Конечно же, идея замечательная, и что-то в этом роде нам необходимо придумать, но организовать это нелегко, так как изменилась шкала ценностей у людей. То, что раньше было признаком светского образованного человека, сейчас порицается или отвергается. Спасибо вам за идею.

– Большой популярностью пользуется инструментальный ансамбль «Макьам» Даг­госфилармонии. Как появилась идея его создания и кто сейчас работает в ансамбле?

– Он был создан летом 2018 года по инициативе министра культуры Дагестана Заремы Бутаевой. Руководит им талантливый тарист Шамиль Шерифалиев. В ансамбле также играют Гаджи Саидов (гитара), Гульнара Керимханова (флейта), Эльмар Шерифалиев (перкуссия). Ансамбль часто гастролирует, принимает участие в международных фестивалях, популяризирует музыку народов Дагестана и Кавказа на различных площадках. Кстати, это не единственная инициатива министра. В одно время с ансамблем «Макьам» на базе филармонии был создан ещё один коллектив – «Ethno classic band», которым руководит Рашид Бекеров.

– Ирина Германовна, над какими проектами сегодня работает Даггосфилармония? Расскажите о профессиональном взаимообмене.

– Одним из основных проектов является XII Международный музыкальный фестиваль «Порт-Петровские ассамблеи», в котором ранее участвовали музыканты из Норвегии, США, Германии, Израиля и Южной Кореи, солисты из Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и Ростова-на-Дону, камерные оркестры Кабардино-Балкарской и Астраханской филармоний.

Возрождение городских духовых оркестров, существовавших когда-то при многих организациях как любительские и профессиональные коллективы, – главная цель другого нашего проекта – фестиваля духовых оркестров «Дагестанские фанфары». Интересные встречи с композиторами, дискуссии о современной музыке, концерты разных стилей и направлений проходят в Дагестане на форуме современной музыки «Творческие пересечения», где участвуют гости – композиторы из Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Астрахани, а также дагестанские композиторы и исполнители.

Благодаря региональному фестивалю юных исполнителей «Наши надежды», который в этом году пройдет в двадцатый раз, ученики музыкальных школ и школ искусств республики смогут попробовать свои силы на большой сцене и выступить перед зрительской аудиторией как настоящие артисты.

Региональный фестиваль «Мени Аргъаным» (в переводе с кум. языка – «Моя гармонь») – один из самых популярных концертных проектов Даггосфилармонии по популяризации народной музыки и народных инструментов. Этот фестивальный проект ширится и растет географически и жанрово, а самое главное, он популярен и востребован у зрителей. Воскресный абонемент для детей и родителей «Музыкальные путешествия» направлен на развитие художественного вкуса и образного мышления у детей. К нам приезжают исполнители из других регионов России и из-за рубежа. Все музыканты нуждаются в новых площадках и новых слушателях, наши двери открыты, и мы всегда рады хорошим исполнителям, других мы не приглашаем.

Жизнь, несмотря ни на что, к счастью, продолжается, и перемены к лучшему, я уверена, не за горами.

– Вопрос, который, пожалуй, волнует всех дагестанцев, переживающих за дагестанскую культуру, – реконструкция здания Даггосфилармонии. Есть ли какие-то подвижки?

– Наконец-то о реконструкции заговорили во властных структурах. Каким будут решение и результат, сказать трудно, предсказать невозможно.

Очень надеемся на то, что нам вернут наш храм, наш музыкальный дом, гостеприимный и удобный для артистов и слушателей, с очередями у касс и полными залами. А мы продолжаем любить музыку и готовы служить её почитателям.

Похожие

Звучали кумуз, флейта, гармонь…

10
В этом году участниками Регионального фестиваля юных...

Еще раз о любви к Родине

13
Песни времен Великой Отечественной войны, патриотические вокальные произведения,...

Творческие пересечения

17
В Махачкале прошел форум современной музыки «Творческие пересечения», который при...

На ней держался репертуар

12
Ее голос звучал со сцены Рахманиновского зала Московской государственной консерватории....

Студенты на сцене филармонии

10
Бах, Бетховен, Шуберт, Баццини, Мустафа-заде… Традиционный летний концерт «Студенты...

Мир Гайдна

5
Дагестанская филармония открыла новый цикл абонемента «Weekend в филармонии». Четыре концерта...

В творческом содружестве

32
Коллектив дагестанской филармонии, взявший на себя миссию просвещения населения, ежегодно...

Статьи из «КультЛичность»

Как Юсуп Даниялов сыграл кавказца

40
Еще в юности, помню, мне довелось посмотреть прекрасную...

«Нарву цветов и подарю букет…»

137
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Он улыбался, даже когда ему было грустно

93
Два года назад ушел из жизни известный в...

«Не сыпь мне соль на рану…»

191
Ушел из жизни мэтр советской и российской эстрадной музыки композитор и певец Вячеслав...

Коренной москвич стал настоящим горцем

95
В этом году исполнилось 130 лет известному...

Сын Иверии, выросший в Дагестане

55
Народный артист Дагестана и замечательный поэт Владимир...

Олег Стриженов – это наш мексиканец

170
В этом году исполняется 95 лет народному артисту СССР...

Всё началось с «Ласточки»

62
С мыса Канаверал 5 сентября 1977 года стартовал космический зонд «Вояджер-1». В него была...

Мэтр ногайской музыки

30
Оглядываясь с высоты прожитых лет назад, невольно сожалеешь о том, что бег времени не...

Основатель даргинской литературы

275
Омарла Батырай стал известным лириком еще при жизни. Им...

Махмуд из Кахаб-Росо: поэт и воин

68
В 1914 году 28 июля нападением Австро-Венгрии на Сербию...

«Ударник Гасан» Алибега Фатахова

88
В 1934 году в газете «Дагестанская правда», а чуть позднее и...