С талантом работать легко
Редко дагестанскому зрителю выпадает возможность послушать со сцены произведения современных израильских композиторов. Что там говорить, вряд ли многие из нас могут назвать кого-либо из них. И когда я увидела анонс Концерта для скрипки с оркестром Баруха Берлинера «Сон Иакова», сразу заинтересовалась. А уж имя Графа Муржи, известнейшего российского скрипача, виртуоза с мировой славой, исполняющего сольную партию, сделало поход в Кумыкский театр просто необходимым.
Свое такое звучное имя Граф получил от отца, который еще до рождения мальчика был уверен в его большом музыкальном будущем. В жизни же он для всех Шон (уменьшительно от Шандор). О себе музыкант говорит, что он «советский» венгр. Преподает в Московской консерватории, заслуженный артист России, неоднократный лауреат и победитель престижных международных конкурсов. Ведет концертную деятельность по всему миру, не забывая при этом и российскую провинцию. В Дагестане он уже в третий раз, но с камерным оркестром Дагфилармонии выступает впервые.
Как по-настоящему интеллигентные люди, Граф Муржа располагает к себе открытостью в общении, полным отсутствием заносчивости, а самое главное – настоящей любовью к собственному делу и профессионализмом, своей абсолютной отдачей музыке. Всё в нем просто и мило – даже ноты, склеенные многократно скотчем, чтобы не развалились листочки, на обороте которых рисунки его детей. Но когда он берет в руки инструмент, это уже полет, мощь, красота, тончайшие нюансы звука.
О концерте Берлинера и самом композиторе Муржа рассказал со сцены сам:
– Это очень интересный композитор, и уж совсем необычно, что он при этом еще и физик, доктор математических наук, с серьезными научными работами. Когда недавно я выступал в Сарове – городе физиков-ядерщиков – и рассказывал о нем слушателям, они мне сказали, что знают это имя, знакомы с его научными трудами. И вот им представилась возможность посмотреть на этого человека с другой стороны. Музыка его мелодична, что в наше время встречается не часто. В основном современные композиторы пишут атонально (есть такой термин). Но нам всем так не хватает гармонии. И слушатели смогут убедиться, что в музыке этого композитора она присутствует в полной мере. Концерт для скрипки с оркестром Берлинера ложится на душу, мелодии из него вспоминаются и их хочется напевать.
Описать свои чувства и эмоции во время исполнения концерта, скорее всего, не смогу. Скажу лишь, что это было на одном дыхании, взлет и парение на волнах тончайших звуков. Муржа играл так, что иногда казалось: в руках у него две скрипки, а не одна.
Вторая часть была не менее интересна в плане выбора произведения. Прозвучала соната для скрипки соло аргентинского композитора Алехандро Драго. Как сказал Граф Муржа, «соната соло – это большая редкость и достаточно сложно».
Алехандро Драго аргентинец, сейчас живет в Америке. Владеет 12 языками, в том числе и русским. С Муржой они вместе учились в консерватории в 1990-х годах, но потом на много лет пропали из вида друг друга. И вот в пандемию он пишет Графу следующее: «Послушай, я написал шесть сонат для скрипки, и первая посвящена тебе. Хочу, чтобы ты ее сыграл».
«Надо сказать, что вещь невероятно сложная, – признается Муржа, – особенно ее вторая часть. Соната интересная, много в ней латиноамериканского, много от Астора Пьяцоллы, что легко объясняется. Мать Алехандро танцевала в коллективе знаменитого композитора, а крестный сына играет в его оркестре. Но при всем влиянии творчества Пьяцоллы соната Драго очень самобытна. Это абсолютно самостоятельный язык».
Зрителям повезло – на сцене Кумыкского театра была мировая звезда, виртуоз, высочайший профессионал и глубокий музыкант. Но нельзя не сказать вот о чем. Всегда, когда к нам приезжают артисты такого уровня, думаю: а были бы они у нас в гостях, если бы не знали, что играть им предстоит с хорошим, добротным оркестром и не придётся нервничать из-за фальшивых нот или нестройных созвучий? И в том, что мы имеем возможность слушать музыкантов с мировым именем, есть немалая заслуга руководителя Камерного оркестра им. С. Хржановского заслуженной артистки РФ Зарифы Абдуллаевой как лидера, умеющего держать свой музыкальный коллектив «в порядке».
На вопрос: «Трудно ли играть с такими именитыми исполнителями?», Зарифа Ахмедпашаевна отвечает так: «Чем выше уровень музыканта, тем легче с ним работать».
Она очень любит, когда удается сыграть с высокими профессионалами, это благотворно действует и на оркестр. На репетициях постоянно идут творческие обмены опытом, и это всем интересно.
Дагестанские почитатели классического музыкального искусства благодарны художественному руководителю Дагестанской филармонии Ирине Германовне Нахтигаль, усилиями которой живут замечательные музыкальные проекты, продолжают крепнуть связи между филармонией и творческими коллективами других регионов России, а большие артисты с удовольствием едут в Дагестан.
И даже ничего, что наши слушатели на концертах классической музыки всё еще прерывают аплодисментами единую музыкальную ткань многочастных произведений. Важно, чтобы интерес к настоящему искусству у дагестанцев только рос, а понимание классической музыки и умение видеть ее глубину к широкой публике придут. И тогда на филармонических концертах всегда будут аншлаги.