X
11:46 04.08.2023

Самоидентификация в красках

Ее мир – многообразный, наполненный необыкновенными красками – утонченными, многослойными, причудливыми, берущими начало от истоков древней иранской крови, передавшей художнице вместе с восточным ощущением времени философию бытия, пространственное воображение.

При знакомстве с Эльнарой Абдуллаевой (на снимке) возникает необъяснимое притяжение, заставляющее вслушиваться в ее повествование о творчестве, о том, что рождает в ее душе желание творить. Искренняя в общении, открытая, она рассказывает о пережитом без прикрас, привлекая искренностью.

С детства изрисовывая каждый листочек замысловатыми линиями, понятными только ей одной, старалась уединяться, хотя это было непросто. Старшая в многодетной семье, она помогала поднимать братьев, сестер. А близкие всерьез ее увлечение не воспринимали.

– Семья у нас простая: папа – повар, мама тоже кулинар, – говорит Эльнара. – Не до высоких материй им было. Но я решила: добьюсь своего – поступлю в художественное училище им. Джемала на оформительское отделение, дизайн среды.

Правда, не всё поначалу складывалось, Эльнара даже подумывала бросить училище, но вмешался папа: настоял на продолжении обучения, искренне полагая, что художественный мир – особенный, элитарный. И как же дочь благодарна отцу, внесшему существенную правку в ее судьбу.

А начинала она с карандаша, графического рисунка, тренируя руку, воображение, создавая с помощью пересекающихся линий, тончайших штрихов лаконичные образы, недосказанность которых неразрывно связана с искусством намека.

– Невозможно провести грань между живописью и графикой, – говорит Эльнара. – И тот же поп-арт скорее графическое направление, нежели живопись, а акварель можно рассматривать как нечто пограничное. И тогда естественным образом возникает желание творить в разной художественной манере.

Она заимствовала у природы обжигающие цвета, трансформировавшиеся в ее образное мышление. А на худграфе ДГПУ получала похвалу от педагогов за необыкновенно сочные краски, ложившиеся на холст, органично соединяя сюжет с цветом, маня недосказанностью, но достоверностью. Ее влекли изобразительная масштабность и крупные планы: всегда казалось, что натурализация образов дает возможность художнику широкими мазками приблизить мысль к действительности. Она достигала неимоверного эмоционального заряда, преломляя в своем творчестве слом эпох, сохраняя его как достоверный документ для наследников.

Вспоминает: период обучения на отделении графического дизайна на худграфе – это целая философия, дающая твердую основу для самовыражения.

– Этому меня учил необыкновенный мастер Юсуп Ханмагомедов, гуру, духовный наставник, благодаря которому ты постигаешь мир во всём его многообразии. Это та нравственная опора, что движет твоим мышлением, твоей рукой, – делится собеседница.

Её волнует само мироощущение, гармония человека с природой, которую она видит по-особенному, привнося в образы. Она словно предвидит время, углубляясь в тончайшие детали, по которым прочитывается судьба самой земли, ее обитателей. В ее авторской канве нет случайных работ.

Таковы и восточные пиросманиевские сюжеты – красочные, словно вырезанные из жизни, объединенные в отдельные тематические картины. Это и портрет литературного символа горного края Расула Гамзатова. Его размышляющий образ привлекает глубиной натуры мудреца, в котором прочитывается величие поэта и пророка.

Эльнара Абдуллаева, опережая время, создает закупоренные до поры до времени произведения. Ее работа «Самоидентификация» – это обращение в будущее, его предназначение. Она о дне сегодняшнем, в котором так трудно сориентироваться среди настоящего и лжесимволов. Акрил, гуашь, масло, ручка, смешанная техника – всё идет в дело, превращая технику художника в настоящее искусство, заставляющее искать что-то внутри себя, находя потайные дверцы, открывающие многослойный мир – многоступенчатый, живой и неповторимый. Он дарит возможность сохранять в себе желание наслаждаться утренней зарей, безграничным вечным морем, горами, хранящими секреты тысячелетней давности.

Каждая ее работа – философская фабула. Это энергетический сгусток эмоций и красок, от которых невозможно оторвать глаз. Он властный, манящий, заштрихованный линиями света и тени, неожиданными кодами, символами. Кажется, что кистью мастера ведет божье провидение, вкладывая в реалистичные, мифологические образы мысль сотворенную, очевеловечивая птиц, животных, указывающих роду людскому наперед его судьбу, его финал.

Художница не копирует натуру, а творит ее, открывая свойства предметов, самого человека, детали, незаметные на первый взгляд. Создание смыслов художественных образов и есть тот самый неведомый обычному человеку портал, вход в который заказан случайным людям, и только избранным дана возможность обрести тайну познания цикличности мира, его начала и конца. Реалистичен и мир сюжетных фантазий мастера, которые влекут жизненностью, простотой обычного быта, в котором кроется философия человеческой мысли.

«Дорога в Дербент», «Кремень и фиалка», «Что в имени тебе моем», «Иран»», «Золото», «Метафорическое солнце», «Натюрморт с тыквой»… Все работы – отдельная связка мастера с художественным миром, всполох необыкновенных цветовых решений, то сгущающихся, то проясняющихся красок, чудесным образом меняющих картину восприятия, казалось бы, тождественных сюжетов, но никак не стыкующихся с привычной гаммой цветов, эксклюзивных по сути.

Эльнара Абдуллаева мыслит не просто философскими категориями. Она поднимается на невиданную высоту, обозревая мир в его фантастической природной цветовой образной конструкции как на картине «Солнце и луна». На ней мифологические образы, соединяющие всё, что существовало веками: тысячелетнего моллюска и божественного голубя, однорогого буйвола, олицетворяющего изобилие, и самого человека.

– В извечной борьбе выживает тот, кто сильнее, кто воспринимает всё вокруг как возможность познать, обогатить внутренний мир тем необыкновенным, что сопутствует его спиралевидному существованию, – говорит художник. – И так будет всегда, пока человек и природа не осознают, что они создания божьи и должны сохранять планету, не давая разрушиться хрупкому тонкому миру, не оступиться, продвигаясь вперед как по весенней полынье…

Эльнара Абдуллаева не устает удивляться, воспринимая мир в его первозданности. Ее можно причислить к классикам изобразительного искусства, но она может не согласиться со столь громким определением. Но даже неполное перечисление ее участия в зональных, республиканских, всероссийских выставках может занять немалую газетную площадь.

На счету мастера более 30 выставок, каждую из которых можно назвать явлением в художественном мире. Ее имя хорошо известно как дагестанскому, так и московскому ценителю современного искусства. Она привлекает внимание не столько новомодными течениями, сколько осязаемыми работами, от созерцания которых очищаешься, не забывая, что ты человек, личность размышляющая…

Тэги:
художник,

Похожие

Секреты художественного мира

16
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Графини худграфа во всей красе…

47
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

66
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

29
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

19
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

49
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

102
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

68
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

В ожидании снега

64
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Статьи из «Культура»

Как Ибрагимхалил встретился с Джабраилом

8
Писатель Ибрагимхалил Курбаналиев прожил 95 лет....

Вернисаж под дагестанским небом

8
В эпоху, когда культурные институции постоянно ищут новые...

Как актер Моргунов на баране катался

7
В 60-70-х годах Евгений Моргунов вместе с Георгием...

Самый острый ум Аварии

25
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

16
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

12
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

11
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

12
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

42
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

70
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...