X
11:46 04.08.2023

Самоидентификация в красках

Ее мир – многообразный, наполненный необыкновенными красками – утонченными, многослойными, причудливыми, берущими начало от истоков древней иранской крови, передавшей художнице вместе с восточным ощущением времени философию бытия, пространственное воображение.

При знакомстве с Эльнарой Абдуллаевой (на снимке) возникает необъяснимое притяжение, заставляющее вслушиваться в ее повествование о творчестве, о том, что рождает в ее душе желание творить. Искренняя в общении, открытая, она рассказывает о пережитом без прикрас, привлекая искренностью.

С детства изрисовывая каждый листочек замысловатыми линиями, понятными только ей одной, старалась уединяться, хотя это было непросто. Старшая в многодетной семье, она помогала поднимать братьев, сестер. А близкие всерьез ее увлечение не воспринимали.

– Семья у нас простая: папа – повар, мама тоже кулинар, – говорит Эльнара. – Не до высоких материй им было. Но я решила: добьюсь своего – поступлю в художественное училище им. Джемала на оформительское отделение, дизайн среды.

Правда, не всё поначалу складывалось, Эльнара даже подумывала бросить училище, но вмешался папа: настоял на продолжении обучения, искренне полагая, что художественный мир – особенный, элитарный. И как же дочь благодарна отцу, внесшему существенную правку в ее судьбу.

А начинала она с карандаша, графического рисунка, тренируя руку, воображение, создавая с помощью пересекающихся линий, тончайших штрихов лаконичные образы, недосказанность которых неразрывно связана с искусством намека.

– Невозможно провести грань между живописью и графикой, – говорит Эльнара. – И тот же поп-арт скорее графическое направление, нежели живопись, а акварель можно рассматривать как нечто пограничное. И тогда естественным образом возникает желание творить в разной художественной манере.

Она заимствовала у природы обжигающие цвета, трансформировавшиеся в ее образное мышление. А на худграфе ДГПУ получала похвалу от педагогов за необыкновенно сочные краски, ложившиеся на холст, органично соединяя сюжет с цветом, маня недосказанностью, но достоверностью. Ее влекли изобразительная масштабность и крупные планы: всегда казалось, что натурализация образов дает возможность художнику широкими мазками приблизить мысль к действительности. Она достигала неимоверного эмоционального заряда, преломляя в своем творчестве слом эпох, сохраняя его как достоверный документ для наследников.

Вспоминает: период обучения на отделении графического дизайна на худграфе – это целая философия, дающая твердую основу для самовыражения.

– Этому меня учил необыкновенный мастер Юсуп Ханмагомедов, гуру, духовный наставник, благодаря которому ты постигаешь мир во всём его многообразии. Это та нравственная опора, что движет твоим мышлением, твоей рукой, – делится собеседница.

Её волнует само мироощущение, гармония человека с природой, которую она видит по-особенному, привнося в образы. Она словно предвидит время, углубляясь в тончайшие детали, по которым прочитывается судьба самой земли, ее обитателей. В ее авторской канве нет случайных работ.

Таковы и восточные пиросманиевские сюжеты – красочные, словно вырезанные из жизни, объединенные в отдельные тематические картины. Это и портрет литературного символа горного края Расула Гамзатова. Его размышляющий образ привлекает глубиной натуры мудреца, в котором прочитывается величие поэта и пророка.

Эльнара Абдуллаева, опережая время, создает закупоренные до поры до времени произведения. Ее работа «Самоидентификация» – это обращение в будущее, его предназначение. Она о дне сегодняшнем, в котором так трудно сориентироваться среди настоящего и лжесимволов. Акрил, гуашь, масло, ручка, смешанная техника – всё идет в дело, превращая технику художника в настоящее искусство, заставляющее искать что-то внутри себя, находя потайные дверцы, открывающие многослойный мир – многоступенчатый, живой и неповторимый. Он дарит возможность сохранять в себе желание наслаждаться утренней зарей, безграничным вечным морем, горами, хранящими секреты тысячелетней давности.

Каждая ее работа – философская фабула. Это энергетический сгусток эмоций и красок, от которых невозможно оторвать глаз. Он властный, манящий, заштрихованный линиями света и тени, неожиданными кодами, символами. Кажется, что кистью мастера ведет божье провидение, вкладывая в реалистичные, мифологические образы мысль сотворенную, очевеловечивая птиц, животных, указывающих роду людскому наперед его судьбу, его финал.

Художница не копирует натуру, а творит ее, открывая свойства предметов, самого человека, детали, незаметные на первый взгляд. Создание смыслов художественных образов и есть тот самый неведомый обычному человеку портал, вход в который заказан случайным людям, и только избранным дана возможность обрести тайну познания цикличности мира, его начала и конца. Реалистичен и мир сюжетных фантазий мастера, которые влекут жизненностью, простотой обычного быта, в котором кроется философия человеческой мысли.

«Дорога в Дербент», «Кремень и фиалка», «Что в имени тебе моем», «Иран»», «Золото», «Метафорическое солнце», «Натюрморт с тыквой»… Все работы – отдельная связка мастера с художественным миром, всполох необыкновенных цветовых решений, то сгущающихся, то проясняющихся красок, чудесным образом меняющих картину восприятия, казалось бы, тождественных сюжетов, но никак не стыкующихся с привычной гаммой цветов, эксклюзивных по сути.

Эльнара Абдуллаева мыслит не просто философскими категориями. Она поднимается на невиданную высоту, обозревая мир в его фантастической природной цветовой образной конструкции как на картине «Солнце и луна». На ней мифологические образы, соединяющие всё, что существовало веками: тысячелетнего моллюска и божественного голубя, однорогого буйвола, олицетворяющего изобилие, и самого человека.

– В извечной борьбе выживает тот, кто сильнее, кто воспринимает всё вокруг как возможность познать, обогатить внутренний мир тем необыкновенным, что сопутствует его спиралевидному существованию, – говорит художник. – И так будет всегда, пока человек и природа не осознают, что они создания божьи и должны сохранять планету, не давая разрушиться хрупкому тонкому миру, не оступиться, продвигаясь вперед как по весенней полынье…

Эльнара Абдуллаева не устает удивляться, воспринимая мир в его первозданности. Ее можно причислить к классикам изобразительного искусства, но она может не согласиться со столь громким определением. Но даже неполное перечисление ее участия в зональных, республиканских, всероссийских выставках может занять немалую газетную площадь.

На счету мастера более 30 выставок, каждую из которых можно назвать явлением в художественном мире. Ее имя хорошо известно как дагестанскому, так и московскому ценителю современного искусства. Она привлекает внимание не столько новомодными течениями, сколько осязаемыми работами, от созерцания которых очищаешься, не забывая, что ты человек, личность размышляющая…

Тэги:
художник,

Похожие

В ожидании снега

37
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

32
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Исследователь души и вдохновитель сердец

401
Героями картин известного дагестанского...

Одушевлённые сердцем

190
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

110
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

280
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

67
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

36
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

89
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Статьи из «Культура»

Искусство творить

9
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

70
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

13
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

24
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

24
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...

Главней всего…

18
Ларису Долину справедливо считают одной из самых успешных джазовых певиц в стране....

Вместе к новым вершинам

18
В фойе Кумыкского театра в исполнении артиста эстрадного оркестра Даггосфилармонии...

О Дагестане и дагестанцах

15
Живопись, графика и скульптура 19 дагестанских художников разных поколений – от академика...

Своим голосом трогает души

25
Проект «Встречи в Театре поэзии» не только раскрывает для зрителей известных в городе и...

Философия образов

51
20 декабря в Дагестанском музее изобразительных искусств им. П. Гамзатовой открывается...

Королева немого кино

18
Актрису Веру Холодную называли «королевой немого кино». Ее приглашали сниматься в Лондоне и...

…И душа с душою говорит

9
«Всё преходяще, а музыка вечна». Эти слова, наверное, знают все. В них – истина. Проходят годы,...