Купить PDF-версию
X
11:46 04.08.2023

Самоидентификация в красках

Ее мир – многообразный, наполненный необыкновенными красками – утонченными, многослойными, причудливыми, берущими начало от истоков древней иранской крови, передавшей художнице вместе с восточным ощущением времени философию бытия, пространственное воображение.

При знакомстве с Эльнарой Абдуллаевой (на снимке) возникает необъяснимое притяжение, заставляющее вслушиваться в ее повествование о творчестве, о том, что рождает в ее душе желание творить. Искренняя в общении, открытая, она рассказывает о пережитом без прикрас, привлекая искренностью.

С детства изрисовывая каждый листочек замысловатыми линиями, понятными только ей одной, старалась уединяться, хотя это было непросто. Старшая в многодетной семье, она помогала поднимать братьев, сестер. А близкие всерьез ее увлечение не воспринимали.

– Семья у нас простая: папа – повар, мама тоже кулинар, – говорит Эльнара. – Не до высоких материй им было. Но я решила: добьюсь своего – поступлю в художественное училище им. Джемала на оформительское отделение, дизайн среды.

Правда, не всё поначалу складывалось, Эльнара даже подумывала бросить училище, но вмешался папа: настоял на продолжении обучения, искренне полагая, что художественный мир – особенный, элитарный. И как же дочь благодарна отцу, внесшему существенную правку в ее судьбу.

А начинала она с карандаша, графического рисунка, тренируя руку, воображение, создавая с помощью пересекающихся линий, тончайших штрихов лаконичные образы, недосказанность которых неразрывно связана с искусством намека.

– Невозможно провести грань между живописью и графикой, – говорит Эльнара. – И тот же поп-арт скорее графическое направление, нежели живопись, а акварель можно рассматривать как нечто пограничное. И тогда естественным образом возникает желание творить в разной художественной манере.

Она заимствовала у природы обжигающие цвета, трансформировавшиеся в ее образное мышление. А на худграфе ДГПУ получала похвалу от педагогов за необыкновенно сочные краски, ложившиеся на холст, органично соединяя сюжет с цветом, маня недосказанностью, но достоверностью. Ее влекли изобразительная масштабность и крупные планы: всегда казалось, что натурализация образов дает возможность художнику широкими мазками приблизить мысль к действительности. Она достигала неимоверного эмоционального заряда, преломляя в своем творчестве слом эпох, сохраняя его как достоверный документ для наследников.

Вспоминает: период обучения на отделении графического дизайна на худграфе – это целая философия, дающая твердую основу для самовыражения.

– Этому меня учил необыкновенный мастер Юсуп Ханмагомедов, гуру, духовный наставник, благодаря которому ты постигаешь мир во всём его многообразии. Это та нравственная опора, что движет твоим мышлением, твоей рукой, – делится собеседница.

Её волнует само мироощущение, гармония человека с природой, которую она видит по-особенному, привнося в образы. Она словно предвидит время, углубляясь в тончайшие детали, по которым прочитывается судьба самой земли, ее обитателей. В ее авторской канве нет случайных работ.

Таковы и восточные пиросманиевские сюжеты – красочные, словно вырезанные из жизни, объединенные в отдельные тематические картины. Это и портрет литературного символа горного края Расула Гамзатова. Его размышляющий образ привлекает глубиной натуры мудреца, в котором прочитывается величие поэта и пророка.

Эльнара Абдуллаева, опережая время, создает закупоренные до поры до времени произведения. Ее работа «Самоидентификация» – это обращение в будущее, его предназначение. Она о дне сегодняшнем, в котором так трудно сориентироваться среди настоящего и лжесимволов. Акрил, гуашь, масло, ручка, смешанная техника – всё идет в дело, превращая технику художника в настоящее искусство, заставляющее искать что-то внутри себя, находя потайные дверцы, открывающие многослойный мир – многоступенчатый, живой и неповторимый. Он дарит возможность сохранять в себе желание наслаждаться утренней зарей, безграничным вечным морем, горами, хранящими секреты тысячелетней давности.

Каждая ее работа – философская фабула. Это энергетический сгусток эмоций и красок, от которых невозможно оторвать глаз. Он властный, манящий, заштрихованный линиями света и тени, неожиданными кодами, символами. Кажется, что кистью мастера ведет божье провидение, вкладывая в реалистичные, мифологические образы мысль сотворенную, очевеловечивая птиц, животных, указывающих роду людскому наперед его судьбу, его финал.

Художница не копирует натуру, а творит ее, открывая свойства предметов, самого человека, детали, незаметные на первый взгляд. Создание смыслов художественных образов и есть тот самый неведомый обычному человеку портал, вход в который заказан случайным людям, и только избранным дана возможность обрести тайну познания цикличности мира, его начала и конца. Реалистичен и мир сюжетных фантазий мастера, которые влекут жизненностью, простотой обычного быта, в котором кроется философия человеческой мысли.

«Дорога в Дербент», «Кремень и фиалка», «Что в имени тебе моем», «Иран»», «Золото», «Метафорическое солнце», «Натюрморт с тыквой»… Все работы – отдельная связка мастера с художественным миром, всполох необыкновенных цветовых решений, то сгущающихся, то проясняющихся красок, чудесным образом меняющих картину восприятия, казалось бы, тождественных сюжетов, но никак не стыкующихся с привычной гаммой цветов, эксклюзивных по сути.

Эльнара Абдуллаева мыслит не просто философскими категориями. Она поднимается на невиданную высоту, обозревая мир в его фантастической природной цветовой образной конструкции как на картине «Солнце и луна». На ней мифологические образы, соединяющие всё, что существовало веками: тысячелетнего моллюска и божественного голубя, однорогого буйвола, олицетворяющего изобилие, и самого человека.

– В извечной борьбе выживает тот, кто сильнее, кто воспринимает всё вокруг как возможность познать, обогатить внутренний мир тем необыкновенным, что сопутствует его спиралевидному существованию, – говорит художник. – И так будет всегда, пока человек и природа не осознают, что они создания божьи и должны сохранять планету, не давая разрушиться хрупкому тонкому миру, не оступиться, продвигаясь вперед как по весенней полынье…

Эльнара Абдуллаева не устает удивляться, воспринимая мир в его первозданности. Ее можно причислить к классикам изобразительного искусства, но она может не согласиться со столь громким определением. Но даже неполное перечисление ее участия в зональных, республиканских, всероссийских выставках может занять немалую газетную площадь.

На счету мастера более 30 выставок, каждую из которых можно назвать явлением в художественном мире. Ее имя хорошо известно как дагестанскому, так и московскому ценителю современного искусства. Она привлекает внимание не столько новомодными течениями, сколько осязаемыми работами, от созерцания которых очищаешься, не забывая, что ты человек, личность размышляющая…

Тэги:
художник,

Похожие

Одушевлённые сердцем

171
В мистической реальности персонажи мастера хоть и существуют в параллельном пространстве,...

Семейные ценности через искусство

75
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

258
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

64
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

32
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

85
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

271
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Крылья его творчества

55
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Парадоксы Исмаилова

39
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и...

Статьи из «Культура»

Этника с современностью

6
Не просто пройтись по подиуму, а создать атмосферу праздника с национальным колоритом. Автор...

Главный пехлеван Дагестана

7
«Хождение по канату учит преодолевать себя. Когда делаешь прыжок, работает каждая жила. Это...

Творческие пересечения

6
В Махачкале прошел форум современной музыки «Творческие пересечения», который при...

Сумасшедшая любовь литературного гения

1535
Совсем недавно наша страна отметила 210-летие со...

Классный праздник!

5
Крепкая семья – основа общества, а ее благополучие и стабильность напрямую влияют на...

Следствие ведёт Эльза Леждей

32
Роль эксперта Зинаиды Кибрит в советском детективном телесериале «Следствие ведут знатоки»...

Быт и природа родного края

25
На очередной выставке художников-юбиляров были представлены произведения 14 мастеров. Это...

Комедия с ноткой грусти

57
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

«Нарву цветов и подарю букет…»

34
Все поклонники творчества известного певца и композитора...

Бренд и место силы

104
Одним из главных событий дагестанской «Ночи искусств» стало открытие в галерее Театра...

Зажигаем звёзды

33
Финалисты международного танцевального конкурса «Зажигай» аплодировали друг другу стоя,...

Мечта – это реальность

118
Говорят, когда судьба что-то забирает у человека, она дает ему взамен нечто другое. Наша...