Самоидентификация в красках
Ее мир – многообразный, наполненный необыкновенными красками – утонченными, многослойными, причудливыми, берущими начало от истоков древней иранской крови, передавшей художнице вместе с восточным ощущением времени философию бытия, пространственное воображение.
При знакомстве с Эльнарой Абдуллаевой (на снимке) возникает необъяснимое притяжение, заставляющее вслушиваться в ее повествование о творчестве, о том, что рождает в ее душе желание творить. Искренняя в общении, открытая, она рассказывает о пережитом без прикрас, привлекая искренностью.
С детства изрисовывая каждый листочек замысловатыми линиями, понятными только ей одной, старалась уединяться, хотя это было непросто. Старшая в многодетной семье, она помогала поднимать братьев, сестер. А близкие всерьез ее увлечение не воспринимали.
– Семья у нас простая: папа – повар, мама тоже кулинар, – говорит Эльнара. – Не до высоких материй им было. Но я решила: добьюсь своего – поступлю в художественное училище им. Джемала на оформительское отделение, дизайн среды.
Правда, не всё поначалу складывалось, Эльнара даже подумывала бросить училище, но вмешался папа: настоял на продолжении обучения, искренне полагая, что художественный мир – особенный, элитарный. И как же дочь благодарна отцу, внесшему существенную правку в ее судьбу.
А начинала она с карандаша, графического рисунка, тренируя руку, воображение, создавая с помощью пересекающихся линий, тончайших штрихов лаконичные образы, недосказанность которых неразрывно связана с искусством намека.
– Невозможно провести грань между живописью и графикой, – говорит Эльнара. – И тот же поп-арт скорее графическое направление, нежели живопись, а акварель можно рассматривать как нечто пограничное. И тогда естественным образом возникает желание творить в разной художественной манере.
Она заимствовала у природы обжигающие цвета, трансформировавшиеся в ее образное мышление. А на худграфе ДГПУ получала похвалу от педагогов за необыкновенно сочные краски, ложившиеся на холст, органично соединяя сюжет с цветом, маня недосказанностью, но достоверностью. Ее влекли изобразительная масштабность и крупные планы: всегда казалось, что натурализация образов дает возможность художнику широкими мазками приблизить мысль к действительности. Она достигала неимоверного эмоционального заряда, преломляя в своем творчестве слом эпох, сохраняя его как достоверный документ для наследников.
Вспоминает: период обучения на отделении графического дизайна на худграфе – это целая философия, дающая твердую основу для самовыражения.
– Этому меня учил необыкновенный мастер Юсуп Ханмагомедов, гуру, духовный наставник, благодаря которому ты постигаешь мир во всём его многообразии. Это та нравственная опора, что движет твоим мышлением, твоей рукой, – делится собеседница.
Её волнует само мироощущение, гармония человека с природой, которую она видит по-особенному, привнося в образы. Она словно предвидит время, углубляясь в тончайшие детали, по которым прочитывается судьба самой земли, ее обитателей. В ее авторской канве нет случайных работ.
Таковы и восточные пиросманиевские сюжеты – красочные, словно вырезанные из жизни, объединенные в отдельные тематические картины. Это и портрет литературного символа горного края Расула Гамзатова. Его размышляющий образ привлекает глубиной натуры мудреца, в котором прочитывается величие поэта и пророка.
Эльнара Абдуллаева, опережая время, создает закупоренные до поры до времени произведения. Ее работа «Самоидентификация» – это обращение в будущее, его предназначение. Она о дне сегодняшнем, в котором так трудно сориентироваться среди настоящего и лжесимволов. Акрил, гуашь, масло, ручка, смешанная техника – всё идет в дело, превращая технику художника в настоящее искусство, заставляющее искать что-то внутри себя, находя потайные дверцы, открывающие многослойный мир – многоступенчатый, живой и неповторимый. Он дарит возможность сохранять в себе желание наслаждаться утренней зарей, безграничным вечным морем, горами, хранящими секреты тысячелетней давности.
Каждая ее работа – философская фабула. Это энергетический сгусток эмоций и красок, от которых невозможно оторвать глаз. Он властный, манящий, заштрихованный линиями света и тени, неожиданными кодами, символами. Кажется, что кистью мастера ведет божье провидение, вкладывая в реалистичные, мифологические образы мысль сотворенную, очевеловечивая птиц, животных, указывающих роду людскому наперед его судьбу, его финал.
Художница не копирует натуру, а творит ее, открывая свойства предметов, самого человека, детали, незаметные на первый взгляд. Создание смыслов художественных образов и есть тот самый неведомый обычному человеку портал, вход в который заказан случайным людям, и только избранным дана возможность обрести тайну познания цикличности мира, его начала и конца. Реалистичен и мир сюжетных фантазий мастера, которые влекут жизненностью, простотой обычного быта, в котором кроется философия человеческой мысли.
«Дорога в Дербент», «Кремень и фиалка», «Что в имени тебе моем», «Иран»», «Золото», «Метафорическое солнце», «Натюрморт с тыквой»… Все работы – отдельная связка мастера с художественным миром, всполох необыкновенных цветовых решений, то сгущающихся, то проясняющихся красок, чудесным образом меняющих картину восприятия, казалось бы, тождественных сюжетов, но никак не стыкующихся с привычной гаммой цветов, эксклюзивных по сути.
Эльнара Абдуллаева мыслит не просто философскими категориями. Она поднимается на невиданную высоту, обозревая мир в его фантастической природной цветовой образной конструкции как на картине «Солнце и луна». На ней мифологические образы, соединяющие всё, что существовало веками: тысячелетнего моллюска и божественного голубя, однорогого буйвола, олицетворяющего изобилие, и самого человека.
– В извечной борьбе выживает тот, кто сильнее, кто воспринимает всё вокруг как возможность познать, обогатить внутренний мир тем необыкновенным, что сопутствует его спиралевидному существованию, – говорит художник. – И так будет всегда, пока человек и природа не осознают, что они создания божьи и должны сохранять планету, не давая разрушиться хрупкому тонкому миру, не оступиться, продвигаясь вперед как по весенней полынье…
Эльнара Абдуллаева не устает удивляться, воспринимая мир в его первозданности. Ее можно причислить к классикам изобразительного искусства, но она может не согласиться со столь громким определением. Но даже неполное перечисление ее участия в зональных, республиканских, всероссийских выставках может занять немалую газетную площадь.
На счету мастера более 30 выставок, каждую из которых можно назвать явлением в художественном мире. Ее имя хорошо известно как дагестанскому, так и московскому ценителю современного искусства. Она привлекает внимание не столько новомодными течениями, сколько осязаемыми работами, от созерцания которых очищаешься, не забывая, что ты человек, личность размышляющая…