Купить PDF-версию
03:17 | 19 сентября, Чт
Махачкала
X
11:46 04.08.2023

Самоидентификация в красках

Ее мир – многообразный, наполненный необыкновенными красками – утонченными, многослойными, причудливыми, берущими начало от истоков древней иранской крови, передавшей художнице вместе с восточным ощущением времени философию бытия, пространственное воображение.

При знакомстве с Эльнарой Абдуллаевой (на снимке) возникает необъяснимое притяжение, заставляющее вслушиваться в ее повествование о творчестве, о том, что рождает в ее душе желание творить. Искренняя в общении, открытая, она рассказывает о пережитом без прикрас, привлекая искренностью.

С детства изрисовывая каждый листочек замысловатыми линиями, понятными только ей одной, старалась уединяться, хотя это было непросто. Старшая в многодетной семье, она помогала поднимать братьев, сестер. А близкие всерьез ее увлечение не воспринимали.

– Семья у нас простая: папа – повар, мама тоже кулинар, – говорит Эльнара. – Не до высоких материй им было. Но я решила: добьюсь своего – поступлю в художественное училище им. Джемала на оформительское отделение, дизайн среды.

Правда, не всё поначалу складывалось, Эльнара даже подумывала бросить училище, но вмешался папа: настоял на продолжении обучения, искренне полагая, что художественный мир – особенный, элитарный. И как же дочь благодарна отцу, внесшему существенную правку в ее судьбу.

А начинала она с карандаша, графического рисунка, тренируя руку, воображение, создавая с помощью пересекающихся линий, тончайших штрихов лаконичные образы, недосказанность которых неразрывно связана с искусством намека.

– Невозможно провести грань между живописью и графикой, – говорит Эльнара. – И тот же поп-арт скорее графическое направление, нежели живопись, а акварель можно рассматривать как нечто пограничное. И тогда естественным образом возникает желание творить в разной художественной манере.

Она заимствовала у природы обжигающие цвета, трансформировавшиеся в ее образное мышление. А на худграфе ДГПУ получала похвалу от педагогов за необыкновенно сочные краски, ложившиеся на холст, органично соединяя сюжет с цветом, маня недосказанностью, но достоверностью. Ее влекли изобразительная масштабность и крупные планы: всегда казалось, что натурализация образов дает возможность художнику широкими мазками приблизить мысль к действительности. Она достигала неимоверного эмоционального заряда, преломляя в своем творчестве слом эпох, сохраняя его как достоверный документ для наследников.

Вспоминает: период обучения на отделении графического дизайна на худграфе – это целая философия, дающая твердую основу для самовыражения.

– Этому меня учил необыкновенный мастер Юсуп Ханмагомедов, гуру, духовный наставник, благодаря которому ты постигаешь мир во всём его многообразии. Это та нравственная опора, что движет твоим мышлением, твоей рукой, – делится собеседница.

Её волнует само мироощущение, гармония человека с природой, которую она видит по-особенному, привнося в образы. Она словно предвидит время, углубляясь в тончайшие детали, по которым прочитывается судьба самой земли, ее обитателей. В ее авторской канве нет случайных работ.

Таковы и восточные пиросманиевские сюжеты – красочные, словно вырезанные из жизни, объединенные в отдельные тематические картины. Это и портрет литературного символа горного края Расула Гамзатова. Его размышляющий образ привлекает глубиной натуры мудреца, в котором прочитывается величие поэта и пророка.

Эльнара Абдуллаева, опережая время, создает закупоренные до поры до времени произведения. Ее работа «Самоидентификация» – это обращение в будущее, его предназначение. Она о дне сегодняшнем, в котором так трудно сориентироваться среди настоящего и лжесимволов. Акрил, гуашь, масло, ручка, смешанная техника – всё идет в дело, превращая технику художника в настоящее искусство, заставляющее искать что-то внутри себя, находя потайные дверцы, открывающие многослойный мир – многоступенчатый, живой и неповторимый. Он дарит возможность сохранять в себе желание наслаждаться утренней зарей, безграничным вечным морем, горами, хранящими секреты тысячелетней давности.

Каждая ее работа – философская фабула. Это энергетический сгусток эмоций и красок, от которых невозможно оторвать глаз. Он властный, манящий, заштрихованный линиями света и тени, неожиданными кодами, символами. Кажется, что кистью мастера ведет божье провидение, вкладывая в реалистичные, мифологические образы мысль сотворенную, очевеловечивая птиц, животных, указывающих роду людскому наперед его судьбу, его финал.

Художница не копирует натуру, а творит ее, открывая свойства предметов, самого человека, детали, незаметные на первый взгляд. Создание смыслов художественных образов и есть тот самый неведомый обычному человеку портал, вход в который заказан случайным людям, и только избранным дана возможность обрести тайну познания цикличности мира, его начала и конца. Реалистичен и мир сюжетных фантазий мастера, которые влекут жизненностью, простотой обычного быта, в котором кроется философия человеческой мысли.

«Дорога в Дербент», «Кремень и фиалка», «Что в имени тебе моем», «Иран»», «Золото», «Метафорическое солнце», «Натюрморт с тыквой»… Все работы – отдельная связка мастера с художественным миром, всполох необыкновенных цветовых решений, то сгущающихся, то проясняющихся красок, чудесным образом меняющих картину восприятия, казалось бы, тождественных сюжетов, но никак не стыкующихся с привычной гаммой цветов, эксклюзивных по сути.

Эльнара Абдуллаева мыслит не просто философскими категориями. Она поднимается на невиданную высоту, обозревая мир в его фантастической природной цветовой образной конструкции как на картине «Солнце и луна». На ней мифологические образы, соединяющие всё, что существовало веками: тысячелетнего моллюска и божественного голубя, однорогого буйвола, олицетворяющего изобилие, и самого человека.

– В извечной борьбе выживает тот, кто сильнее, кто воспринимает всё вокруг как возможность познать, обогатить внутренний мир тем необыкновенным, что сопутствует его спиралевидному существованию, – говорит художник. – И так будет всегда, пока человек и природа не осознают, что они создания божьи и должны сохранять планету, не давая разрушиться хрупкому тонкому миру, не оступиться, продвигаясь вперед как по весенней полынье…

Эльнара Абдуллаева не устает удивляться, воспринимая мир в его первозданности. Ее можно причислить к классикам изобразительного искусства, но она может не согласиться со столь громким определением. Но даже неполное перечисление ее участия в зональных, республиканских, всероссийских выставках может занять немалую газетную площадь.

На счету мастера более 30 выставок, каждую из которых можно назвать явлением в художественном мире. Ее имя хорошо известно как дагестанскому, так и московскому ценителю современного искусства. Она привлекает внимание не столько новомодными течениями, сколько осязаемыми работами, от созерцания которых очищаешься, не забывая, что ты человек, личность размышляющая…

Тэги:
художник,

Похожие

Семейные ценности через искусство

6
Справедливо замечено, что именно в детстве...

…Без тебя бедна я

222
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

57
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

23
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

78
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

252
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Крылья его творчества

51
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Парадоксы Исмаилова

33
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и...

Вдохновение Дагестаном

64
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Статьи из «Культура»

Дарители красоты

108
Цирюльник, куафер, парикмахер, стилист по волосам… Как только ни называли этих...

Грузин, который считал себя дагестанцем

37
Грузинский актер Рамаз Гиоргобиани снялся в...

Хранители традиций соберутся в Дербенте

74
Лозунг «Сохраняя традиции, шагаем в будущее» –...

Поэт непростой судьбы

25
Если судьба сталкивает Магомеда Насруллаева с человеком неблагородным или даже подлым, то...

Мы будем помнить

53
В этом году Дагестанцы отмечают 25-летие разгрома международных бандформирований. В...

Старый город жив

144
Осенний сезон Театра поэзии открылся 3 сентября. Сразу несколько событий прошло в этот день в...

Беседы с Расулом Гамзатовым

31
В канун дня рождения народного поэта Расула Гамзатова (8 сентября) мне вспомнились некоторые...

Познавательное лето

6
Проект «Большие семейные выходные» прощается до следующего лета. В течение двух месяцев каждую субботу учреждения культуры готовили выставки, мастер-классы,...

Лариса Рейснер в Порт-Петровске

20
Про нее еще при жизни слагали легенды. Какой только...