X
15:03 15.01.2011

Сашкин сад

Ленинград, Александровский сад, 1948 год, 7 ноября, 21 час...». Так начинался протокол осмотра места происшествия, который составлял следователь прокуратуры города. А мы, курсанты школы милиции, были приглашены в качестве очевидцев совершенного преступления.

Мало кто из ленинградцев сад называл Александровским. Для всех он Сашкин сад. Так вот, в этом саду, согласно составленному  протоколу, произошла  групповая драка между «гражданскими» и моряками. Драка была  быстротечной. Результат ее — валявшиеся на земле четверо молодых ребят в гражданской форме. Нас допросили как очевидцев. Из наших показаний было видно, что в драке участвовали матросы с крейсера «Киров». Был суд. Моряки-драчуны были направлены отбывать наказание в дисциплинарный батальон.

Вот с таких неприятных событий началась наша учеба в школе милиции. Надо сказать, что школа располагалась недалеко от Сашкиного сада. Понемногу освоившись с городом, мы стали выходить вечерами туда на прогулку. Сюда же приходили курсанты военно-морского училища. Мы почему-то думали, что моряки будут нас задевать, и всегда были готовы дать отпор. Но мы подружились и прогуливались вместе. К нам присоединились и студентки пединститута  им.Герцена. Компания сложилась довольно неплохая.  Мы стали приглашать девушек к себе в школу на различные культурные мероприятия, а они — нас. Наши курсанты — в основном фронтовики, мы были более привлекательными. Хотя девушки-студентки часто шутили: «Ну как пойти с тобой гулять в город, все подумают, что я задержана за что-то нехорошее. И завтра я уже стану объектом насмешек в институте».

Надо сказать, что ленинградцы с большим уважением относились к сотрудникам милиции. Мы были желанными посетителями всех ленинградских культурных учреждений. Еще больше поднялся наш авторитет, когда на экранах кинотеатров стали демонстрировать новые киноленты о милиции. Мы — это будущий замминистра внутренних дел СССР Борис Елисов, начальник ГОВД г.Чернигова Роман Аптекарев, Виктор Сальников — начальник одного из подразделений милиции в г.Хабаровске. Мы, что греха таить, чувствовали себя героями, когда после окончания киносеанса в зале зажигали свет. Нам казалось, что  все смотрят на нас, что мы являемся прототипами тех героев-милиционеров, которые только что на экране вступили в схватку с бандитами.

В конце 1948  или в начале 1949 года нам, курсантам, первым в Союзе выдали форму нового образца. Мы в ней были больше похожи на казаков. Вместо шинели — пальто, окантованное красным галстуком, с большим меховым воротником, кубанка, тоже разукрашенная крест на крест красивым материалом. Наш выход в Сашкином саду произвел неизгладимое впечатление на знакомых девушек и курсантов военно-морского училища. Кто-то из них пошутил:

— Сейчас вы больше похожи на бойцовских петухов, чем на милиционеров.

— Сами вы петухи, — не выдержал насмешки Аптекарев. — Мы будущие сотрудники Министерства иностранных дел. Это новая форма введена специально для вновь созданного подразделения министерства для работы за границей.

Моряки поверили и стали  расспрашивать о сути нашей работы за границей. — Суть нашей работы, — отвечали мы, — заключается в том, чтобы меньше об этом болтать.

Девушки-студентки, увидев нас в новой форме, были до того удивлены, что не знали, о чем теперь говорить.

— Вы в этой форме похожи на генералов. Вы что, специально до этого носили милицейскую форму, чтобы не привлекать к себе внимания?

— Да, вы почти угадали, — смеялись мы.

В 1949 г. я приехал в родной Харьков на зимние каникулы. Никто новую форму одежды в Харькове еще не видел. Как-то я вошел в парикмахерскую. Меня мастер сразу пригласил к себе в кресло, хотя к нему было много клиентов. Никто из стоящих в очереди не высказал своего недовольства.

— Если, конечно, не секрет, — обратился ко мне мастер, — какой у вас род войск?

— Никакого секрета. Я служу в милиции.

— Я вас очень хорошо понимаю, тайну надо хранить. Раз нельзя говорить, значит, нельзя.

Вечером с женой решили пойти в кинотеатр. В кассу, как всегда, была большая очередь. Я уже хотел уйти, но ко мне подошел сержант и предложил свои услуги. Я не знаю, за кого он меня принял. Веселые были времена, пока народ не привык к нашей форме.

Статьи из «Культура»

История на кончиках пальцев

1
Книжные выставки «Этот День Победы», «Солдат. Война. Победа»… На них представлена...

Великому подвигу посвящается!

83
В поэме «Василий Тёркин» Александра Твардовского есть замечательные строки: «Смертный бой...

Очередная премьера

12
Драматический спектакль «Следы на земле» по одноименной пьесе Умурахил Шапиевой Даргинский...

Путь к Великой Победе: трагический и героический

24
Музыка всегда сопровождала советских...

Гений танца

15
На его счету множество авторских постановок, основывающихся на фольклоре Дагестана и...

Он живёт балетом

86
На следующей неделе, 29 апреля, профессиональный праздник всех, кто не представляет своей...

Мечтал устроить рай на земле

5
Один из пяти осужденных на смертную казнь декабристов Кондратий Рылеев признавался жене,...

Покорили сердца петербуржцев

11
В Северной столице зазвучали горские мотивы – Дагестанский государственный театр кукол по...

«На два дня вы забудьте про меня…»

40
В марте этого года ушел из жизни талантливый певец и...

Мы пишем летопись Победы!

62
С первых же дней начала спецоперации на Украине журналисты «Дагестанской правды» начали...

Линия плюс форма

9
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Наш ответ «Османам»

230
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...