Купить PDF-версию
17:01 | 19 июня, Чт
Махачкала
X
09:47 25.07.2024

Сегодня это уже история

Джамиля Дагирова
Выпуск - 2024 № 107
96

Каждый экспонат здесь наглядно отражает культуру, духовное наследие сургинцев. Их быт и традиции. Интересно, что они сами называют себя «серхIян»... Это слово имеет ряд переводов: с арабского означает «волк», с персидского – «сер», т.е. «гора». Сурги (Сюрго), СерхIя – область, охватывающая сёла, находящиеся в бассейне реки Уллучай и её притока Хулахерк.

В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи открылась выставка предметов народного прикладного искусства и быта «Сургинские фантазии», где впервые объединены в экспозицию и представлены зрителю образцы шитья и вышивки, лоскутного шитья – чехлы на подушки (напольные, пристенные), покрывала, чохто, сумочки и игольницы, перевязи для люльки.

Все эти предметы конца XIX – первой половины XX века собраны в небольших хуторах Акушинского района, в прошлом относящихся к Сургинскому вольному обществу: Тузла, Кулия, Уржаги, Кассагу, Бикаламахи, Кадамахи, Урхулакар, Буккаламахи, Уцули, Араса, Гиягирамахи.

Это локальная и специфическая часть материальной культуры сургинцев, которая сообщает интереснейшие сведения об их жизни, раскрывает многие явления и черты жизнедеятельности в прошлом. Зритель ознакомится с разными сторонами быта и культуры Сургинского вольного общества, в том числе:

– торговлей – большое разнообразие тканей неместного производства может многое сообщить о контактах сургинцев с соседями, способах приобретения и количестве, ценности и доступности тканей;

– производством – выставка представляет образцы местного домотканого производства, а также позволяет получить представление о навыках сургинцев в шитье и вышивке;

– творчеством – экспонаты в полной мере демонстрируют понимание сургинцами роли цвета, умение смело и оригинально составлять цветовые композиции, создавая чрезвычайно органичные и стильные сочетания цветов и фактур тканей, используя при этом чаще открытые яркие цвета и нестандартные комбинации, в основе которых лежат квадрат или прямоугольник. Часть композиции украшена вышивкой в символическом растительном орнаменте.

Сургинские мастерицы, вероятно, пре­успели и в материаловедении: они прекрасно разбирались в тканях – их видах, фактурах, цветах, бережливо сохраняя и порой многократно применяя одни и те же лоскуты. Основные типы тканей, выявленные нами в представленных работах, относятся к привозным – в основном через Дербент шли драгоценные тафта (гладкий глянцевый шёлк из скрученных нитей, Иран), жаккард, атлас и сатин, шерсть, шёлк, парча, х/б вельвет, х/б бархат, саржа, русская х/б набойка – ситец, сатин, байка.

Местное сырьё – домотканые хлопчатобумажные и шерстяные ткани – использовались для оборота наволочек, основы для чохто и одежды. И, конечно, это были не отрезы в современном понимании, а небольшие куски материи, которые шли на «открытые» части платья – рукава, переднюю полочку, подол. Всё остальное бережно собиралось и хранилось как нечто дорогое. К новым лоскутам добавлялись уцелевшие фрагменты от старой одежды, и тогда они собирались в новые образы – украшали лобную часть чохто, лицевую часть чехлов, наспинных подушечек, женских сумочек и другое.

Основные предметы – чехлы и наволочки – выполнены в технике лоскутного шитья; они имели большие размеры (до метра), изготавливались каждой хозяйкой для своего дома и носили характер рукоделия. Их использовали для сидения на каменном полу, стелили гостям, украшали скудные жилища; и эти шедевры рукоделия становились порой единственным нарядным объектом в интерьере дома. Лоскутные изделия бытовали в повседневной жизни сургинцев не одно столетие, однако практически сошли на нет уже во второй половине XX века. Тем не менее в каждом сундуке сургинки сохранились эти семейные реликвии, которые сегодня из разряда обихода перешли в важный историко-этнографический источник по изучению материальной культуры сургинцев, даргинцев и в целом дагестанцев.

Художественной композиционной основой лоскутных панно является «сургинская комбинация» – крупные прямоугольники и квадраты в весьма контрастной по цвету подборке. Активное включение жёлтого по центру, соседство ярких цветов, применение неожиданных форм и размеров, использование вышивки говорят о завидной смелости сургинцев и широте восприятия ими мира.

Глядя на сургинские лоскутные картины, понимаешь силу и мощь творческого воображения мастеров, отвагу и безграничность народной фантазии, и хочется провести аналогию с крупными художниками – Мондрианом, Кандинским, Малевичем, основоположниками абстрактного искусства.

Но Пит Мондриан не был в Сурги, а сургинцы, вероятно, за сто лет до него уже стояли у истоков абстрактного искусства.

Всю эту красоту, представленную в экспозиции (а это более 30 предметов), на протяжении последних пяти лет собирала и изучала наша коллега, заведующая Акушинским филиалом Национального музея РД им. А. Тахо-Годи и сокуратор проекта Зубалжат Мирзаева. Она и предоставила нам экспонаты для полноценной выставки и показа любознательному зрителю. Глядя на эти искусно и талантливо выполненные предметы прошлого, мы не просто восторгаемся красотой смелых абстрактных композиций, но и открываем для себя малоизвестный исторический и культурный пласт – Сургинское вольное общество, исторически образовавшее в свою очередь особую субкультуру и ментальность.

Похожие

История Дагестана и музей

17
В экспозиции Национального музея РД им. А. Тахо-Годи представлена картина «Андалал. 1741 г....

Прошлое в настоящем

237
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

33
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

У музея юбилей

280
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

…Мы встречаем гостя у порога

71
Иностранные студенты, обучающиеся в вузах республики,...

Она была особенным человеком

506
«Ее имя неразрывно связано с искусством и культурой советского Дагестана. В ее биографии...

По поводу одной публикации

75
На официальном сайте прокуратуры Республики Дагестан и в СМИ размещена информация о...

Культсанштурм. 100 лет спустя

203
После Октябрьской революции 1917 года в Дагестане была развернута новая форма...

«Мы не хотим бояться…»

24
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи и Дагестанская государственная филармония им....

Статьи из «Культура»

Поэтам – сцена!

5
Юбилейный, 150-й год Союза театральных деятелей России стал вдохновляющей нотой для...

Как Мкртчян не хотел играть Джабраила

5
Весной 1967 года в широкий прокат вышел фильм...

Краски нашей Родины

6
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

Когда «Геба» на сцене…

182
Юные солистки ансамбля «Геба» Детской школы искусств №8 имени А. Джалиловой порхают на сцене...

На языке красоты

11
Встречей родственных душ, соединенных общей исторической судьбой, можно назвать выставку...

Песнь о «Гомере XX века»

6
В концертном зале Дома национальностей Санкт-Петербурга прошёл музыкально-поэтический...

В едином ритме. Каким запомнился фестиваль «Горцы»

21
Зурна и скрипка, барабан и гармонь –...

Оружейная история Страны гор

16
В дагестанской истории было немало периодов, когда наши народы сражались с захватчиками,...

Культурный визит к соседям

5
В городе Малая Вишера Новгородской области прошел яркий фестиваль культуры народов...

«Трын-трава»: классика советского кино

35
Однажды известный сценарист Виктор Мережко...

Финал стал апофеозом

5
Столетие Ирины Архиповой Дагестанская государственная филармония им. Т. Мурадова отметила...

Отдых для всей семьи

9
Проект «Семейные выходные», ставший частью мероприятий Года семьи, объявленного в 2024-м...