X
09:47 25.07.2024

Сегодня это уже история

Джамиля Дагирова
Выпуск - 2024 № 107
94

Каждый экспонат здесь наглядно отражает культуру, духовное наследие сургинцев. Их быт и традиции. Интересно, что они сами называют себя «серхIян»... Это слово имеет ряд переводов: с арабского означает «волк», с персидского – «сер», т.е. «гора». Сурги (Сюрго), СерхIя – область, охватывающая сёла, находящиеся в бассейне реки Уллучай и её притока Хулахерк.

В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи открылась выставка предметов народного прикладного искусства и быта «Сургинские фантазии», где впервые объединены в экспозицию и представлены зрителю образцы шитья и вышивки, лоскутного шитья – чехлы на подушки (напольные, пристенные), покрывала, чохто, сумочки и игольницы, перевязи для люльки.

Все эти предметы конца XIX – первой половины XX века собраны в небольших хуторах Акушинского района, в прошлом относящихся к Сургинскому вольному обществу: Тузла, Кулия, Уржаги, Кассагу, Бикаламахи, Кадамахи, Урхулакар, Буккаламахи, Уцули, Араса, Гиягирамахи.

Это локальная и специфическая часть материальной культуры сургинцев, которая сообщает интереснейшие сведения об их жизни, раскрывает многие явления и черты жизнедеятельности в прошлом. Зритель ознакомится с разными сторонами быта и культуры Сургинского вольного общества, в том числе:

– торговлей – большое разнообразие тканей неместного производства может многое сообщить о контактах сургинцев с соседями, способах приобретения и количестве, ценности и доступности тканей;

– производством – выставка представляет образцы местного домотканого производства, а также позволяет получить представление о навыках сургинцев в шитье и вышивке;

– творчеством – экспонаты в полной мере демонстрируют понимание сургинцами роли цвета, умение смело и оригинально составлять цветовые композиции, создавая чрезвычайно органичные и стильные сочетания цветов и фактур тканей, используя при этом чаще открытые яркие цвета и нестандартные комбинации, в основе которых лежат квадрат или прямоугольник. Часть композиции украшена вышивкой в символическом растительном орнаменте.

Сургинские мастерицы, вероятно, пре­успели и в материаловедении: они прекрасно разбирались в тканях – их видах, фактурах, цветах, бережливо сохраняя и порой многократно применяя одни и те же лоскуты. Основные типы тканей, выявленные нами в представленных работах, относятся к привозным – в основном через Дербент шли драгоценные тафта (гладкий глянцевый шёлк из скрученных нитей, Иран), жаккард, атлас и сатин, шерсть, шёлк, парча, х/б вельвет, х/б бархат, саржа, русская х/б набойка – ситец, сатин, байка.

Местное сырьё – домотканые хлопчатобумажные и шерстяные ткани – использовались для оборота наволочек, основы для чохто и одежды. И, конечно, это были не отрезы в современном понимании, а небольшие куски материи, которые шли на «открытые» части платья – рукава, переднюю полочку, подол. Всё остальное бережно собиралось и хранилось как нечто дорогое. К новым лоскутам добавлялись уцелевшие фрагменты от старой одежды, и тогда они собирались в новые образы – украшали лобную часть чохто, лицевую часть чехлов, наспинных подушечек, женских сумочек и другое.

Основные предметы – чехлы и наволочки – выполнены в технике лоскутного шитья; они имели большие размеры (до метра), изготавливались каждой хозяйкой для своего дома и носили характер рукоделия. Их использовали для сидения на каменном полу, стелили гостям, украшали скудные жилища; и эти шедевры рукоделия становились порой единственным нарядным объектом в интерьере дома. Лоскутные изделия бытовали в повседневной жизни сургинцев не одно столетие, однако практически сошли на нет уже во второй половине XX века. Тем не менее в каждом сундуке сургинки сохранились эти семейные реликвии, которые сегодня из разряда обихода перешли в важный историко-этнографический источник по изучению материальной культуры сургинцев, даргинцев и в целом дагестанцев.

Художественной композиционной основой лоскутных панно является «сургинская комбинация» – крупные прямоугольники и квадраты в весьма контрастной по цвету подборке. Активное включение жёлтого по центру, соседство ярких цветов, применение неожиданных форм и размеров, использование вышивки говорят о завидной смелости сургинцев и широте восприятия ими мира.

Глядя на сургинские лоскутные картины, понимаешь силу и мощь творческого воображения мастеров, отвагу и безграничность народной фантазии, и хочется провести аналогию с крупными художниками – Мондрианом, Кандинским, Малевичем, основоположниками абстрактного искусства.

Но Пит Мондриан не был в Сурги, а сургинцы, вероятно, за сто лет до него уже стояли у истоков абстрактного искусства.

Всю эту красоту, представленную в экспозиции (а это более 30 предметов), на протяжении последних пяти лет собирала и изучала наша коллега, заведующая Акушинским филиалом Национального музея РД им. А. Тахо-Годи и сокуратор проекта Зубалжат Мирзаева. Она и предоставила нам экспонаты для полноценной выставки и показа любознательному зрителю. Глядя на эти искусно и талантливо выполненные предметы прошлого, мы не просто восторгаемся красотой смелых абстрактных композиций, но и открываем для себя малоизвестный исторический и культурный пласт – Сургинское вольное общество, исторически образовавшее в свою очередь особую субкультуру и ментальность.

Похожие

Прошлое в настоящем

182
Такого зрелища Буйнакск не видел уже много лет. Колонна музейных работников со всего...

Мухаммад-Тахир и Даниял-Султан

31
В культурно-выставочном центре Национального музея РД им. А....

У музея юбилей

267
Национальный музей РД им. А. Тахо-Годи – крупнейшее музейное объединение Северо-Кавказского...

…Мы встречаем гостя у порога

71
Иностранные студенты, обучающиеся в вузах республики,...

Она была особенным человеком

491
«Ее имя неразрывно связано с искусством и культурой советского Дагестана. В ее биографии...

По поводу одной публикации

75
На официальном сайте прокуратуры Республики Дагестан и в СМИ размещена информация о...

Культсанштурм. 100 лет спустя

198
После Октябрьской революции 1917 года в Дагестане была развернута новая форма...

«Мы не хотим бояться…»

24
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи и Дагестанская государственная филармония им....

Статьи из «Культура»

Гиви Валиев: «Хочу говорить о своем времени»

81
Наша газета продолжает рассказ о победе...

За каждой картиной – история

16
Всё ближе самый главный праздник страны – 9 Мая – торжественный и такой душевный для каждого...

О войне, любви и верности

27
В Даргинском театре им. О. Батырая с аншлагом прошла премьера спектакля на русском языке...

Надень башлык, а то кирдык

26
Из истории Северного Кавказа мы знаем, что горцы с давних времен носили башлыки, уже потом, в...

Зрелое и подлинное мастерство

35
"Избранное" в 4-х томах народного поэта Республики Дагестан, заслуженного деятеля искусств РД, лауреата Государственной премии республики по литературе, члена...

Каноны и современность

23
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Приоритетные научные исследования

84
Физическое развитие и здоровье детей – один из важнейших критериев состояния здоровья нового поколения. От здоровья зависит...

Когда поёт Кумратова…

20
В новейшей истории ногайцев значительный вклад в развитие национальной песенной культуры...

Наш ответ «Османам»

181
Ох уж эта мода на иностранные сериалы! Во времена моего детства все просто фанатели от...

Дирижёр из известного рода

32
Прадед известного дирижера Джемала Далгата был богословом, а сыновья выбрали светские...

Комедии, драмы и… новая сцена

21
Азербайджанский государственный драматический театр – это оазис добрых и драматических...

«Молла Насрутдин»: почти век на сцене

57
К своему 150-летию Союз театральных деятелей России...