X
09:47 25.07.2024

Сегодня это уже история

Джамиля Дагирова
Выпуск - 2024 № 107
79

Каждый экспонат здесь наглядно отражает культуру, духовное наследие сургинцев. Их быт и традиции. Интересно, что они сами называют себя «серхIян»... Это слово имеет ряд переводов: с арабского означает «волк», с персидского – «сер», т.е. «гора». Сурги (Сюрго), СерхIя – область, охватывающая сёла, находящиеся в бассейне реки Уллучай и её притока Хулахерк.

В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи открылась выставка предметов народного прикладного искусства и быта «Сургинские фантазии», где впервые объединены в экспозицию и представлены зрителю образцы шитья и вышивки, лоскутного шитья – чехлы на подушки (напольные, пристенные), покрывала, чохто, сумочки и игольницы, перевязи для люльки.

Все эти предметы конца XIX – первой половины XX века собраны в небольших хуторах Акушинского района, в прошлом относящихся к Сургинскому вольному обществу: Тузла, Кулия, Уржаги, Кассагу, Бикаламахи, Кадамахи, Урхулакар, Буккаламахи, Уцули, Араса, Гиягирамахи.

Это локальная и специфическая часть материальной культуры сургинцев, которая сообщает интереснейшие сведения об их жизни, раскрывает многие явления и черты жизнедеятельности в прошлом. Зритель ознакомится с разными сторонами быта и культуры Сургинского вольного общества, в том числе:

– торговлей – большое разнообразие тканей неместного производства может многое сообщить о контактах сургинцев с соседями, способах приобретения и количестве, ценности и доступности тканей;

– производством – выставка представляет образцы местного домотканого производства, а также позволяет получить представление о навыках сургинцев в шитье и вышивке;

– творчеством – экспонаты в полной мере демонстрируют понимание сургинцами роли цвета, умение смело и оригинально составлять цветовые композиции, создавая чрезвычайно органичные и стильные сочетания цветов и фактур тканей, используя при этом чаще открытые яркие цвета и нестандартные комбинации, в основе которых лежат квадрат или прямоугольник. Часть композиции украшена вышивкой в символическом растительном орнаменте.

Сургинские мастерицы, вероятно, пре­успели и в материаловедении: они прекрасно разбирались в тканях – их видах, фактурах, цветах, бережливо сохраняя и порой многократно применяя одни и те же лоскуты. Основные типы тканей, выявленные нами в представленных работах, относятся к привозным – в основном через Дербент шли драгоценные тафта (гладкий глянцевый шёлк из скрученных нитей, Иран), жаккард, атлас и сатин, шерсть, шёлк, парча, х/б вельвет, х/б бархат, саржа, русская х/б набойка – ситец, сатин, байка.

Местное сырьё – домотканые хлопчатобумажные и шерстяные ткани – использовались для оборота наволочек, основы для чохто и одежды. И, конечно, это были не отрезы в современном понимании, а небольшие куски материи, которые шли на «открытые» части платья – рукава, переднюю полочку, подол. Всё остальное бережно собиралось и хранилось как нечто дорогое. К новым лоскутам добавлялись уцелевшие фрагменты от старой одежды, и тогда они собирались в новые образы – украшали лобную часть чохто, лицевую часть чехлов, наспинных подушечек, женских сумочек и другое.

Основные предметы – чехлы и наволочки – выполнены в технике лоскутного шитья; они имели большие размеры (до метра), изготавливались каждой хозяйкой для своего дома и носили характер рукоделия. Их использовали для сидения на каменном полу, стелили гостям, украшали скудные жилища; и эти шедевры рукоделия становились порой единственным нарядным объектом в интерьере дома. Лоскутные изделия бытовали в повседневной жизни сургинцев не одно столетие, однако практически сошли на нет уже во второй половине XX века. Тем не менее в каждом сундуке сургинки сохранились эти семейные реликвии, которые сегодня из разряда обихода перешли в важный историко-этнографический источник по изучению материальной культуры сургинцев, даргинцев и в целом дагестанцев.

Художественной композиционной основой лоскутных панно является «сургинская комбинация» – крупные прямоугольники и квадраты в весьма контрастной по цвету подборке. Активное включение жёлтого по центру, соседство ярких цветов, применение неожиданных форм и размеров, использование вышивки говорят о завидной смелости сургинцев и широте восприятия ими мира.

Глядя на сургинские лоскутные картины, понимаешь силу и мощь творческого воображения мастеров, отвагу и безграничность народной фантазии, и хочется провести аналогию с крупными художниками – Мондрианом, Кандинским, Малевичем, основоположниками абстрактного искусства.

Но Пит Мондриан не был в Сурги, а сургинцы, вероятно, за сто лет до него уже стояли у истоков абстрактного искусства.

Всю эту красоту, представленную в экспозиции (а это более 30 предметов), на протяжении последних пяти лет собирала и изучала наша коллега, заведующая Акушинским филиалом Национального музея РД им. А. Тахо-Годи и сокуратор проекта Зубалжат Мирзаева. Она и предоставила нам экспонаты для полноценной выставки и показа любознательному зрителю. Глядя на эти искусно и талантливо выполненные предметы прошлого, мы не просто восторгаемся красотой смелых абстрактных композиций, но и открываем для себя малоизвестный исторический и культурный пласт – Сургинское вольное общество, исторически образовавшее в свою очередь особую субкультуру и ментальность.

Похожие

…Мы встречаем гостя у порога

64
Иностранные студенты, обучающиеся в вузах республики,...

Она была особенным человеком

428
«Ее имя неразрывно связано с искусством и культурой советского Дагестана. В ее биографии...

По поводу одной публикации

67
На официальном сайте прокуратуры Республики Дагестан и в СМИ размещена информация о...

Культсанштурм. 100 лет спустя

179
После Октябрьской революции 1917 года в Дагестане была развернута новая форма...

«Мы не хотим бояться…»

20
Национальный музей Дагестана им. А. Тахо-Годи и Дагестанская государственная филармония им....

Статьи из «Культура»

Сила, покоряющая вершины

178
Традиции народного танца, стихийное проявление чувств, ритмы и самобытные костюмы, которые...

Шагане ты моя, Шагане!

60
Долгое время о прототипе знаменитого стихотворения «Шаганэ ты моя, Шаганэ» ничего не было...

Груша у родного дома

4
Московская Ассоциация союзов писателей и издателей выпустила в свет книгу прозы народного писателя Дагестана Шахвеледа Шахмарданова «Под крылом весны». Тираж...

Cыграла саму себя

19
В конце прошлого года талантливую артистку Даргинского театра Зарину Азизову (на снимке)...

Дагестан по буквам

136
Программа Агентства стратегических инициатив «Классная страна» работает уже не первый год....

Горе от любви Александра Грибоедова

19
Одним из самых известных людей своего времени был...

Искусство творить

24
Серебряная вязь, образуя замысловатые узоры, переливаясь, превращая привычный мир в...

История ярких событий

80
В последние дни уходящего года Союз театральных деятелей Дагестана отметил своё 85-летие. За...

С национальным колоритом

17
На один день Дагестанский некоммерческий фонд «Моя страна – моя история» превратился в...

Высокую культуру – каждому

35
В самом центре старой части Махачкалы расположено здание Дагестанской государственной...

Гордость консерватории

26
Большим событием в культурной жизни страны явилось 55-летие Астраханской государственной консерватории. За эти годы (она 8-я по счёту в России) ею подготовлено более...