Сегодня это уже история
Каждый экспонат здесь наглядно отражает культуру, духовное наследие сургинцев. Их быт и традиции. Интересно, что они сами называют себя «серхIян»... Это слово имеет ряд переводов: с арабского означает «волк», с персидского – «сер», т.е. «гора». Сурги (Сюрго), СерхIя – область, охватывающая сёла, находящиеся в бассейне реки Уллучай и её притока Хулахерк.
В Национальном музее Дагестана им. А. Тахо-Годи открылась выставка предметов народного прикладного искусства и быта «Сургинские фантазии», где впервые объединены в экспозицию и представлены зрителю образцы шитья и вышивки, лоскутного шитья – чехлы на подушки (напольные, пристенные), покрывала, чохто, сумочки и игольницы, перевязи для люльки.
Все эти предметы конца XIX – первой половины XX века собраны в небольших хуторах Акушинского района, в прошлом относящихся к Сургинскому вольному обществу: Тузла, Кулия, Уржаги, Кассагу, Бикаламахи, Кадамахи, Урхулакар, Буккаламахи, Уцули, Араса, Гиягирамахи.
Это локальная и специфическая часть материальной культуры сургинцев, которая сообщает интереснейшие сведения об их жизни, раскрывает многие явления и черты жизнедеятельности в прошлом. Зритель ознакомится с разными сторонами быта и культуры Сургинского вольного общества, в том числе:
– торговлей – большое разнообразие тканей неместного производства может многое сообщить о контактах сургинцев с соседями, способах приобретения и количестве, ценности и доступности тканей;
– производством – выставка представляет образцы местного домотканого производства, а также позволяет получить представление о навыках сургинцев в шитье и вышивке;
– творчеством – экспонаты в полной мере демонстрируют понимание сургинцами роли цвета, умение смело и оригинально составлять цветовые композиции, создавая чрезвычайно органичные и стильные сочетания цветов и фактур тканей, используя при этом чаще открытые яркие цвета и нестандартные комбинации, в основе которых лежат квадрат или прямоугольник. Часть композиции украшена вышивкой в символическом растительном орнаменте.
Сургинские мастерицы, вероятно, преуспели и в материаловедении: они прекрасно разбирались в тканях – их видах, фактурах, цветах, бережливо сохраняя и порой многократно применяя одни и те же лоскуты. Основные типы тканей, выявленные нами в представленных работах, относятся к привозным – в основном через Дербент шли драгоценные тафта (гладкий глянцевый шёлк из скрученных нитей, Иран), жаккард, атлас и сатин, шерсть, шёлк, парча, х/б вельвет, х/б бархат, саржа, русская х/б набойка – ситец, сатин, байка.
Местное сырьё – домотканые хлопчатобумажные и шерстяные ткани – использовались для оборота наволочек, основы для чохто и одежды. И, конечно, это были не отрезы в современном понимании, а небольшие куски материи, которые шли на «открытые» части платья – рукава, переднюю полочку, подол. Всё остальное бережно собиралось и хранилось как нечто дорогое. К новым лоскутам добавлялись уцелевшие фрагменты от старой одежды, и тогда они собирались в новые образы – украшали лобную часть чохто, лицевую часть чехлов, наспинных подушечек, женских сумочек и другое.
Основные предметы – чехлы и наволочки – выполнены в технике лоскутного шитья; они имели большие размеры (до метра), изготавливались каждой хозяйкой для своего дома и носили характер рукоделия. Их использовали для сидения на каменном полу, стелили гостям, украшали скудные жилища; и эти шедевры рукоделия становились порой единственным нарядным объектом в интерьере дома. Лоскутные изделия бытовали в повседневной жизни сургинцев не одно столетие, однако практически сошли на нет уже во второй половине XX века. Тем не менее в каждом сундуке сургинки сохранились эти семейные реликвии, которые сегодня из разряда обихода перешли в важный историко-этнографический источник по изучению материальной культуры сургинцев, даргинцев и в целом дагестанцев.
Художественной композиционной основой лоскутных панно является «сургинская комбинация» – крупные прямоугольники и квадраты в весьма контрастной по цвету подборке. Активное включение жёлтого по центру, соседство ярких цветов, применение неожиданных форм и размеров, использование вышивки говорят о завидной смелости сургинцев и широте восприятия ими мира.
Глядя на сургинские лоскутные картины, понимаешь силу и мощь творческого воображения мастеров, отвагу и безграничность народной фантазии, и хочется провести аналогию с крупными художниками – Мондрианом, Кандинским, Малевичем, основоположниками абстрактного искусства.
Но Пит Мондриан не был в Сурги, а сургинцы, вероятно, за сто лет до него уже стояли у истоков абстрактного искусства.
Всю эту красоту, представленную в экспозиции (а это более 30 предметов), на протяжении последних пяти лет собирала и изучала наша коллега, заведующая Акушинским филиалом Национального музея РД им. А. Тахо-Годи и сокуратор проекта Зубалжат Мирзаева. Она и предоставила нам экспонаты для полноценной выставки и показа любознательному зрителю. Глядя на эти искусно и талантливо выполненные предметы прошлого, мы не просто восторгаемся красотой смелых абстрактных композиций, но и открываем для себя малоизвестный исторический и культурный пласт – Сургинское вольное общество, исторически образовавшее в свою очередь особую субкультуру и ментальность.