Секреты дерева и металла
Насечка по дереву стала делом всей его жизни. Вот уже почти 30 лет он создаёт изделия в традиционном стиле своих предков. Магомедали Магомедалиев (на снимке второй справа) – один из самых лучших мастеров Унцукульского района, инкрустирующих дерево.
С его легкой руки обычный кусок древесины превращается в волшебной красоты трости, вазы, чернильные приборы, солонки, шкатулки. Сегодня искусство унцукульских мастеров, как и прежде, востребовано, но интерес к обучению трудоёмкой работе постепенно угасает: все хотят «легких» денег, а инкрустация по дереву – занятие непростое. Тут требуются усидчивость, большое терпение и огромная любовь к своему делу.
Серия мастер-классов по традиционным промыслам и ремёслам народов Дагестана пользуется большим вниманием и интересом жителей нашей республики. Этим популяризаторским проектом занимается Республиканский дом народного творчества. На днях в Центре культуры села Дылым Казбековского района секретами унцукульской орнаментальной насечки металлом по дереву делился лауреат премий Правительства РФ «Душа России» и Правительства РД «Душа Дагестана», специалист Республиканского дома народного творчества мастер Магомедали Магомедалиев.
Профессионалу Магомедали этой усидчивости не занимать. Благодаря такому преданному служению делу предков сегодня мастер и его ремесло известно далеко за пределами Страны гор. Унцукульские художественные изделия Магомедали выставлял в Милане (Италия), Париже (Франция), Санкт-Петербурге, Славянске-на-Кубани, Сочи, Ставрополе, Владикавказе, Элисте, Астрахани… Он – частый участник фестиваля «Русь песенная, Русь мастеровая» в Воронежской области.
Созданные мастером вазы, подносы, сувениры украшают дома, частные коллекции ценителей народного искусства и ручной работы в США, Италии, Франции. Ваза работы мастера хранится у министра обороны нашей страны Сергея Шойгу.
В ходе мастер-класса в Дылыме Магомедали рассказал немало интересного о технологии создания изделий из дерева.
— Чтобы получилось хорошее, качественное изделие, дерево, из которого оно будет изготовлено, должно соответствовать ряду требований: быть крепким, вязким и непременно сухим, чтобы со временем не растрескалось, иначе вбитые металлические пластины могут выпасть, и работа рассыплется. Для материала будущих изделий подходит дерево кизила, абрикоса, груши, грецкого ореха. А для насечки используют чаще мельхиор, реже – серебро, — рассказал Магомедалиев.
Проведя небольшую ознакомительную беседу для своих слушателей, мастер принялся демонстрировать процесс работы, в который с большим интересом вовлекались дети и их педагоги. Четкими ударами специального молоточка в «тело» будущей вазы из дерева мастер вбивает тончайшие маленькие металлические пластины, откусывая их миниатюрными кусачками от большого мотка мельхиоровой проволоки. Более крупные детали – пятачки разных размеров – обжигаются. Орнамент выстраивается так, чтобы прослеживалась связь элементов.
С большим интересом дети и взрослые следили за работой мастера, после чего попробовали самостоятельно повторить увиденное. Сделав небольшие надрезы, они забили кусочки мельхиоровой пластинки на деревянные изделия. К концу мастер-класса каждый участник имел свой узорчатый ряд, который спешил показать педагогам и своим друзьям.
Увлекательное занятие мало кого оставило равнодушным. Дети благодарили Магомедали Магомедалиева за проведённый мастер-класс и интересный рассказ об одном из древних художественных ремесел Страны гор.