X
08:36 01.08.2025

Секреты художественного мира

Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает психологию мира, органичного пространства, используя возможности современных технологий, ощущая необыкновенный творческий драйв. Она создаёт целостную картину философского осмысления энергетической ниши, где ей посчастливилось родиться.

Картинки-размышления

В её жизни всё изначально складывалось так хорошо. Мама – музыкант, преподаватель ритмики школы для одаренных детей им. Кажлаева; отец, казалось бы, далекий от искусства человек, не расставался с карандашом, любил выражать свои мысли в виде замысловатых сюжетов на бумаге. Стремление познать графический мир возникло в ней подспудно. Поначалу это были картинки-размышления, подталкивающие к уходу в иллюзорный, сказочный мир, рожденный из родительских и своих собственных мыслей, что только прибавляло уверенность в собственной предназначенности.

– Шла внутренняя подготовительная работа над собой, – рассказывает Сабина. – Стремление познать окружающий мир обрело зримые очертания при знакомстве с учителем, открывшим для меня безграничные возможности графического дизайна, рождающего необыкновенные сюжеты, позволяющие свободно выражать свое мироощущение. Я ведь ни художественную школу, ни училище не закончила, а сразу после школы подала документы на художественно-графический факультет, где ощутила необыкновенный кураж от уроков профессора кафедры живописи Юсупа Ханмагомедова, заслуженного художника республики. Это было как наваждение, когда, попадая в другое художественное измерение, где каждая деталь имеет свое предназначение, получаешь творческий заряд, являясь неотъемлемой частью школы Ханмагомедова.

Учебу она воспринимала как профессиональный экзамен, результаты которого не должны были подвести наставника. Годы обучения на отделении графики научили её терпеливо овладевать искусством графики, познавать философию миросозерцанья, открывать для себя ранее неведомые чувства.

– Педантичность мастера, дотошность в мелочах, требовательность, которые характеризуют профессионала, сформировали во мне художественную дисциплину, выработали пространственное мышление, авторский стиль, – замечает Сабина. – Приятно ощущать ту узнаваемость, что привлекает зрительское внимание индивидуальностью, осмыслением творчества, стилистикой, понятной как любителям графики, так и тем, кто впервые открыл для себя возможность проникнуть в тончайшие струны души человеческой. Настойчивость педагога, его стремление к осмыслению себя в искусстве создавали особое психологическое настроение в каждом из нас, учеников. При всей нашей разности мышления, характера это придавало неуловимое на первый взгляд совпадение графических канонов с иным уникальным визуальным рядом, органично вписывающимся в привычную школу.

Эволюция графического дизайна

Художник с интересом рассуждает, что эволюция графического дизайна, преломляясь в визуальных коммуникациях, отражает как культурные, так и технологические трансформации эпох, достигая невиданных возможностей.

– Понимаете, – говорит график, – творчество достигается путем умозаключений, к которым нас приучал наш наставник. И многое в моем сознании осмысливается с точки зрения педагогической идиллии ученика и учителя, обретая творческую свободу самовыражения. Наблюдая, как творит мой педагог, поначалу я старалась повторять и «забирать» то, что мне было интересно, близко по характеру. Рисунок, акварельная живопись, работа с металлом, умение подчинять себе различные виды травления, офорта и способы гравировки – всё это было огромным вкладом Юсупа Мамаевича в освоение – нет, не ремесла, а искусства. Так любовь к графике со временем превратилась в творческое кредо, в осознание, что из этого складывается эстетика твоего поколения, создавая универсальный визуальный язык, превращая его снова в каноны, приумноженные каждым новым человеческим циклом.

Художник с уверенностью рассуждает о том, что графика остается одним из основных способов создания иллюстративного искусства в ее дальнейшей деятельности благодаря Юсупу Ханмагомедову, открывшему ей многогранность техник исполнения творческих идей в различных способах печати графики. Учитель внушил ей вожделенное чувство любви к родине, что дает ей возможность рассказывать о своем Дагестане, находя в нем то заповедное, что придает ему загадочность. Ощущая на ментальном уровне неповторимую особенность древнего края, артефакты которого она находит на пленэрах, художник поражается мудрой устроенности пращуров, творивших ремесла, создавая культуру, многообразие которой осталось потомкам.

Её радует, что в графике она может показать свой Дагестан с совершенно неожиданных сторон. И это только подстегивает её желание проникнуть в закрытость сохранившихся древних строений, готических, арко­образных развалин, обнаруживая уникальные музейные экспонаты, выражая свое настроение в авторских работах. Так, для художника графика как вид искусства представляет изобразительную художественную площадку для размышлений, давая возможность пробовать свои силы в самых различных техниках, жанрах, иллюстративном направлении, что она для себя выбрала.

Сабина много путешествует по Дагестану. И искренне переживает, что многие из старинных сел, оставшись без людей, исчезают, безмолвствуя в той прошлой жизни. А ведь они некогда были полны жизни, горцы оставили после себя террасы с цветущими благодатными садами. Хунзах, Гиничутль, Балхар, Кубачи – традиционные центры художественных промыслов – находят отражение в её удивительно тонких, изысканных работах, исторических иллюстрациях, цикл которых хранится в музее ИЗО им. П. С. Гамзатовой, Это художественные работы из серии иллюстраций к дипломной работе «Парту Патима», раскрывающие драматичный для Дагестана период захватнических войн, сформировавших на века необыкновенных воинов, обладающих невиданной силой.

Вместе с тем график демонстрирует совершенно неожиданный переход от исторической тематики к серии иллюстраций к андерсеновскому «Оловянному солдатику», отображая фантастический, загадочный, красочный мир, в которых добро побеждает зло, а любовь творит чудеса. А офорт «Материнство», полный таинства рождения, олицетворяет образ дагестанской матери. В каждой из своих работ художница последовательна в детализации фабулы. Изображаемые образы естественны, да так, что возникает желание оказаться в исторической реальности, графически раскрывающей психологию самого художника в бесконечной авторской трансформации, проецируя классику в продолжении со свойственными ей жанровым лаконизмом, образностью изобразительного языка.

Сабина Салихова является участником и дипломантом более двадцати республиканских, всероссийских, зарубежных выставок. Ее территория творчества – в искреннем желании познать как можно больше мир, в котором она живет. Художник в поиске. Ей все интересно до само­забвения.

Тэги:
художник,

Похожие

Графини худграфа во всей красе…

44
В стенах Дагестанского государственного педагогического...

Краски нашей Родины

43
В тиши художественных мастерских рождаются мысли, после чего на холстах появляются целые...

«Мир внутри меня»

27
Его работы, не претендуя на некую модную идею, привлекают сюжетной простотой, изображением...

Линия плюс форма

18
Светотень, заполняя пространство, высвечивая контурные образы, таинственным образом смещая...

Каноны и современность

47
Тонкий мир… Он управляет душой человеческой, совершенствуя ее, давая возможность...

Визуальные тренды Магомеда Моллакаева

100
Дизайнера, графика, художника-постановщика...

«Филигранные истории» Асият Кабукаевой

66
Сюр творчества Асият Кабукаевой неотделим от...

В ожидании снега

63
Новогодние праздники всё ближе, зима уже вступила в свои права. Самое время обратиться к...

Послевкусие эпох

66
Школу дагестанского изобразительного искусства можно считать одной из сильнейших на...

Статьи из «Культура»

Культурная палитра огромной страны

12
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

20
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Праздник дружбы и единства

5
В минувшую субботу, в День Конституции Дагестана, главного закона, скрепившего единство...

Беззаветно служила Мельпомене

14
10 лет назад ушла из жизни народная артистка России Инесса Алимовна Курумова (на снимке). «Вся...

Неповторимый мир мастера

40
Каждое его полотно – не просто изображение, а трепетный рассказ, где медные кувшины звенят...

«Суета» – зеркало дагестанской жизни

65
Порядка 150 произведений, созданных в разные периоды,...

Музыка стала судьбой

15
Чайковский, Рахманинов, Паганини, Вивальди, Сен-Санс… В Кумыкском театре на днях вновь ожили...

А если бы не это фото?..

71
Иногда один случайный кадр меняет всё. Фотография, сделанная в нужный момент, способна не...

Исповедь перед вечностью

32
Союз Станислава Сущевского и Фаины Графченко сравним с двумя нотами одного аккорда. Он –...

Шамиль и его сын

11
Итальянские режиссеры Виктор Туржанский и Джорджо Ривалто сняли 65 лет назад эпический приключенческий фильм под названием «Казаки». В центре сюжета – имам Шамиль...

Мечта с галочкой

75
Когда десятилетняя Настя из их фильма гналась за синей галочкой в соцсетях, сестры и не...

Детские «почему» и сказочные истории

10
Почему у слона такой длинный хобот? Откуда у жирафа...