Картинки-размышления
В её жизни всё изначально складывалось так хорошо. Мама – музыкант, преподаватель ритмики школы для одаренных детей им. Кажлаева; отец, казалось бы, далекий от искусства человек, не расставался с карандашом, любил выражать свои мысли в виде замысловатых сюжетов на бумаге. Стремление познать графический мир возникло в ней подспудно. Поначалу это были картинки-размышления, подталкивающие к уходу в иллюзорный, сказочный мир, рожденный из родительских и своих собственных мыслей, что только прибавляло уверенность в собственной предназначенности.
– Шла внутренняя подготовительная работа над собой, – рассказывает Сабина. – Стремление познать окружающий мир обрело зримые очертания при знакомстве с учителем, открывшим для меня безграничные возможности графического дизайна, рождающего необыкновенные сюжеты, позволяющие свободно выражать свое мироощущение. Я ведь ни художественную школу, ни училище не закончила, а сразу после школы подала документы на художественно-графический факультет, где ощутила необыкновенный кураж от уроков профессора кафедры живописи Юсупа Ханмагомедова, заслуженного художника республики. Это было как наваждение, когда, попадая в другое художественное измерение, где каждая деталь имеет свое предназначение, получаешь творческий заряд, являясь неотъемлемой частью школы Ханмагомедова.
Учебу она воспринимала как профессиональный экзамен, результаты которого не должны были подвести наставника. Годы обучения на отделении графики научили её терпеливо овладевать искусством графики, познавать философию миросозерцанья, открывать для себя ранее неведомые чувства.
– Педантичность мастера, дотошность в мелочах, требовательность, которые характеризуют профессионала, сформировали во мне художественную дисциплину, выработали пространственное мышление, авторский стиль, – замечает Сабина. – Приятно ощущать ту узнаваемость, что привлекает зрительское внимание индивидуальностью, осмыслением творчества, стилистикой, понятной как любителям графики, так и тем, кто впервые открыл для себя возможность проникнуть в тончайшие струны души человеческой. Настойчивость педагога, его стремление к осмыслению себя в искусстве создавали особое психологическое настроение в каждом из нас, учеников. При всей нашей разности мышления, характера это придавало неуловимое на первый взгляд совпадение графических канонов с иным уникальным визуальным рядом, органично вписывающимся в привычную школу.
Эволюция графического дизайна
Художник с интересом рассуждает, что эволюция графического дизайна, преломляясь в визуальных коммуникациях, отражает как культурные, так и технологические трансформации эпох, достигая невиданных возможностей.
– Понимаете, – говорит график, – творчество достигается путем умозаключений, к которым нас приучал наш наставник. И многое в моем сознании осмысливается с точки зрения педагогической идиллии ученика и учителя, обретая творческую свободу самовыражения. Наблюдая, как творит мой педагог, поначалу я старалась повторять и «забирать» то, что мне было интересно, близко по характеру. Рисунок, акварельная живопись, работа с металлом, умение подчинять себе различные виды травления, офорта и способы гравировки – всё это было огромным вкладом Юсупа Мамаевича в освоение – нет, не ремесла, а искусства. Так любовь к графике со временем превратилась в творческое кредо, в осознание, что из этого складывается эстетика твоего поколения, создавая универсальный визуальный язык, превращая его снова в каноны, приумноженные каждым новым человеческим циклом.
Художник с уверенностью рассуждает о том, что графика остается одним из основных способов создания иллюстративного искусства в ее дальнейшей деятельности благодаря Юсупу Ханмагомедову, открывшему ей многогранность техник исполнения творческих идей в различных способах печати графики. Учитель внушил ей вожделенное чувство любви к родине, что дает ей возможность рассказывать о своем Дагестане, находя в нем то заповедное, что придает ему загадочность. Ощущая на ментальном уровне неповторимую особенность древнего края, артефакты которого она находит на пленэрах, художник поражается мудрой устроенности пращуров, творивших ремесла, создавая культуру, многообразие которой осталось потомкам.
Её радует, что в графике она может показать свой Дагестан с совершенно неожиданных сторон. И это только подстегивает её желание проникнуть в закрытость сохранившихся древних строений, готических, аркообразных развалин, обнаруживая уникальные музейные экспонаты, выражая свое настроение в авторских работах. Так, для художника графика как вид искусства представляет изобразительную художественную площадку для размышлений, давая возможность пробовать свои силы в самых различных техниках, жанрах, иллюстративном направлении, что она для себя выбрала.
Сабина много путешествует по Дагестану. И искренне переживает, что многие из старинных сел, оставшись без людей, исчезают, безмолвствуя в той прошлой жизни. А ведь они некогда были полны жизни, горцы оставили после себя террасы с цветущими благодатными садами. Хунзах, Гиничутль, Балхар, Кубачи – традиционные центры художественных промыслов – находят отражение в её удивительно тонких, изысканных работах, исторических иллюстрациях, цикл которых хранится в музее ИЗО им. П. С. Гамзатовой, Это художественные работы из серии иллюстраций к дипломной работе «Парту Патима», раскрывающие драматичный для Дагестана период захватнических войн, сформировавших на века необыкновенных воинов, обладающих невиданной силой.
Вместе с тем график демонстрирует совершенно неожиданный переход от исторической тематики к серии иллюстраций к андерсеновскому «Оловянному солдатику», отображая фантастический, загадочный, красочный мир, в которых добро побеждает зло, а любовь творит чудеса. А офорт «Материнство», полный таинства рождения, олицетворяет образ дагестанской матери. В каждой из своих работ художница последовательна в детализации фабулы. Изображаемые образы естественны, да так, что возникает желание оказаться в исторической реальности, графически раскрывающей психологию самого художника в бесконечной авторской трансформации, проецируя классику в продолжении со свойственными ей жанровым лаконизмом, образностью изобразительного языка.
Сабина Салихова является участником и дипломантом более двадцати республиканских, всероссийских, зарубежных выставок. Ее территория творчества – в искреннем желании познать как можно больше мир, в котором она живет. Художник в поиске. Ей все интересно до самозабвения.