Купить PDF-версию
16:02 | 19 сентября, Чт
Махачкала
X
09:10 18.09.2024

Семейные ценности через искусство

Наталья Мусаева, кандидат искусствоведения
Выпуск - 2024 № 137
8

Справедливо замечено, что именно в детстве закладывается в человеке тяга к прекрасному и творческие способности передаются по наследству. Истории российских художественных династий тому подтверждение.

Немало творческих семей и в Дагестане. Достаточно вспомнить семью, состоящую из восьми прекрасных художников: Алексей Иванович Августович, Галина Павловна Конопацкая, Василий Алексеевич Колесников, Наталья Алексеевна Августович (Мурзабекова), Юрий Алексеевич Августович, Жанна Васильевна Колесникова, Алиса Августович, Альбина Августович-Муслимова. Назовем также Гаджи Магомедовича Камбулатова и его сыновей Мухтара и Мурада; Магомеда Магомедовича Шабанова и Магомеда Шабанова-младшего; Абдулзагира Мусаева и Тимура Мусаева-Кагана; Ибрагим-Халила Супьянова, его сына Камиля и дочь Жавгарат.

Художниками стали трое сыновей Зулкарная Рабадановича Рабаданова: Рабадан, Рафаэли и Гамзат. Прекрасное творческое содружество сложилось и в семье Гейбата Нарахмедовича Гейбатова и Зинаиды Александровны Гейбатовой-Шолоховой: их сын Сабир был прекрасным скульптором, философом, культурологом; Лейла стала художником, дизайнером, искусствоведом. Много творческих династий среди мастеров декоративно-прикладного искусства и скульпторов.

Сентябрь 2024 года порадовал дагестанцев выставкой еще одной династии. Имена Хайруллы Магомедовича Курбанова, Галины Васильевны Пшеницыной (на снимке) и их сыновей Ярослава и Арсена давно известны в Дагестане и за его пределами. В Музее изобразительных искусств проходили выставки троих из них, но впервые зрителям дается возможность увидеть произведения всей семьи на одной площадке.

Впрочем, не только семья и общая профессия объединяют этих людей. Все они окончили Санкт-Петербургскую академию художеств им. Ильи Репина. И хотя учились у разных мастеров (Х. Курбанов у В. Орешникова, Г. Пшеницына у А. Зайцева, Я. Курбанов у Э. Кочергина, А. Курбанов у Ю. Непринцева), единая образовательная среда сформировала удивительно цельные, хотя и разные по концептуальному видению мира творческие личности.

Выставочный зал Союза художников Дагестана вместил лишь небольшую долю созданных мастерами произведений. Большую часть экспозиции составили полотна Хайруллы Магомедовича и Галины Васильевны. И это естественно, так как вся их творчески активная жизнь связана с Дагестаном. Сложнее было везти крупные полотна Арсена, который живет и работает в Санкт-Петербурге, и еще труднее было доставить из Германии произведения Ярослава.

Всё, что предстало перед глазами зрителей, вызывает восхищение, удивление и желание назвать увиденное классикой. Но классикой не в прямом понимании стиля в искусстве, а в этимологическом понимании слова. Это образцовое искусство, ориентирующее зрителя на восприятие идеала, возвышенного и пропагандирующего истинные ценности. Во всех полотнах чувствуется высокая «школа», уважение к человеческой личности и формирующей ее среде.

Портрет Х. М. Курбанова

Всех четверых художников нельзя развести по четырем углам, но можно соединить попарно. Х. Курбанов и Г. Пшеницына – мастера, чей взгляд на мир рожден в недрах СССР и метода социалистического реализма в искусстве. Их дети свой «образ мира» формировали в постсоветский период, в эпоху господства постмодернизма и концептуализма. Однако пройденная ими академическая школа не позволила им свернуть в сторону высокомерной «зауми», чувственного своеволия, беспредметных инсталляций и ассамбляжей. Но есть сила, объединяющая всех художников этой семьи, – интерес к человеку, породивший их пристрастие к портрету. И тут является желание разобраться в концепции понимания личности в творчестве каждого из них.

Хайрулла Магомедович очень многосторонен в подходе к задачам портрета. В одних случаях художника интересует конкретный человек, и тогда перед нами встает личность со свойственным только ей характером. В другом случае мастер ставит перед собой цель выразить в портрете историческое время, свое отношение к нему, и работа превращается в портрет-тип. Сглаживается в лицах индивидуальное, выдвигается на первый план общее. А иной раз художник стремится в воссоздаваемых образах передать ход времени, и произведение начинает говорить философскими категориями, а конкретная модель – звучать символом. Иногда Курбанов пытается донести до нас только определенное состояние духа человека. И здесь художник вообще отказывается от конкретной модели. Высокоразвитое воображение помогает создать поэтически одухотворенный образ. Широта идейного многообразия определила и типологическое богатство произведений мастера. Курбанов пишет индивидуальные портреты, двойные композиции, создает и групповые портреты. Это может быть портрет-этюд и портрет-картина. Порой произведения выстраиваются в серию или триптих. А бывает, что стирается грань между портретом и тематической картиной и в произведении начинает с особой силой звучать заложенное в нем гуманистическое содержание.

Галина Васильевна в портретном жанре обратилась к ведущей линии своего творчества – женскому образу. Барометром ее ощущения прекрасного, к которому она стремится всю жизнь, была и остается женщина, причем возраст ее играет значение. Пшеницыну прежде всего привлекают весна и лето человеческой жизни. В своих главных произведениях она обращается к ранней девической прелести или цветущей красоте зрелости. Они разные по постановкам, по живописному решению, по степени завершенности полотен. Но сближает их не столько этническая принадлежность героинь (во всех ярко выражены дагестанские черты), сколько общее эмоциональное состояние. Художница выбирала натуру, видимо, настроенную в лад собственному мироощущению. Ее модели в основном спокойно созерцательны. Ни одна из них не весела, они будто в неведомых внутренних оковах, тяжесть которых не осознают в силу природной сдержанности, внушаемой женщинам традиционным воспитанием, а потому и не страдают от этого.

Картина «Женсовет»

Психологический склад самого автора определяет ее склонность видеть в человеке лирическое начало как доминирующее. Пшеницына всю свою творческую жизнь остается тонким лириком. Эта целевая установка настолько для нее органична, что никогда не поддается перенастройке ни в силу моды, ни из конъюнктурных соображений.

В 1980-е годы в отечественной живописи меняется творческая ориентация художников в концептуальном понимании человека. На смену «человеку дела» приходит «человек думающий». И портретная живопись Курбанова и Пшеницыной сближается по некоторым параметрам. В искусстве Хайруллы Магомедовича стал преобладать женский образ, а в творчестве Галины Васильевны «женская тема» обрела еще более поэтическое звучание. В арсенале обоих мастеров появляется больше детских портретов. Только раньше это были сыновья и племянники, теперь – их дети. Они, как и прежде, трогают своей непосредственностью и живостью характеров.

Искусство Арсена Курбанова некоторые исследователи относят к современному неоклассицизму, усматривая в нем постоянное обращение к прошлому. Это касается и использования классических сюжетов, и стилистики, основанной на ясности композиции, пластической завершённости форм, резких контрастах с целью создания ощущения гармонии и порядка, внимании к деталям, возвышенности в трактовке образов. Всё это так актуально в мире, который часто кажется хаотичным и подавляющим.

Другие аналитики отсылают его живопись, в частности портретную, к фотореализму, когда лица даются крупным планом и максимально приближаются к зрителю. Зритель и герой вглядываются друг в друга. Это обоюдное внимание усиливает остроту характеров и их индивидуальность.

С любой из названных позиций можно согласиться, но, думается, глубоко метафоричное искусство Арсена гораздо сложнее. В его живописи преобладают портреты членов семьи. Мы видим, как взрослеют сын и дочь, как меняются сам художник с супругой. Портретная галерея – семейный альбом, где главное не действие, окружение и красивый антураж, а личность.

Часто художник включает портреты своих родных в тематические картины, в которых воспроизводятся поистине ветхозаветные темы и сюжеты. Через библейские образы мастер пытается понять характер своих подрастающих детей, определить их судьбу, оградить от ошибок. Общий строй композиций усиливает остроту характеров и индивидуальную яркость лиц, заставляет снова вглядываться в полотна и верить, что гуманистические ценности одержат верх над бездуховностью современного мира.

Арсен разрабатывает вечные темы, устанавливающие духовные смысловые связи всего человечества, дающие людям возможность понимать друг друга вне зависимости от времени и пространства, разделяющих их. Художник воплощает эти темы в соответствии с собственным видением актуальности их новой аранжировки. Помимо высокой идейной значимости полотен необходимо оценить и их художественное совершенство, что с еще большей силой делает произведения убедительными и действенными в функциональном познавательно-воспитательном смысле.

Ярослав свое отношение к искусству сформулировал в интервью на одной из персональных выставок в галерее «Steinroetter». Он говорит: «У современного художественного произведения искусства должна быть идея, неважно, актуальная или уже вошедшая в контекст истории. Главное, чтобы оно волновало зрителя, пробуждало его чувства и побуждало к размышлению».

Художник также считает, что не стоит всю жизнь придерживаться наработанного стиля. И еще одна важная мысль: произведение должно быть выполнено профессионально. Дилетантизм, когда примитивно написанное полотно убивает заложенную в нем прекрасную идею, он не принимает. В контексте сказанного мастер подчеркивал важность получения профессионального образования. В понимании своих магистральных тем в искусстве Ярослав близок к позициям Арсена. Обоих увлекают «вечные» темы: жизнь и смерть, любовь и предательство, смысл человеческого существования. Они пытаются понять себя и свое место в этом мире, пристально вглядываясь в отражение в зеркале и на полотне.

Представленные на выставке произведения – яркое подтверждение того, что время не властно над этими темами. Человечество на протяжении всего своего существования будет разгадывать тайны собственного бытия. Наверное, именно неразгадываемая тайна заставляет художников мыслить не только изоморфными, узнаваемыми образами, но и с помощью знаков и символов. Ярослав использует и древние символы, и новые, замеченные им в современности или выплывшие из подсознания. У каждой эпохи свой символический язык, тем увлекательнее распознавать его глубинные смыслы.

Тэги:
художник,

Похожие

…Без тебя бедна я

223
Ее Дагестан особенный, не похожий ни на чей другой. Это вселенная, это гора-образ, где многое...

Возрождённый мир

57
Замысловатые линии, образуя канву сюжетных образов, словно послание из прошлого,...

Законы живописи

23
Художник при должности – это не художник: слишком много административной работы, считает...

Он мечтал увидеть мир…

78
Очарованный землей, ее звуками и красками, еще мальчишкой выцарапывал на камнях-валунах то,...

Энергия родных гор

252
Художественный мир разнообразен. Он отражает природу мироощущения, познания сути...

Крылья его творчества

51
В его судьбе все сложилось по наитию, соединив два противоположных увлечения в одно целое. И...

Парадоксы Исмаилова

33
Соприкасаясь с художественным миром, осознаёшь, что работы мастера только тогда понятны и...

Вдохновение Дагестаном

64
День единения народов России и Беларуси мы отмечаем 2 апреля. Но если вы сейчас ждете, что я...

Искусство реальности

444
В биографии молодой художницы, а Нине Каймаразовой (на снимке) чуть больше двадцати,...

Статьи из «Культура»

Всеми любимые песни

2
Образцово-показательный оркестр войск Национальной гвардии Российской Федерации под...

Сезон фестивалей

6
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Дарители красоты

109
Цирюльник, куафер, парикмахер, стилист по волосам… Как только ни называли этих...

Грузин, который считал себя дагестанцем

38
Грузинский актер Рамаз Гиоргобиани снялся в...

Хранители традиций соберутся в Дербенте

75
Лозунг «Сохраняя традиции, шагаем в будущее» –...

Поэт непростой судьбы

26
Если судьба сталкивает Магомеда Насруллаева с человеком неблагородным или даже подлым, то...

Мы будем помнить

53
В этом году Дагестанцы отмечают 25-летие разгрома международных бандформирований. В...

Старый город жив

146
Осенний сезон Театра поэзии открылся 3 сентября. Сразу несколько событий прошло в этот день в...

Беседы с Расулом Гамзатовым

31
В канун дня рождения народного поэта Расула Гамзатова (8 сентября) мне вспомнились некоторые...