Семейный портрет на фоне гор
Самый простой способ понять произведение искусства – довериться своему чувству (но с этим можно и поспорить). Не может музыкант, писатель рассказать так, как скажет о том же художник, и наоборот. В картинах есть такое, что цепляет и держит взгляд, заставляет задуматься, и твои мысли могут быть отличны от «так видит художник». В Северо-Кавказском филиале Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина (Владикавказ) проходит выставка «Конопацкие – Августовичи – Колесниковы – Мурзабековы. Семейный портрет на фоне гор».
Это совместный выставочный проект Национального музея Дагестана им. А. Тахо-Годи, ДРОО «Первая Галерея», СКФ ГЦСИ-Пушкинский музей. Выставка посвящена 110-летию Г.В Конопацкой, 70-летию Ю. А. Августовича и отъезду семьи из Дагестана со всей коллекцией работ.
В экспозиции представлены живопись, графика, семейные, личные документы, отображающие линию жизни и деятельности восьми известных дагестанских художников: Галины Конопацкой, Алексея Августовича, Василия Колесникова, Натальи Конопацкой-Мурзабековой, Юрия Августовича, Жанны Колесниковой, Алисы Августович, Альбины Августович-Муслимовой.
– В своих воспоминаниях Галина Конопацкая написала: «Дагестан – неповторимое чудо». Это восприятие новой земли стало лейтмотивом творчества не только ее и ее супруга Алексея Августовича, но передалось всем членам большой династии художников. При всей своей разности они воспели гимн солнечному, теплому Дагестану. Они стали его частью, они стали дагестанцами. Все их огромное наследие, рассыпанное сегодня в больших и малых собраниях музеев и частных коллекций, отражает как в зеркале горный край, его историю и богатое народное искусство, – рассказывает куратор проекта Джамиля Дагирова. – Каждый из них заслуживает отдельного рассказа, в особенности это касается основателей династии и основоположников профессионального изобразительного искусства в Дагестане – Галины Конопацкой и Алексея Августовича, благодаря которым в дагестанское искусство первой четверти ХХ века ворвался ветер интеллектуальной и духовной свободы и сформировался новый художественный язык.
Выставка стала интересным событием для многих владикавказцев. Для них Дагестан стал еще ближе. Джамиля Дагирова рассказывала посетителям о жизни и творчестве художников, о том, как они приехали в Страну гор и стали главной частью культурного пространства.
– В 1955 году после холодного Магадана и послевоенной ссылки молодая семья Алексея Августовича и Галины Конопацкой, выбрав среди небольшого списка разрешённых для поселения мест Дагестан, приехала в Махачкалу. И они остались здесь навсегда. Их детям – тоже будущим художникам – Наташе и Юре крайне необходимы были солнце, тепло и море! Алексей и Галина сразу же влились в небольшой коллектив Союза художников ДАССР, став активными участниками выставок, причем всесоюзного и всероссийского масштаба. Уже в Дагестане сын Юрий Августович и дочь Наталья Мурзабекова окончили Дагестанское художественное училище им. М. Джемала. Их стиль сложился под влиянием семьи и творческой атмосферы, но он абсолютно свой, особенный. Супруга Юры – Жанна Колесникова – тоже художник, пришла в семью со своим багажом. Ее отец – известный художник Василий Колесников с Кизлярщины. Наташа вышла замуж за однокурсника Камиля Мурзабекова, ставшего впоследствии крупным художником театра и кино, станковым живописцем и графиком. Все их дети продолжили творческие традиции в третьем поколении, – поделилась искусствовед.
Большая семья художников, но у каждого свой узнаваемый стиль, почерк, творческие ориентиры и пристрастия. Сегодня их имена занимают особое место в изобразительном искусстве Дагестана, ни одна выставка не обходится без их работ.
В книге «Культурный портрет», изданной Дагировой, искусствовед Татьяна Петенина рассказывает, что дом Августовичей-Конопацких был центром духовной жизни города.
«Здесь собиралась интеллигенция: музицировали, читали стихи, спорили о новых тенденциях в искусстве. Душой общества являлась Галина Павловна… Она виртуозно владеет линией. Может одним движением очертить силуэт горной гряды или фигуру горянки. Линия у нее может быть музыкальной, певучей или, наоборот, динамичной, стремительной, напряженной, но всегда живой. Всегда несущей смысловую и эстетическую нагрузку… Поражаешься цельности и силе характера, глубине личности, неподдельности всего, что она делала. Когда в ее воспоминаниях читаешь: «Я очень люблю Дагестан», веришь ей абсолютно. Когда узнаешь, как на творческой даче в Краснодарском крае все, что художница начинала писать на этюдах, сводилось к пейзажам Дагестана, а все натурщицы превращались в аварок или даргинок – не удивляешься. Трудно сказать, кто кому дал больше – Дагестан Конопацкой или Конопацкая Дагестану… Именно она заложила основы понимания нового художественного языка. Именно в ее работах обнаруживаются тенденции, которые позднее в полной мере проявятся в творчестве художников, стремящихся к коренному обновлению и содержания, и формы».
– В экспозицию вошли работы всех членов большой династии художников, для которых на протяжении почти 70 лет главной и важной темой в творчестве был Дагестан – его люди, горы, история. И этот год для дагестанской культуры переломный. Юрий Августович и Жанна Колесникова приняли решение переехать из Дагестана в Москву, ближе к детям. Они планируют создать мастерскую и салон семьи в столице и, увы, вывезти с собой огромное наследие большой «мастерки» на ул. Гагарина – культового места для многих поклонников их таланта. А значит огромный пласт картин нескольких поколений уже не будет доступен будущим поколениям. Это событие – большая потеря для культурной среды республики, – комментирует Джамиля Дагирова.
Художники писали о Дагестане с любовью, это видно в каждой картине, в каждом их герое, поэтому их произведения наделены особой силой и в них влюбляешься бесповоротно.
А выставочный проект будет путешествовать по регионам Северного Кавказа, раскрывать для соседей живописный Дагестан.