Сердце может видеть
В Доме поэзии прошло мероприятие, собравшее творческую интеллигенцию: поэты и писатели вспоминали своего коллегу Магомеда Ахмедова (на снимке). Человека, который много лет возглавлял Союз писателей и оставил, несомненно, яркий след в культурной жизни нашей республики.
Магомед Ахмедов — дагестанский писатель, прозаик, поэт, переводчик, критик и публицист. Народный поэт Дагестана (2005). Лауреат Большой лите-ратурной премии России (2006), литературной премии имени Дельвига (2012) и других. Критики называли его духовным и поэтическим преемником Расула Гамзатова.
«Магомед Ахмедович был простым и понятным человеком, — говорила на вечере памяти директор Музея изобразительных искусств Салихат Гамзатова. — К нему не нужно было находить подход. Когда он стал председа-телем Союза писателей, для меня этот факт был органичным. Папа мне всегда говорил: «Не надо быть подражателями, надо быть продолжателями». Действительно, в последних стихах Ахмедова я видела те интонации, которые мог бы сказать мой отец, что «кроме Дагестана есть еще небесный Дагестан, и скоро я туда попаду».
Салихат Расуловна, конечно, имела в виду стихотворение «Небесный Дагестан», в котором есть следующие строки:
Гляну на небо – там горы и лес,
Там, в облаках, мой второй Кавказ.
Мне, повидавшему много стран,
Видится сердцем, как никому:
Там есть ещё один Дагестан,
По одному мы уходим к нему.
Все мы уходим отсюда, увы,
По одному на небесный суд.
Песни Неба, прислушайтесь вы,
Имя Аллаха в себе несут.
Все мы уходим с земли родной,
Битые снегом, свинцом, дождём.
Заместитель главного редак-тора ГТРК «Дагестан» Салам Хав- чаев говорил:
«У нас с ним были большие планы, мы даже начали совмест-ный проект с Театром поэзии. Магомед был настоящим право-преемником Расула Гамзатова. Я коллекционирую всё, что связано с моим дорогим товарищем».
На вечере выступили и моло-дые артисты Театра поэзии. Они трогательно, проникновенно чи-тали стихи Магомеда Ахмедови-ча. Одно из них написано в далеком 1975 году:
«Честь имею» – два коротких слова –
Выбросил из лексики мой век…
Пистолет заряжен. Всё готово.
И шагнул к барьеру человек…
А теперь уладится иначе:
На столе бутылка коньяка…
Что нам до мальчишеских чудачеств
Дуэлянтов энского полка.
Пересохло русло Чёрной речки,
От тумана горы не видать.
Будет жить без этих слов нам легче,
Но труднее будет умирать…
Об этом рассказала дочь советского прозаика, поэта, драматурга Людмила Хизгиловна Авша- лумова, добавив:
«С виду Магомед Ахмедович был один человек, а в глубине души — совсем другой. Он говорил: «Ум спорит с сердцем, а сердце спорит с умом, но только тогда рождается настоящая по-эзия, когда она пишется свободно и без оглядки на власть». Отстаивал интересы родного языка, цитируя строки Расула Гамзатова: «Если родной язык умрет, то умрут традиция, культура, умрет Дагестан».