Сердце Петровска
При внимательном рассмотрении графической работы «Вокзал» (бумага, гуашь,1940-е гг.), созданной художником Юсуфом Моллаевым и представленной на юбилейной ретроспективной выставке, возникает непреодолимое желание рассказать не только о самом здании, но и о процессе его создания.
Надо сказать, города в тот период придавали большое значение архитектурному облику вокзалов, стремясь превзойти друг друга в пышности и красоте оформления. Лучшие архитекторы разрабатывали проекты зданий вокзалов в самых модных стилях времени: модерн, эклектика и неоклассицизм. Фасады отличались торжественностью, а интерьеры – простором. Иногда вокзалы получались даже больше, чем было необходимо, поскольку в те годы не существовало точных расчётов пассажиропотока, а их полная мощность проявлялась далеко не сразу.
Вокзал, построенный в 1894 году, стал сердцем Петровска.
На скромном, но величественном фронтоне вокзала красовалась эмблема, сразу привлекавшая внимание. Два перекрещенных якоря символизировали морское прошлое и настоящее города, его важную портовую функцию. Под ними, словно в подтверждение, была высечена дата основания вокзала и его название, что добавляло еще больше значимости этому месту.
Двухэтажное каменное здание железнодорожного вокзала прослужило махачкалинцам и гостям столицы до начала 1970-х годов. Снесённое землетрясением, оно сегодня живет лишь на старых фотографиях.
Пассажир поднимался на небольшое центральное крыльцо, ведущее в вестибюль. Несмотря на свою небольшую площадь, вестибюль был оснащен билетной кассой и багажным отделением, не совсем пригодным к использованию. В ожидании отправления пассажиры с любопытством созерцали виды, открывавшиеся из окон, выходивших на перрон. Сквозь них они могли следить за прибытием поездов на станцию…
Обогревали здание печи. А свет здесь создавали керосиновые лампы. Рабочий, занимавшийся их чисткой и заправкой, сидел в отдельной комнате, недоступной для посторонних глаз.
Наступившая Первая мировая война оказала судьбоносное воздействие на дальнейшую участь вокзального здания. С этого момента постройка обрела новую, критически значимую функцию. Именно со старого вокзала дагестанцы отправлялись на поле брани под звуки известного марша «Прощание славянки». События, произошедшие в феврале 1917 года, Гражданская война и Великая Отечественная явились значимыми вехами в истории этого архитектурного сооружения. С началом Великой Отечественной войны возникла острая необходимость в перестройке работы железнодорожного транспорта, чтобы он мог эффективно решать поставленные задачи.
Одним из ключевых элементов этой перестройки стало введение особого графика движения поездов, разработанного Народным комиссариатом путей сообщения. График начал действовать с 18:00 24 июня 1941 года и был направлен на приоритетное и ускоренное перемещение воинских составов и грузов, связанных с мобилизационными перевозками. В те годы через Дагестан проходили составы с ранеными и добровольцами, и вокзал в республике стал именоваться «воинским».
В 1974 году на месте старого вокзала был построен новый вокзальный комплекс в духе стандартных архитектурных образцов советского модернизма. Современное здание продолжает служить людям, оставаясь памятником истории. К зданию были пристроены две боковые лестницы, позволяющие напрямую попасть на перрон, минуя главный вход. В начале нулевых годов вокзал подвергся масштабной реконструкции, в результате которой было создано современное и функциональное пространство.
В настоящее время в здании имеются просторный зал ожидания, комната для матери и ребёнка, кассы, камеры хранения багажа, справочное бюро, медицинский пункт, кафе и несколько небольших магазинов.