X

Серебро роднит народы

Дагестан издавна зарекомендовал себя заповедным местом России, богатым народными мастерами художественных промыслов. В предыдущем пятничном номере газеты мы рассказывали о златокузнецах селения Кубачи. Сегодня поведаем о художественной обработке серебра, получившей широкое и многообразное развитие в целом ряде горных селений на протяжении столетий. Причем в каждом районе в украшении полудрагоценным металлом оружия, ювелирных изделий имелись свои приемы изготовления и отделки. По ним можно было определить место производства, а порой и мастера.

Центрами создания высокохудожественных серебряных изделий в горном Дагестане были селения Чох, Ругуджа, Унцукуль, Согратль, Гоцатль, которые еще в XIX веке являлись крупными очагами местной художественной культуры, а мастера ювелирных дел по таланту сработанных украшений не уступали кубачинцам — признанным далеко за пределами Страны гор ювелирам. Серебряные витые браслеты, серьги с тонким изображением птиц, ажурные пряжки на мужских и женских поясах были популярны среди любителей кавказского колорита. Чернь на серебре, накладная филигрань, наборные детали в сложных украшениях своим рисунком, мастерством исполнения и сегодня завораживают, рождая особые ассоциации не только у кавказцев.

Лет двадцать назад, будучи в Греции, я зашла в ювелирный магазин, коих в этой стране множество. Не зная языка, вытянув руку, показала жестом продавцу на заинтересовавший меня предмет, желая посмотреть его поближе. На запястье моем был серебряный браслет с черненным орнаментом. Вдруг мою руку схватил какой-то турист-иностранец и радостно возгласил: «Госатль!». Его лицо с распахнутыми глазами, широкой улыбкой было осчастливлено только что сделанным открытием. Мы смотрели друг на друга будто два близких человека вдали от своих исконных мест, которые наконец-то нашли родную душу. Мне ничего не оставалось, как только снять с руки браслет и подарить его незнакомому, но вмиг ставшему таким близким человеку. До сих пор жалею, что не узнала, из какой он страны и откуда ему знакомо искусство далекого высокогорного селения в Дагестане. Да и как было узнать, мы не знали языков друг друга, но нас роднил этот маленький предмет, изготовленный горцем с тонким пониманием красоты.

Селение Гоцатль Хунзахского района — одно из известных центров народных художественных промыслов Дагестана. В доме гоцатлинца непременно найдутся медночеканные водоносные кувшины разных размеров, с удивительно витиеватым рисунком подносы, используемые для свадебных угощений, котлы для шурпы, различная посуда. Самые нарядные из них составляют убранство дома.

В Гоцатле немало мастеров-ювелиров, удивляющих красотой серебряных и мельхиоровых подвесок, колец, браслетов, серег, нашивок на головные уборы горянок, поясов, заколок, нередко с инкрустацией полудрагоценными камнями или цветными стеклами. Ювелиры не забывали и о мужчинах, изготавливая серебряные наборные пояса, газыри, ножны для кинжалов, шашек, украшенных характерным орнаментом.

Крупный черневой рисунок гоцатлинцев отличали изделия от украшений лакских и кубачинских мастеров красивым, но все-таки сдержанным, более скромным орнаментом. Мастера склонны в изготовлении к оправданной функциональности и серебряные детали располагали там, где была необходимость в прочности изделия. Такая работа особенно имела спрос у населения, ценившего не только красоту, но и практичность.

Гоцатлинские мастера не сдерживали свою фантазию в украшательстве свадебного женского костюма. Невеста к этому торжеству особенно богато нашивала на платье, на головной убор множество дивных своей изобретательностью в плетении орнамента серебряных пластин, подвесок, цепочек; массивные кольца с цветными вставками камней на пальцах привлекали внимание многочисленных гостей.

Традиционное искусство обработки металла передавалось из поколения в поколение. Множились в Гоцатле потомственные династии мастеров высокого класса в украшении холодного оружия, предметов домашнего обихода, изготовлении женских украшений. Многие из них пользовались отличной репутацией. Их работы были ценными экспонатами крупных музеев в Москве, Санкт-Петербурге, международных выставок в Осаке (Япония), Монреале (Канада)…

Не всё гладко было в развитии гоцатлинских народных промыслов в Дагестане, наблюдались взлеты и спады. Эти периоды, как ни странно, имели свои плюсы. Взлеты популяризировали искусство дагестанской обработки металла, изделия имели большой спрос. А тяжелые времена способствовали отходничеству. Многие мастера покидали родные места, уезжали на заработки в Закавказье, Среднюю Азию, южные районы России, что расширяло географию гоцатлинского искусства, увеличивая ассортимент изделий: появились декоративные вазы, стопки, рюмки, винные рога, оправленные серебром, табакерки, шкатулки…

А с организацией Гоцатлинского художественного комбината на прилавках магазинов в разных регионах России появились броши, кулоны, кольца, браслеты, комплекты женских украшений с чернью, гравировкой, кувшины, вазы, портсигары…

В возрождении гоцатлинского ювелирного искусства, традиционного художественного серебра с ярко выраженными особенностями, своей стилистикой, набором орнаментальных композиций большую роль сыграл Магомед Джамалудинов – выдающийся мастер, подвижник народного искусства Дагестана, внесший вклад в развитие декоративного мастерства России. Его рукотворные шедевры ювелирного дела украшают витрины крупных музеев России, Европы.

Ныне гоцатлинские ювелиры озабочены обучением молодежи традиционному делу художественной обработки металла, разработкой новых образцов изделий, поиском ниши в современной рыночной экономике.

Статьи из «Народные промыслы»

Многообразие дагестанского дома

30
Она не любит рассуждений о высоком в творчестве. Но то, что...

Другой кIаз Беллы Кишевой

50
Более двух десятков головных покрывал, созданных Беллой Кишевой (на снимке) в течение 25 лет,...

Бурка как дом родной

176
Даже сегодня не утихают споры между учеными по поводу того, откуда появилась бурка. К точному...

Кузнец своей судьбы

73
Она родилась в селе Харбук Дахадаевского района, известном тем, что там был крупнейший в...