X
08:10 07.10.2020

Серебро в борьбе со злыми духами

«В потолке нашей тесноватой сакли много следов от пуль. Друзья моего отца стреляли в потолок из пистолетов: орлы, гнездящиеся в окрестных горах, должны узнавать, что у них народился брат и что в Дагестане одним орлом стало больше. Конечно, от выстрела, от пули не может родиться сын. Но всегда должна найтись пуля, чтобы отметить рождение сына», – писал Расул Гамзатов.

Даже самый маленький дагестанский аул полон уникальными традициями, обычаями и обрядами и выглядит как многоцветный ковёр. Свадебные обряды наших народов имеют длинную историю: предки знали, как устроить свадьбу, чтобы раз и навсегда. И всё в ней имело значение, всё было наполнено смыслом. Обычай стрелять в потолок должен был отпугнуть злых духов от колыбели младенца.

Старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, кандидат исторических наук Майсарат Мусаева рассказывает, что традиции, которые бережно хранили наши предки, способствовали развитию рода. Главным признаком семейного благополучия считалась многодетность. Не случайно говорят: «Аллах дал детей, на детей он тоже даст». Самое распространённое в букете пожеланий было родить семерых сыновей и одну дочь.

Например, у аварцев из селения Дусрах Чародинского района, как и у других народов Нагорного Дагестана, в последний четверг перед свадьбой родственницы жениха собирались в доме невесты и демонстрировали подарки. Все дары складывали на мужской черкеске, расстеленной на полу, при этом громко желали, чтобы в этом союзе родилось много детей и не переводились мужчины.

Верьте или не верьте, но каким-то образом обряды срабатывали. И сегодня мы стараемся придерживаться пусть и не полного списка, но некоторые пункты имеют место быть. Большинство обрядов должны уберечь молодых от дурного сглаза, проделок шайтана, помочь построить большую счастливую семью.

Наша любимая церемония приношения даров невесте на подносе началась не сегодня и не вчера. Это сейчас мы носим подносы с ореховой халвой, а раньше с вареными курами и яйцами, что тоже символизировало плодовитость. Даже то, что невесту встречали медом, кроме пожелания сладкой жизни, означало, что женщина должна стать такой же продуктивной, как пчела.

– Лакская невеста, прежде чем покинуть отцовский дом, выносила два чурека. Один оставляла за воротами, другой несла в дом мужа. Вместе с хлебом она приносила и воду. У даргинцев из с. Гуладты невесту сажали на мешок муки. И у даргинцев, и у лакцев под ноги невесте при входе в дом жениха стелили овечью шкуру и кидали мелкие монеты – шкура символизировала изобилие, а металл служил оберегом, который, по представлениям горцев, должен обеспечить счастье новой семье, – рассказывает ученый. А в некоторых кумыкских селениях невесту ждали не мед с маслом, как обычно, а сито с корытом. Причем их торжественно вручала счастливая свекровь. Невесте запрещалось выходить на улицу до проведения обряда «сувгъачыгъыв» (хождение за водой). К этому событию она готовилась серьезно: вышивала платочки, кисеты, готовила халву. За водой ходила с подругами, по пути раздавали угощения. И только после этого обряда молодой жене можно было ходить в гости вместе с мужем.

Вернемся к любимой женской теме – украшениям. Вы уже поняли, что у наших прабабушек был отменный вкус. Каждый костюм – произведение искусства, и не зря традиционные наряды обшиты подвесками, бляшками, монетами, цепочками, бусинами. Наши предки, вешая металлические или серебряные подвески, верили в магическую силу металла и в его способность отгонять злых духов. Невесте из селения Муги Акушинского района мать жениха выливала на голову ковш теплого топленого масла. По народным представлениям, это обеспечивало безбедную жизнь.

В селении Ругуджа невеста при входе в дом перешагивала через бронзовый котел, встречающие бросали на нее серебряные монеты, сахар, конфеты. И особенно щедро украшали серебром свадебные костюмы ругуджинок.

– Голову ругуджинской невесты в день свадьбы украшало уникальное налобно-теменное украшение – маргъал, что в переводе с аварского языка означает «жемчужина». Подобного украшения больше нет ни в одном другом костюме народов Дагестана и надевался он поверх головного покрывала. Часть маргъала была украшена речным жемчугом треугольной формы. Главное событие свадебного обряда – переход невесты из родительского дома в дом жениха, – рассказывает главный хранитель Национального музея РД им. А. Тахо-Годи Заира Кильдеева. – Считалось, что именно в этот период она особенно уязвима и нуждается в защите от нечистых сил и дурного глаза. Лицо девушки полностью закрывали серебряными пластинками. В маргъале также присутствовали кружочки, похожие на солнце, – это солярные знаки, которые тоже выполняли оберегательную функцию: позванивая, они отгоняли злых духов, что давало благодать будущей жизни невесты. Маргъал как оберег и элемент свадебного костюма был характерен только для ругуджинцев и передаётся из поколения в поколение.

Большинство обрядов было связано не только с предписаниями адатов, но и с неким магическим смыслом – уберечь молодых от порчи и дурного глаза, проделок шайтанов. В общем, многие церемонии, сопровождающие торжество, были призваны обеспечить долгую, счастливую семейную жизнь и много детей.

Статьи из «Культура»

Самый острый ум Аварии

13
Гамзат Цадаса был первым аварским сатириком, баснописцем и драматургом, а еще проявил себя...

Дочь степи

11
Ногайская писательница Бийке Исхаковна Кулунчакова (на снимке) – автор многих сборников...

Режиссер хотел удивить зрителя

10
В 1983 году на экраны страны вышла криминальная драма «Мираж»....

Краски жизни и голоса эпохи

3
В Дагестане очень насыщенная культурная жизнь, которая не замирает ни на миг. Напоминаем...

Новый взгляд на классику

10
Глава «Бэла» из знаменитого романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» занимает...

10 лет мечте Расула Гамзатова

39
Десять лет для театра – много или мало? А если он необычный, каких в нашей стране раз-два и...

Ихтиандр, который не испугался акул

67
Сценарий фантастического фильма «Человек-амфибия»...

Секреты художественного мира

12
Офорты, акварель, уголь… В технике печатной графики ­Сабина Салихова (на снимке) выражает...

Культурная палитра огромной страны

16
Межрегиональный фестиваль традиционной культуры «Мы...

Главный персонаж – сам режиссер

25
В 1980 году молодой дагестанский режиссер Асхаб Абакаров...

Победила Поэзия

81
«Будет ли третий Турнир поэтов?» – задавались мы вопросом год назад, когда в Театре поэзии во...