Откуда такое название? Дело в том, что Туржанский был русским актером. Он эмигрировал в конце 1917 года во Францию, а потом перебрался в Италию. Идея снять картину про имама Шамиля принадлежала именно ему. А финансовой стороной занимался его друг (тоже режиссер) Ривалто.
Когда у Виктора спросили, почему именно «Казаки», то он объяснил:
– У меня дед был казаком. Рассказывал, что это самые смелые люди. Я решил, что горцы в этом с ними абсолютно схожи.
А вот Джорджо предложил назвать картину «Горцы против царской мафии».
Туржанский долго смеялся:
– Какая еще мафия?
Коллега удивлялся:
– Как какая? У нас в Италии, например, тоже есть мафия.
Виктор махнул рукой:
– В России всё по-другому. Там другие люди и другой менталитет.
***
В этой картине были задействованы, кроме итальянских, еще английские и американские актеры. Имама Шамиля играет Эдмонд Пурдом. Сына Шамиля, поручика Джамалуддина, блестяще сыграл Джон Дрю Берримор. Его невесту Анну – Джорджия Мол. Жену Шамиля Фатиму тоже играет итальянка Елена Зарески.
Сначала Джорджия Мол хотела сыграть одну из дочерей Шамиля.
– Зачем? – спросил Туржанский.
– Но ведь надо и дочерей Шамиля показать, – сказала молодая актриса.
– В том-то и дело, что их показывать я не буду в своей картине.
– Почему?
– Потому что фильм в основном про Шамиля и его сына Джамалуддина.
– Тогда он будет неполный, – заметила Мол. – Вы не находите?
– Нет, – покачал головой режиссер. – У вас не получится меня переубедить. Поэтому или играете Анну, невесту Джамалуддина, или я найду другую актрису.
Джорджия согласилась, так как гонорар был весьма приличный.
***
Позже актриса делилась, что желала показать весь жизненный путь героини. Известно, что Анна прожила 90 лет. Умерла после революции в 1922 году. Но режиссер на такую трактовку, конечно, не согласился. Он воскликнул:
– Вы хотите меня обанкротить! Это надо снимать не меньше чем десять серий.
Самого Джамалуддина показали весьма благородным, грамотным и воспитанным юношей. После окончания кадетского корпуса только ему присваивается звание поручика, тогда как остальные все подпоручики. Он становится заложником царя, когда горцы проигрывают битву под Ахульго.
Джамалуддин на приеме у императора говорит, что у него такое ощущение, как будто он родился не в горах, а в Петербурге.
– Я полюбил вашу столицу. Для меня теперь это дом родной.
– И я такого же мнения, – соглашается царь. – И мундир офицера вам очень к лицу.
Однако вопрос, согласен ли он вернуться к отцу, ставит Джамалуддина в тупик.
– Не знаю, – чуть растерянно отвечает юноша. – Мне надо подумать.
***
Сам имам показан мужественным, твердым и вдумчивым военачальником. В его армии царит железный порядок. Он очень внимателен и обходителен со своими пленниками – грузинскими княгинями и русским офицером по имени Борис. Одна из княгинь, Варвара Орбелиани, даже выражает слова благодарности Шамилю:
– Такого почета мы не ожидали. Оказывается, даже в плену бывают хоть и маленькие, но свои радостные моменты.
– Для горца это честь – уважать и оказывать женщине внимание, которого достойна она, – отвечает ей имам.
Потом княгинь и офицера Бориса обменяют на Джамалуддина. Свое согласие вернуться к отцу он даст только через три месяца после беседы с царем.
***
К слову, картина «Казаки» имела огромный успех и была номинирована в 1961 г. на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля во Франции. Виктор Туржанский признавался, что сам не ожидал такого успеха.
Самое интересное, что годом ранее был снят фильм «Хаджи-Мурат» (режиссер – Риккардо Фред). В съемках участвовали актеры Италии, Франции и Англии. Принимала здесь участие и вышеупомянутая Джорджия Мол.
Правда, большим успехом в Италии он не пользовался, зато в Америке приобрел огромную популярность из-за английского актера Стива Ривза, сыгравшего Хаджи-Мурата. Этот актер в то время являлся кумиром почти всех женщин мира.
В наши дни и Турция собирается снимать сериал про Шамиля. Местный сценарист Атилла Энгин недавно заявил, что работа над сценарием идет полным ходом. В общей сложности запланировано снять 12 серий, которые охватят период в 30-35 лет жизни имама – до его смерти.
Известно, что съемки предполагается вести не только в Дагестане и Турции, но и в Петербурге, Калуге, Египте и Саудовской Аравии.