X
09:55 11.04.2023

Шекспир продолжает жить на сцене

«На Вильяма нашего Шекспира» Лакский музыкально-драматический театр замахнулся уже давно и, надо сказать, весьма удачно. Сначала были «Ромео и Джульетта», потом пользующийся огромной популярностью у зрителей (причем не только в Дагестане) спектакль «Укрощение строптивой» и, конечно, «Гамлет», сыгранный в очередной раз на днях.

По словам художественного руководителя театра Бадрижат Магомедгаджиевой, в планах еще одна постановка по пьесе Шекспира. Из-за такой верности таланту и творчеству великого драматурга Лакский театр в профессиональных кругах даже зовут «Шекспировским». Что ж, неплохое «прозвище», его не просто заслужить.

Режиссер двух спектаклей по Шекспиру – болгарин Богдан Петканин, успешно работающий как на зарубежных сценических площадках, так и на российской сцене. Увидев его талантливые работы, худрук предложила поработать над постановкой выдающегося классика с труппой театра. В 2012 году он приехал в Махачкалу, познакомился с коллективом, и вот результат. Тогда в «Ромео и Джульетте» блистали юная Зинаида Чавтараева, ныне заслуженная артистка Дагестана, и артист Хасбулат Курбанов. Особую любовь к постановке питали студенты, спектакль шел с аншлагами. Сегодня актёрский состав поменялся, но шекспировская трагедия продолжает жить на сцене.

А в 2020 году состоялась премьера спектакля «Укрощение строптивой» (режиссер Гиви Валиев, ныне худрук Северо-Осетинского государственного академического театра имени В. В. Тхапсаева). Работа вошла в число 15 лучших спектаклей национальных театров России на родных языках, стала дипломантом III Всероссийского фестиваля национальных театров «Федерация». То, что это свое прочтение знаменитой пьесы, думаю, согласятся зрители, побывавшие на спектакле. Иногда спорно, но интересно. С постановкой театр выезжал за пределы Дагестана. На театральном фестивале в Грозном спектакль просто произвел фурор. Оказалось, что Шекспир вполне себе «продвинутый дагестанец» или даже «кавказец», хорошо представляющий, какой должна быть настоящая жена. А если серьезно, это, пожалуй, одна из самых удачных и популярных работ в репертуаре театра.

Можно ли сказать, что одна из составляющих успеха конкретной постановки – язык, на котором говорят актеры? Бесспорно, спектакли на русском по определению могут собрать аудиторию шире. Проблема всем известна и много раз озвучена – сокращение числа говорящих на родных языках, что особенно актуально для лакского народа. Но хорошо, что в зале есть родители, они приходят в театр с детьми, берут для них наушники с синхронным переводом, и таким образом молодое поколение приобщается к родной речи.

Если же возникают некоторые языковые сложности в труппе, то на помощь молодым актерам приходит народная артистка Дагестана, всеми признанная и любимая Саният Рамазанова – она педагог по сценической речи.

Большинство спектаклей для более широкого приобщения молодежи к классическому репертуару и пьесам патриотического звучания ставятся на двух языках. К примеру, благодаря постановке «Невыплаканные слезы» по фронтовым дневникам Э. Капиева о талантливом дагестанском писателе узнали во многих регионах Северного Кавказа.

– Была такая показательная история, – вспоминает исполнительный директор театра Магомед Гусейнов, – в Пятигорском университете, куда мы вывозили эту постановку, к нам поначалу отнеслись скептически. Ну, приехал очередной национальный театр, встречающей стороне – администрации города – надо проявить вежливость и прийти. А после представления студенты выходили со слезами на глазах, и люди, хорошо знакомые с работами столичных театров, были поражены высоким уровнем дагестанского спектакля.

Лакскому театру повезло: его главный режиссер, народный артист РД, выпускник Тбилисского театрального института Аслан Магомедов еще и талантливый педагог, он делится своим опытом с молодыми коллегами.

В 1960–1980-е годы артисты для национальных театров готовились студийно – в лучших театральных школах Советского Союза. Это Москва и Ленинград, Баку, Ереван и др. Потом был вакуум. В 1990-е открылось театральное отделение на факультете культуры в Даггосуниверситете, это тогда и спасло положение с театральными кадрами в республике. Туда пошел работать заслуженный деятель искусств России Валерий Эфендиев – воспитанник М. И. Кнебель, ученицы К. С. Станиславского, основателя русской психологической школы. Таким образом сохранились и продолжились эти традиции на дагестанской сцене.

Как будет развиваться театр, рассказала Бадрижат Магомедгаджиева.

– Мы рассматриваем театр как центр национальной культуры, призванный сохранять родной язык, популяризировать традиционную, этническую культуру и историю своего народа. Собственно ради чего он и был создан. Театр должен постоянно подпитываться корнями своего искусства, обогащаться его образностью, иметь национальную классику и спектакли с ярко выраженной стилевой палитрой. Такие, к примеру, как «Лудильщики» Г. Саидова, «Парту Патима» М. Алиева, «Удрида бава» К. Мазаева, «Хан Муртазали» Ц. Камалова, «Кровь и слезы» С. Касумова и т. д.

Одна из серьезных проблем наших театров – вопрос национальной драматургии. Так, практически все пьесы, написанные на лакском языке, у нас в репертуаре уже есть. К сожалению, современных авторов, пишущих на родном, мало. Мы много обсуждали эту проблему с председателем Союза писателей РД, народным поэтом Дагестана Магомедом Ахмедовичем Ахмедовым. Прислушиваясь к его советам, вместе с Хазиной Аминовой, заведующей литературной частью театра, перечитываем дагестанскую прозу для создания инсценировок, которые были бы интересны нашему зрителю. Театр должен развиваться, чувствовать ритм и дух времени, поднимать вопросы, волнующие современного зрителя. При этом нельзя забывать о современной эстетике спектакля и его сценической лексике.

Отметила Бадрижат Набиевна и просветительскую функцию театра: он должен образовывать публику, приобщать к искусству и прежде всего к вершинным образцам классической драматургии, что крайне необходимо для творческого роста актеров, раскрытия их потенциала.

Не остается театр в стороне и от задачи воспитания молодого поколения в духе патриотизма, приверженности истинным ценностям, неприемлемости идеологии терроризма.

Многие спектакли рассчитаны на школьную и студенческую аудитории (Гоголь, Чехов, Островский). И это правильно. Главное, чтобы поход на спектакль не заменял собой чтение. Но отрицать огромную роль театра в приобщении к литературе просто бессмысленно.

Когда этот материал выйдет в печать, Лакский театр вернется с гастролей в Нальчике. Это не первый регион Северного Кавказа, куда он выезжает со своим спектаклем «Последняя цена», поставленным Дмитрием Павловым к 100-летию со дня рождения Расула Гамзатова. Грозный, Владикавказ, Элиста посмотрели постановку, и многие зрители оставили о ней свои теплые отзывы. Спектакль заставил раскрыть, казалось бы, хорошо знакомого поэта с новой стороны. В Дагестане театр показал его почти во всех городах и многих районах республики. Но это тот случай, когда гора сама идет к Магомету.

К сожалению, в республиканских медиа до сих пор не выработана стратегия работы с театрами. Телевидение не ведет регулярной информационной работы. Да, отдельные события освещаются, но, как правило, постфактум. Анонсов же, трансляций спектаклей в эфире недостаточно. Интересующиеся театральной жизнью следят за новостями в соцсетях. А вот потенциальных зрителей, которые пока не дошли до зрительного зала, надо привлекать и приглашать. Вопрос эффективных взаимоотношений пресс-служб театров и средств массовой информации всё еще актуален.

Статьи из «Театры»

Комедия с ноткой грусти

73
Проникновенные речи, яркость передаваемых образов, артистизм и, самое ценное, глубокий...

Спектакль о самом главном

13
Когда дети растут без отца, без его любви, заботы и поддержки, им приходится идти по жизни,...

Восемь вечеров на Русской сцене

147
До официального открытия сезона в Русском драматическом...

Правда жизни через игру

15
Можно ли так словами описать человеческую боль, чтобы читающий ощутил ее каждой клеточкой...

Когда искусство вне политики

15
Подлинное искусство всегда найдет путь к человеческим сердцам и заявит о себе. Творчество...

Сезон фестивалей

23
С приходом осени начался новый театральный сезон, который традиционно сопровождается...

Гоголь в волшебном мире кукольного жанра

39
«Мертвые души» Гоголя читали все. Целиком ли,...

Она перевернула театральный мир

25
Зинаида Райх появилась на свет 130 лет назад. Она была...

«Больше, чем театр»

17
Под таким девизом на прошлой неделе в Крыму состоялся шестой образовательный заезд сезона...

Подарили детям сказку

19
В репертуаре Даргинского театра есть интересные постановки не только для взрослых, но и для...

Легенда комедийного жанра

27
Театр дарит зрителям самые разные эмоции: может погрузить в меланхолию, заставить бояться,...

Смеха ради

96
Когда на сцене театра создается новая постановка в таком жанре, как фарс, режиссёр и артисты...