Шишкин в Дагестане
Новгородский музей-заповедник впервые представляет в этнографическом комплексе «Дагестанский аул» работы известного русского художника Ивана Ивановича Шишкина. 12 июля здесь открылась выставка под названием «Что может быть лучше природы?» с офортами прославленного живописца.
На открытие выставки пришли деятели культуры и искусства нашей республики, гости из Новгорода и просто ценители прекрасного.
Заведующая отделом комплектования музейных коллекций Новгородского музея-заповедника Ирина Васильева говорила об исключительности работ И. И. Шишкина и призвала зрителей внимательнее ознакомиться с его гравюрами.
«Шишкин – неповторимый мастер. Надеюсь, каждый из присутствующих по достоинству оценит творчество этого замечательного автора», – сказала она.
Особое место в экспозиции занимают работы, посвященные природе. В частности это офорты «Ночь», «На лесной меже», «В Сестрорецке». Выбор пространства для их размещения показался сотрудникам Новгородского музея-заповедника весьма удачным: в светлой камерной обстановке гравюры притягивают внимание зрителя.
Студентка 3-го курса Дагестанского государственного педагогического университета Нина Каймаразова поделилась впечатлениями:
«Об офортах Шишкина я очень много слышала и слушала на занятиях в университете. Когда узнала, что подлинники можно будет посмотреть в нашем музее, обрадовалась, потому что увидеть такие работы вживую – большая удача. В каждой гравюре есть интересные технические решения, которые вдохновляют и удивляют. Вот, например, офорт «Скала» – работа, где линии проведены точками. Такое редко где увидишь», – делится студентка.
Иван Шишкин родился 25 января 1832 года в городе Елабуге. Среди русских пейзажистов он считается одним из
величайших.
«Во всех своих произведениях Иван Иванович является знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любых деревьев, кустов и трав. Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Сама местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее – получала в картинах и рисунках Шишкина вид совершенной действительности.
Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов. Нужно также заметить, что с Шишкиным повторилось то, что бывает почти со всяким особенно сильным художником: наука форм далась ему в ущерб колориту, который, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком. Поэтому талант художника иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, чем в таких работах, в которых он пользовался многими красками», – считают некоторые критики.
Посмотреть картины прославленного мастера можно до 17 августа. Музей-заповедник «Дагестанский аул» ждет посетителей ежедневно с 10:00 до 18:00 (со вторника по воскресенье).